Краткий словарь основных понятий

АДАПТАЦИЯ - приспособление к условиям среды.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сочетание свойств образовательной среды и внутренних возможностей человека, которые обеспечивают состояние психологического благополучия.

БЛАГОПОЛУЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - системное каче­ство человека, проявляющееся в переживании содержательной наполненности и ценности жизни.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ – понятие, отражающее с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию

ВОЗРАСТ — категория психологии развития, обозначающая отдель­ные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, пе­риоды, стадии, фазы).

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - характеристика психичес­кого развития, определяющаяся конкретно-историческими усло­виями, характером воспитания, особенностями деятельности и общения.

ВОЗРАСТНОЙ НОРМАТИВ — понятие психологии и педагоги­ки развития, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельно­сти, при котором могут реализоваться высшие возможности че­ловека на данном возрастном интервале. Возрастной норматив — это не то среднее, что есть при сложившемся образе жизни лю­дей, а то лучшее, что возможно при организации соответствую­щих условий их жизнедеятельности.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (школьная зре­лость) — совокупность морфо-физиологнческих и психологи­ческих особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, орга­низованному школьному обучению.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сформиро­ванное^ у ребенка 6-7 лет определенных психологических ново­образований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу, достаточно раз­витый фонематический слух и др.

ДЕВИАНТПОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система поступков человека, противоречащих общепризнанным в обществе моральным, эти­ческим и правовым нормам поведения.

ДИСПОЗИЦИЯ — готовность, предрасположенность субъекта к по­веденческому акту, действию, поступку, их последовательности.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического развития, нахо­дящийся между ранним и младшим школьным возрастом. В совре­менной отечественной периодизации развития — от 3 до 6-7 лет.

ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — внутреннее состояние человека, обеспечивающее ему адекватную действительности регуляцию поведения; внутреннее образование человека, имеющее сложное, поуровневое строение, в качестве которых выступают: уровень личностно-смысловой (личностного здоровья); уровень индиви- дуально-психологического здоровья; уровень психофизиологи­ческого здоровья (Братусь Б. С.).

ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - динамическое состояние субъективного, внутреннего благополучия (внутренней согласо­ванности) личности, к которому она стремится на любом этапе своего развития, составляющее ее сущность и позволяющее ей свободно (без внутренних препятствий) актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - одна из важнейших характеристик процесса развития, которая проявля­ется в разнице между тем уровнем, которого ребенок еще не мо­жет достичь самостоятельно, и тем, которого он достигает с помо­щью взрослого.

ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА (Л. С. Выготский) — понятие, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеа­лов, выработанных совокупным опытом человечества и содержа­щих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения.

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ — исправление отклонений в разви­тии, проявляющихся в несовершенстве некоторых психических свойств и качеств личности.

КРИЗИС — резкий, крутой перелом в течении какого-либо процес­са, меняющий его форму, направление, механизм реализации.

КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – понятие, с помощью которо­го обозначается состояние личности, переживающей «исчерпан­ность моделей поведения», неудовлетворенность собой, неспособ­ность адаптироваться к изменениям обстоятельств жизни и т. п.

КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — особые, относительно непродолжи­тельные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризу­ющиеся резкими психологическими изменениями. Такие кризисы являются нормативными процессами, необходимыми для опти­мального поступательного развития личности.

КРИЗИС РАЗВИТИЯ — возрастно-нормативный перелом в раз­витии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы событийности с другими людьми и с освоением новых, собственных способностей. Проявляется в том, что, открывая для себя новую идеальную форму, ребенок в старых, привычных си­туациях пытается действовать по ее логике, тем самым провоци­руя конфликты. Разрешается через адекватное соотношение иде­альной и реальной форм.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛО­ГИИ — теоретический подход, созданный Л. С. Выготским и осно­ванный на положении о том, что знаки являются не только замести­телями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека, психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими.

