Противоречия как движущие силы психического развития.

Движущими силами развития психики является противоречия возникающих на каждом этапе развития человека Они обусловлены возникновением у индивида новых потребностей, изменениями взаимоотношений с окружающими людьми, появлением нового статуса в обществе

Внешние противоречия разворачиваются между индивидом и требованиями социума, например, ожидания родителей конфликтуют с желаниями ребенка Однако, внешние противоречия становятся двигателями психического развития индивида то оде, когда трансформируются во внутренние, становятся зоной столкновение противоположных тенденций психики самого человека Внутренние противоречия вызывают активность индивида, направленная на решение этих противоречащих стей путем прогрессивных изменений психики и деятельности Преодоление одних противоречий вызывает формирование новывих.

Одной из наиболее типичных внутренних противоречий, что в новых формах возникает на каждом этапе психического развития индивида, является несовпадение между новыми потребностями (познавательными, коммуникативными и др.) и старыми, уже неэффективными способами их удовлетворения Решение этого противоречия конструктивным образом обеспечивает прогрессивные изменения психики через изменение социального положения, рост компетентности и совершенствование деятельности, существенно способствует самовирааженню и самоутверждения личности.

Каждый возрастной период характеризуется своеобразной, специфической для него социальной ситуацией развития, которая является исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного п период.

По мере взросления индивид будто перерастает свой образ жизни, что приводит поиски новых способов самореализации и стимулирует личностный рост ЛМ Фридман

Закономерности психического развития

Неравномерность и гетерохронность:Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются посинхронно, каждая из них имеет свои стадии подъема и спада.Гетерохронность — разновременность, несовпадение во времени фаз развития отдельных функций. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития). Сензитивность развития: когда создаются благоприятные условия для развития тех или иных психических функций, эти периоды и называются сензитивными. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую. Дивергентность-конвергентностьДивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития. Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности. Метаморфозы детского развития (психика ребенка отличается от психика взрослого не просто количественно, а качественно, т.к. ребенок воспринимает, осмысливает и интерпретирует события качественно иным способом, нежели взрослый.Единство биологического и социального в развитии(психология развития - есть результат оптимального сочетания уровня биол. зрелости организма и влияния среды, находящейся в пределах возможности этого уровня.)




Проблема классификации направлений и теорий психического развития.

Направление- группа теорий которые объединены общей методологической идеей относительно процесса развития и поведения человека. Может наблюдаться дифференциация начальной идеи, под направления тоже могут дифференцироваться.

Теория- непротиворечивая связна система научных положений, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теории- научные (непротиворечивые, взаимосвязанность основных идей, простота, обобщенность, эмпиричность, достоверность, логичность, подтверждаемость, эффективность) и ненаучные. Каждая теория имеет свои +и-, но это не значит что есть теории правильные и неправильные, просто есть более и менее полные.в связи с этим развивается эклектический подход. Теории могут различаться между собой след.пок-м: 1определение факторов развития, 2объяснения описаний, 3охватываемые возростные периоды, 4 возможность внешнего влияния, 5 пед. и клинич. Значимость.

Наши рекомендации