Раздел 4. Охрана психического здоровья
Тема: Частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья: охрана психического здоровья, питание, семейное здоровье, сексуальное здоровье, профилактическая наркология, труд и отдых
Цель: совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7).
Организационная форма занятия –круглый стол.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Отношение к здоровью.
2. Психологические основы сексуального здоровья.
3. Психологические аспекты эпидемии ВИЧ/СПИДа.
4. Профилактическая наркология.
5. Психическая саморегуляция и здоровье.
Методические рекомендации.
1. Студент должен овладеть следующими понятиями:внутренняя картина здоровья, алкоголь, амбивалентная привязанность, избегающая привязанность, индикаторы употребления наркотиков, интимная близость, категории сексуальной нормы, корпоративные факторы, критерии наркомании, нелегальные наркотики, политоксикомании, пристрастие, зависимость. Рассмотреть концепцию психологии отношений. Изучить факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Студент должен провести краткий исторический обзор исследования сексуального здоровья. Рассмотреть понятие сексуального здоровья. Изучить количественные и качественные основы сексуальности. Охарактеризовать особенности мужской и женской сексуальности. Раскрыть сущность гармонии и дисгармонии сексуальных отношений. Сформировать представление о профилактике сексуальных дисгармоний. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ван-де-Велъде. Супружество и техника идеального брака. — Рига, 1991,Имелинский К. Сексология и сексопатология. — М., 1986.
3. Студент должен проанализировать модели поведенческих изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа. Охарактеризовать взаимосвязь сексуальности и СПИДа. Сформировать представление о психологических факторах рискованного поведения. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1990.
4. Студент должен изучить психологические основы первичной профилактики зависимостей. Рассмотреть психологические модели аддиктивного поведения и пристрастия к наркотикам. Ознакомиться с понятиями легальные наркотики, табак, алкоголь, лекарства. Охарактеризовать взаимовлияние личности и наркотиков. Сформировать представление о факторах риска алкоголизации и наркомании среди подростков. Раскрыть сущность понятий политоксикомания, созависимость. Составить групповой портрет психоактивных веществ. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. — СПб.: ИМАТОН, 2000, Белогуров С. Б., Зефиров С. Ю., Софронов А. Г. и др. Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. - СПб., 1996, Бобкова О.А., Петрова Н.Ф. Подростки группы риска, склонные к суицидальному поведению // Северный кавказ – пространство межэтнического и межкультурного диалога молодежи. – Ставрополь: СГУ, 2010.
5. Студент должен ознакомиться с понятием психической саморегуляции. Изучить концепции психической регуляции. Рассмотреть виды психической саморегуляции. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб., 2006.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
4. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб., 2006.
5. Современные образовательные технологии / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011.
Дополнительная литература
1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. — СПб.: БПА, 1998.
2. Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. — СПб.: ИМАТОН, 2000.
3. Белогуров С. Б., Зефиров С. Ю., Софронов А. Г. и др. Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. - СПб., 1996.
4. Бобкова О.А., Петрова Н.Ф. Подростки группы риска, склонные к суицидальному поведению // Северный кавказ – пространство межэтнического и межкультурного диалога молодежи. – Ставрополь: СГУ, 2010.
5. Борьба с эпидемией курения. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по борьбе с курением / Пер. с англ. — М.. 1980.
6. Ван-де-Велъде. Супружество и техника идеального брака. — Рига, 1991.
7. Имелинский К. Сексология и сексопатология. — М., 1986.
8. Комфорт А. Радость секса. — Екатеринбург, 2000.
9. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1990.
10. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.
11. Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе. — СПб.: Ретур, 1991.
12. Наркомания в России: вызов национальной безопасности. — М.,1997.
13. Николаева Л. П., КолесовД. В. Уроки профилактики наркомании в школе. — М.; Воронеж, 2000.
14. Прокопенко Ю. П. Физиология и патология интимной жизни. — М.: Знание, 1989. - Вып.7.
15. Психологические особенности наркоманов периода взросления / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. — Самара, 1998.
16. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина и др. — Самара, 1999.
17. Сборник методических рекомендаций по организации системы профилактики наркотической зависимости у подростков и молодежи на основе территориальной модели. — СПб., 2000.
18. Свядощ А. М. Женская сексопатология — М., 1991,
19. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании у подростков. — М.: Генезис, 2001.
20. Справочник: сексопатология / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990.
21. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. — СПб., 2001.
22. Школа без наркотиков / Под ред. Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова. — СПб.:Образование—культура, 1999.
23. Шнабль 3. Мужчина и женщина. Интимные отношения. — Кишинев, 1982.
24. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни женщины. — М.: Медицина, 1992,
25. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины— М.: Медицина, 1990.
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Подготовить и провести круглый стол (для родителей) на тему «Алкоголь и курение. Здоровье и заболеваемость. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии алкогольного опьянения».
2. Подготовить и провести деловую игру «Скажи «нет» алкоголю» (юрист, химик, медицинский работник, психолог, историк).
3. Заполнить таблицу: «Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношение к здоровью» и «внутренняя картина здоровья».
4. Подготовить психологическое эссе «Мужская и женская сексуальность».
5. Письменно рассмотреть вопрос «Психотип и сексуальность» и обсудить его в группе.
6. Просмотр и обсуждение фильма «Реквием по мечте».
7. Разработать творческий проект со слайд-презентацией на тему «СТОП СПИД!!!».
8. Составить психологический портрет наркозависимого подростка.
Лабораторное занятие №11