ЛИЧНОСТЬ — человек как субъект социокультурных условий жизни.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни ребенка от рожде­ния до одного года; условно подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие жизни и второе полугодие жизни.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ-возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I — III (IV) классах современной отече­ственной начальной школы. В других странах этот возраст соот­ветствует принятым там системам образования

НОВООБРАЗОВАНИЯ — понятие, введенное в психологию Л. С. Выготским, которое позволяло понять качественное отли­чие одного возрастного этапа от другого. При определении дан­ного понятия Л. С. Выготский подчеркивал, что личность ре­бенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и по законам изменения этого целого определяется движение каж­дой его части. Новообразование становится ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе.

НОВОРОЖДЕННОСТЬ — первые три-четыре недели жизни ре­бенка. Переход к внеутробному существованию сопровождается рядом важных изменений в жизнедеятельности организма ребен­ка: включением легочного дыхания, пищеварения, интенсивного теплообразования.

НОРМАЛЬНОСТЬ (норма) — понятие, обозначающее оптималь­ный образ жизнедеятельности; соответствие определенным со­циальным и культурным ожиданиям. В контексте развития ре­бенка норма — это то лучшее, что возможно в его возрасте при соответствующих условиях.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — конкретные, целенаправленно создаваемые условия взаимодействия уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими лич­ностями и реальным (объективным) миром, в которых раскры­тие и реализация безграничных возможностей ребенка является целью-ценностью.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД — этап развития на стыке двух возрас­тов; понятие, используемое для подчеркивания специфики раз­вития в процессе завершения одного возрастного этапа и начала другого, при котором возникают определенные сложности во вза­имодействии личности с окружающими людьми и миром.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ период жизни от 10 до 15 лет, являющийся переходом от детства к взрослости.

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - прикладная область психо­логии, направленная на изучение неблагоприятных факторов от­клоняющегося поведения личности с целью их своевременного предупреждения.

ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ – прикладная область психологии, занимающаяся изучением зако­номерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности, с целью создания возмож­ностей своевременного предупреждения неблагоприятных тен­денций в ее развитии.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (моделирование) — одно из современных по­нятий педагогики и психологии. В самом общем смысле это поня­тие означает специальную работу по созданию образовательных сред, которые понимаются как система влияний и условий форми­рования личности по заданному образцу, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предмет­ном окружении.

ПСИХОГИГИЕНА — часть общей гигиены, разрабатывающая ме­роприятия по охране и укреплению нервно-психического здоро­вья людей.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — вид психологической помощи, направлен­ный на преодоление отклонений в психическом развитии.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — системообразующий вид профес­сиональной деятельности практического психолога образования, позволяющий обеспечить сохранение и укрепление психологи­ческого здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

РАЗВИТИЕ — универсальное свойство материи и сознания, про­являющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое ка­чественное состояние объекта — его состава или структуры.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — закономерное преобразование во времени количественного, качественного и структурного измене­ния психических качеств индивида.

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - одна из разновидностей деятельно­сти специалиста, направленная на решение задач, которые, с од­ной стороны, заданы требованиями общества, а с другой — соот­ветствуют потребностям человека.

СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) - особенно восприимчи­вый, чувствительный.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (СЕНСИТИВНОСТЬ) личностная или характерологическая особенность, заключающаяся в повышен­ной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД (возраст) - 1) этап оптимальных воз­можностей для развития какой-либо стороны психической деятель­ности; 2) этап онтогенетического развития, при котором личность особенно чувствительна к определенного рода воздействиям.

СИТУАЦИЯ — конкретное соотношение предпосылок и условий развития, преобразуемых в систему реальных связей и отноше­ний между соучастниками в событийной общности.

СОЗРЕВАНИЕ — генетически запрограммированный процесс, оп­ределяющий этапы развития организма до зрелого состояния.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - сложившееся в основных чертах к началу каждого-то возраста свое­образное, неповторимое отношение между личностью и окружаю­щей ее действительностью, отраженное в переживаниях человека и реализуемое в его совместной деятельности с другими людьми. Такое отношение обусловливает и динамику психического разви­тия личности на протяжении соответствующего возрастного пери­ода, и новые, качественно своеобразные психологические образо­вания, возникающие к его концу.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ранний юношеский воз­раст) — возраст обучения учащихся в старших классах школы. В современной отечественной школе — 15-17 лет (X-XI классы).

