Краткий словарь основных понятий
АДАПТАЦИЯ - приспособление к условиям среды.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сочетание свойств образовательной среды и внутренних возможностей человека, которые обеспечивают состояние психологического благополучия.
БЛАГОПОЛУЧИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - системное качество человека, проявляющееся в переживании содержательной наполненности и ценности жизни.
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ – понятие, отражающее с одной стороны, совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию
ВОЗРАСТ — категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, стадии, фазы).
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - характеристика психического развития, определяющаяся конкретно-историческими условиями, характером воспитания, особенностями деятельности и общения.
ВОЗРАСТНОЙ НОРМАТИВ — понятие психологии и педагогики развития, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельности, при котором могут реализоваться высшие возможности человека на данном возрастном интервале. Возрастной норматив — это не то среднее, что есть при сложившемся образе жизни людей, а то лучшее, что возможно при организации соответствующих условий их жизнедеятельности.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (школьная зрелость) — совокупность морфо-физиологнческих и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - сформированное^ у ребенка 6-7 лет определенных психологических новообразований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу, достаточно развитый фонематический слух и др.
ДЕВИАНТПОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система поступков человека, противоречащих общепризнанным в обществе моральным, этическим и правовым нормам поведения.
ДИСПОЗИЦИЯ — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — этап психического развития, находящийся между ранним и младшим школьным возрастом. В современной отечественной периодизации развития — от 3 до 6-7 лет.
ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — внутреннее состояние человека, обеспечивающее ему адекватную действительности регуляцию поведения; внутреннее образование человека, имеющее сложное, поуровневое строение, в качестве которых выступают: уровень личностно-смысловой (личностного здоровья); уровень индиви- дуально-психологического здоровья; уровень психофизиологического здоровья (Братусь Б. С.).
ЗДОРОВЬЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - динамическое состояние субъективного, внутреннего благополучия (внутренней согласованности) личности, к которому она стремится на любом этапе своего развития, составляющее ее сущность и позволяющее ей свободно (без внутренних препятствий) актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - одна из важнейших характеристик процесса развития, которая проявляется в разнице между тем уровнем, которого ребенок еще не может достичь самостоятельно, и тем, которого он достигает с помощью взрослого.
ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА (Л. С. Выготский) — понятие, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения.
КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ — исправление отклонений в развитии, проявляющихся в несовершенстве некоторых психических свойств и качеств личности.
КРИЗИС — резкий, крутой перелом в течении какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.
КРИЗИС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – понятие, с помощью которого обозначается состояние личности, переживающей «исчерпанность моделей поведения», неудовлетворенность собой, неспособность адаптироваться к изменениям обстоятельств жизни и т. п.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ — особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Такие кризисы являются нормативными процессами, необходимыми для оптимального поступательного развития личности.
КРИЗИС РАЗВИТИЯ — возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы событийности с другими людьми и с освоением новых, собственных способностей. Проявляется в том, что, открывая для себя новую идеальную форму, ребенок в старых, привычных ситуациях пытается действовать по ее логике, тем самым провоцируя конфликты. Разрешается через адекватное соотношение идеальной и реальной форм.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ — теоретический подход, созданный Л. С. Выготским и основанный на положении о том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней психической жизни человека, психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими.
ЛИЧНОСТЬ — человек как субъект социокультурных условий жизни.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни ребенка от рождения до одного года; условно подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие жизни и второе полугодие жизни.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ-возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I — III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования
НОВООБРАЗОВАНИЯ — понятие, введенное в психологию Л. С. Выготским, которое позволяло понять качественное отличие одного возрастного этапа от другого. При определении данного понятия Л. С. Выготский подчеркивал, что личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и по законам изменения этого целого определяется движение каждой его части. Новообразование становится ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ — первые три-четыре недели жизни ребенка. Переход к внеутробному существованию сопровождается рядом важных изменений в жизнедеятельности организма ребенка: включением легочного дыхания, пищеварения, интенсивного теплообразования.
НОРМАЛЬНОСТЬ (норма) — понятие, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельности; соответствие определенным социальным и культурным ожиданиям. В контексте развития ребенка норма — это то лучшее, что возможно в его возрасте при соответствующих условиях.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА — конкретные, целенаправленно создаваемые условия взаимодействия уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими личностями и реальным (объективным) миром, в которых раскрытие и реализация безграничных возможностей ребенка является целью-ценностью.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД — этап развития на стыке двух возрастов; понятие, используемое для подчеркивания специфики развития в процессе завершения одного возрастного этапа и начала другого, при котором возникают определенные сложности во взаимодействии личности с окружающими людьми и миром.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ период жизни от 10 до 15 лет, являющийся переходом от детства к взрослости.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - прикладная область психологии, направленная на изучение неблагоприятных факторов отклоняющегося поведения личности с целью их своевременного предупреждения.
ПРЕВЕНТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ – прикладная область психологии, занимающаяся изучением закономерностей и факторов, влияющих на состояние и динамику психологического здоровья личности, с целью создания возможностей своевременного предупреждения неблагоприятных тенденций в ее развитии.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (моделирование) — одно из современных понятий педагогики и психологии. В самом общем смысле это понятие означает специальную работу по созданию образовательных сред, которые понимаются как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
ПСИХОГИГИЕНА — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по охране и укреплению нервно-психического здоровья людей.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — вид психологической помощи, направленный на преодоление отклонений в психическом развитии.
