Тема: Жизненный путь человека и его здоровье

Цель: совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7).

Организационная форма занятия –защита творческих проектов.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Перинатальная психология.

2. Программы ранней помощи для детей от рождения до трех лет.

3. Внутренняя картина здоровья детей и подростков.

4. Психическое здоровье студентов.

5. Психология профессионального здоровья. Работоспособность как критерий профессионального здоровья.

6. Экстремальные условия деятельности и здоровье человека. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления.

7. Психология старения и долголетие.

Методические рекомендации.

1. Студент должен овладеть следующими понятиямианаклитическая депрессия, библиотеки игрушек, базовая перинатальная матрица, поведение, личностная идентичность, младенческий период, младший школьный период, неадекватность требований родителей, оценивание поведения младенца, перинатология, период раннего детства, подростковый возраст, психологическое консультирование детей, стадии развития семьи, эмоциональный контакт матери с ребенком. Рассмотреть влияние особенностей зачатия, родов, раннего постнатального периода на развитие человека и его здоровье. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

2. Студент должен ознакомиться с основными положениями ранней психотерапевтической помощи. Изучить программы социально-педагогической ранней помощи. Рассмотреть программы ранней помощи в дошкольных учреждениях системы образования. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

3. Студент должен ознакомиться с теоретико-методологическими подходами к исследованию внутренней картины здоровья. Изучить возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка. Рассмотреть индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка. Сформировать представление о психологической помощи детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

4. Студент должен рассмотреть факторы, влияющие на психическое здоровье студентов. Охарактеризовать стресс в студенческой среде. Раскрыть сущность ранней профилактики психического здоровья студентов. Сформировать представление о социальной поддержке как факторе психического здоровья студентов. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

5. Студент должен сформировать представление о психологии профессионального здоровья. Изучить психологическое обеспечение профессионального здоровья. Рассмотреть проблемы профессионального самоопределения, профессиональной подготовки и профессиональной адаптации. Раскрыть сущность стресса в профессиональной деятельности. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

6. Студент должен ознакомиться с основными понятиями геронтологии. Рассмотреть признаки психического старения. Изучить программы профилактики старения. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

4. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб., 2006.

5. Современные образовательные технологии / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.

4. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.

6. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 1999.

7. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

8. Крукович Е. И. Тренинг уверенности: основы профессионального мастерства: Учеб.-метод. пособие. — Минск: Изд-во БГУ, 2001.

9. Куликов Л. В. Осознание здоровья как ценности //Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 240-284.

10. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

11. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности // Психология: Учебник / Ред. А. А. Крылов. - М., 1998. - С. 484-494.

12. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

13. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

14. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб, 1991.

15. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

16. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Подготовьте эссе по теме «Влияние особенностей зачатия, течения беременностей и родов на развитие человека и его здоровье».

2. Заполнить таблицу «Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка».

Период психического развития в онтогенезе Характеристика внутренней картины здоровья
     

3. Подготовить творческий проект со слайд-презентацией на тему «Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья».

4. Раскройте письменно концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности и его влияние на профессиональное здоровье.

Лабораторное занятие №10

Наши рекомендации