СУБЪЕКТ — человек как носитель (инициатор, распорядитель, тво­рец) предметно-практической деятельности и познания.

УСЛОВИЯ — то, от чего зависит характер, содержание и направле­ние развития субъективности человека; в психологической ант­ропологии в качестве условий полагаются доминирующие куль­турные и духовные факторы.

Вопросы для подготовки к экзамену

1.История становления и современное состояние науки о здоровье

2.Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры

3.Определение психологии здоровья и задачи исследования

4.Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками

5.Психологические факторы здоровья

6.Значение здоровья и подходы к его определению

7.Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни

8.Критерии психического и социального здоровья

9.Понятие физическое здоровье. Факторы физического здоровья

10.Адаптационные резервы организма

11.Двигательная активность и физическое здоровье

12.Оценка и самооценка физического здоровья

13.Понятие и основные составляющие психологической устойчивости личности

14.Общее представление о психологической устойчивости личности

15.Составляющие психологической устойчивости личности

16.Вера как опора психологической устойчивости личности

17.Психологическая устойчивость и религиозная ориентация личности

18.Доминанты активности как опоры психологической устойчивости личности

19.Психологическая устойчивость как сопротивляемость личности

20.Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости личности

21.Психологические типы как формы психического здоровья

22.Акцентуации личности и психическое здоровье

23.Здоровье как социальный феномен

24.Роль здоровья в социальной структуре

25.Здоровье в территориальных общностях

26.Здоровье и социальные организации

27.Социальные изменения и здоровье общества

28.Система здравоохранения как институт социального контроля

29.Тенденции в здоровье мужчин и женщин

30.Гендерные предубеждения специалистов

31.Психическое здоровье и образ жизни

32.Основы рационального питания и психическое здоровье

33.Личная гигиена и здоровье

34.Двигательная активность и здоровье

35.Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему психологии здоровья

36.Педагогика здоровья как результат интеграции педагогики с медициной

37.Специфические черты здоровья. Антропологичность. Интегральность. Личностно-ориентированная направленность. Гуманистичность

38.Проблемы здоровья детей

39.Основные показатели физического развития подростков и их изменения

40.Здоровьесберегающие технологии в учреждениях образования

41.Здоровьесберегающие технологии в перинатальной психологии

42.Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет

43.Внутренняя картина здоровья детей и подростков

44.Психологическое здоровье детей и подростков

45.Психологическое здоровье студентов

46.Психология профессионального здоровья

47.Работоспособность как критерий профессионального здоровья

48.Экстремальные условия деятельности и здоровье человека

49.Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления

50.Психология старения и долголетие

51.Отношение личности к здоровью

52.Психологические основы сексуального здоровья

53.Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа

54.Профилактика ранней алкоголизации, наркоманий и токсикоманий

55.Методы позитивного воздействия в предупреждении вредных привычек и формировании здорового образа жизни

56.Психологические приемы отказа от курения как фактор здорового образа жизни

57.Негативная установка на употребление алкоголя как фактор здорового образа жизни

58.Концепции и виды психической саморегуляции и здоровье

59.Категория психологической защиты. Защитные механизмы.

60.Развитие теории психологической защиты в трудах А. Фрейд, К. Хорни и др.

61.Развитие теории психологической защиты в России

62.Психопрофилактические задачи охраны и укрепления здоровья и их решение

63.Психотерапия и здоровье

64.Реабилитация, ее принципы, проблемы и их решение

65.Мониторинг населения и выявление групп повышенного риска

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Изучение дисциплины "Психология здоровья" происходит в специализированных аудиториях, которые оснащены следующими мультимедийными средствами: компьютерами, проектором, ноутбуком, интерактивной доской, интерактивной указкой и т.д.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030401 Клиническая психология.

Автор (ы)

профессор Петрова Н.Ф.

доцент Есаян М.Л.

Рецензент (ы)

профессор Белых Т.В.

Программа одобрена на заседании кафедры клинической психологии

(наименование)

(протокол № 1 от «31» августа 2011 г.)

Заведующий кафедрой клинической психологии О.А. Ахвердова

(наименование) (И.О. Фамилия)

[1] Eliot R. 5. From Stress to Strength. N.Y., 1993.

Наши рекомендации