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА — системообразующий вид профессиональной деятельности практического психолога образования, позволяющий обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
РАЗВИТИЕ — универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ — закономерное преобразование во времени количественного, качественного и структурного изменения психических качеств индивида.
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА - одна из разновидностей деятельности специалиста, направленная на решение задач, которые, с одной стороны, заданы требованиями общества, а с другой — соответствуют потребностям человека.
СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) - особенно восприимчивый, чувствительный.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (СЕНСИТИВНОСТЬ) личностная или характерологическая особенность, заключающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД (возраст) - 1) этап оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности; 2) этап онтогенетического развития, при котором личность особенно чувствительна к определенного рода воздействиям.
СИТУАЦИЯ — конкретное соотношение предпосылок и условий развития, преобразуемых в систему реальных связей и отношений между соучастниками в событийной общности.
СОЗРЕВАНИЕ — генетически запрограммированный процесс, определяющий этапы развития организма до зрелого состояния.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (Л. С. Выготский) - сложившееся в основных чертах к началу каждого-то возраста своеобразное, неповторимое отношение между личностью и окружающей ее действительностью, отраженное в переживаниях человека и реализуемое в его совместной деятельности с другими людьми. Такое отношение обусловливает и динамику психического развития личности на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ранний юношеский возраст) — возраст обучения учащихся в старших классах школы. В современной отечественной школе — 15-17 лет (X-XI классы).
СУБЪЕКТ — человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания.
УСЛОВИЯ — то, от чего зависит характер, содержание и направление развития субъективности человека; в психологической антропологии в качестве условий полагаются доминирующие культурные и духовные факторы.
Вопросы для подготовки к экзамену
1.История становления и современное состояние науки о здоровье
2.Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры
3.Определение психологии здоровья и задачи исследования
4.Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками
5.Психологические факторы здоровья
6.Значение здоровья и подходы к его определению
7.Взаимосвязь уровней рассмотрения здоровья и болезни
8.Критерии психического и социального здоровья
9.Понятие физическое здоровье. Факторы физического здоровья
10.Адаптационные резервы организма
11.Двигательная активность и физическое здоровье
12.Оценка и самооценка физического здоровья
13.Понятие и основные составляющие психологической устойчивости личности
14.Общее представление о психологической устойчивости личности
15.Составляющие психологической устойчивости личности
16.Вера как опора психологической устойчивости личности
17.Психологическая устойчивость и религиозная ориентация личности
18.Доминанты активности как опоры психологической устойчивости личности
19.Психологическая устойчивость как сопротивляемость личности
20.Психологическая зависимость как следствие снижения устойчивости личности
21.Психологические типы как формы психического здоровья
22.Акцентуации личности и психическое здоровье
23.Здоровье как социальный феномен
24.Роль здоровья в социальной структуре
25.Здоровье в территориальных общностях
26.Здоровье и социальные организации
27.Социальные изменения и здоровье общества
28.Система здравоохранения как институт социального контроля
29.Тенденции в здоровье мужчин и женщин
30.Гендерные предубеждения специалистов
31.Психическое здоровье и образ жизни
32.Основы рационального питания и психическое здоровье
33.Личная гигиена и здоровье
34.Двигательная активность и здоровье
35.Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему психологии здоровья
36.Педагогика здоровья как результат интеграции педагогики с медициной
37.Специфические черты здоровья. Антропологичность. Интегральность. Личностно-ориентированная направленность. Гуманистичность
38.Проблемы здоровья детей
39.Основные показатели физического развития подростков и их изменения
40.Здоровьесберегающие технологии в учреждениях образования
41.Здоровьесберегающие технологии в перинатальной психологии
42.Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет
43.Внутренняя картина здоровья детей и подростков
44.Психологическое здоровье детей и подростков
45.Психологическое здоровье студентов
46.Психология профессионального здоровья
47.Работоспособность как критерий профессионального здоровья
48.Экстремальные условия деятельности и здоровье человека
49.Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления
50.Психология старения и долголетие
51.Отношение личности к здоровью
52.Психологические основы сексуального здоровья
53.Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа
54.Профилактика ранней алкоголизации, наркоманий и токсикоманий
55.Методы позитивного воздействия в предупреждении вредных привычек и формировании здорового образа жизни
56.Психологические приемы отказа от курения как фактор здорового образа жизни
57.Негативная установка на употребление алкоголя как фактор здорового образа жизни
58.Концепции и виды психической саморегуляции и здоровье
59.Категория психологической защиты. Защитные механизмы.
60.Развитие теории психологической защиты в трудах А. Фрейд, К. Хорни и др.
61.Развитие теории психологической защиты в России
62.Психопрофилактические задачи охраны и укрепления здоровья и их решение
63.Психотерапия и здоровье
64.Реабилитация, ее принципы, проблемы и их решение
65.Мониторинг населения и выявление групп повышенного риска
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Изучение дисциплины "Психология здоровья" происходит в специализированных аудиториях, которые оснащены следующими мультимедийными средствами: компьютерами, проектором, ноутбуком, интерактивной доской, интерактивной указкой и т.д.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030401 Клиническая психология.
Автор (ы)
профессор Петрова Н.Ф.
доцент Есаян М.Л.
Рецензент (ы)
профессор Белых Т.В.
Программа одобрена на заседании кафедры клинической психологии
(наименование)
(протокол № 1 от «31» августа 2011 г.)
Заведующий кафедрой клинической психологии О.А. Ахвердова
(наименование) (И.О. Фамилия)
[1] Eliot R. 5. From Stress to Strength. N.Y., 1993.