Тема: Здоровье и образ жизни

Цель: формирование у студентов способности и готовности ковладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).

Организационная форма занятия– лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Понятие образ жизни.

2. Основы рационального питания.

3. Личная гигиена и здоровье.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий:воспитание, биологически активные вещества пищи, витамины, закаливание организма, здоровый образ жизни, конституция человека, культура питания, личная гигиена, минеральные вещества и микроэлементы, режим питания, сон, ферментные системы защиты. Охарактеризовать основные факторы, определяющие образ жизни. Рассмотреть категории, входящие в понятие образ жизни. Перечислите основные принципы здорового образа жизни. Изучить основные составляющие ведения здорового образа жизни. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 4 0 5 - 442.

2. Студент должен рассмотреть функции питательных веществ в организме человека. Изучить ключевые звенья защиты организма. Раскрыть сущность эндоэкологического благополучия организма. Усвоить основные правила культуры питания. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

3. При подготовке к данному вопросу студент должен сформировать представление о личной гигиене и требованиях к ее соблюдению. Охарактеризовать роль закаливания и физической культуры в сохранении здоровья. Изучить влияние двигательной активности на здоровье. Рассмотреть и обсудить в группе кодекс здоровья. Усвоить советы по сохранению здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Рекомендуемая литературы:

Основная литература

1.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2.Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

3.Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Дополнительная литература

1.Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

2.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.

3.Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

4.Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 4 0 5 - 442.

5.Никифоров Г. С. Психическое здоровье // Психология / Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1998.

6.Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

7.Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

8.Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

9.Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

Информационные ресурсы:

1.www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2.psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3.www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4.www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1.Проведение методики «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» (Н.Е. Водопьянова) и обсуждение результатов в группе.

Вводные замечания.Переживание психологического комфорта (благополучия) — важный показатель динамики здоровья, поскольку оно оказывается тончайшим индикатором переходных состояний от здоровья к болезни. В зарубежной психологии при определении пси­хологического (душевного) благополучия широко используется по­нятие «качество жизни», представляющее собой субъективное пере­живание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологи­ческим здоровьем.

Опросник для оценки качества жизни был разработан в Инстигуте медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993). Опросник основан на экзистенциальном подходе к жизненным стрессам. В первоисточнике он состоит из 40 категорий, оценивающих индивидуальное восприятие стрессового напряжения по шкале от I до 9 баллов. Чем выше удовлетворенность по каждой категории оценки, тем ниже уровень экзистенционального стресса. В результате подсчитывается суммарный индекс качества жизни (ИКЖ), который рас­сматривается как субъективная удовлетворенность в самоактуалпзации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов[1].

В результате адаптации и валидизации опросника Элиота из него были изъяты четыре вопроса, вызывающие у российских респондентов непонимание или отторжение, например вопрос о религиозной поддержке (приложение 21.1). Адаптация и апробация методики была произведена на трех выборках респондентов: больные клиники неврозов, работники сферы обслуживания (косметологи, администраторы и инструкторы фитнес-центров), топ-менеджеры коммерческих организаций. Всего 150 человек, из них 100 жен­щин, 50 мужчин.

Наш вариант опросника содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жиз­ни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людь­ми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический ипсихологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).

Цель занятия.Оценить степень общей удовлетворенности качест­вом индивидуальной жизни и выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.

Методика.Общая удовлетворенность качеством жизни определяет­ся с помощью «Опросника для оценки качества жизни» (приложе­ние 21.1).

Порядок работы.Исследование проводится индивидуально или в группах. Время ответов строго не ограничено, но не должно превы­шать 30 мин.

Обработка и интерпретация результатов.В соответствии с ключом (приложение 21.2) подсчитывается сумма баллов для каждой катего­рии жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, макси­мальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удов­летворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем мень­ше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также под­считывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный средне­му значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.

Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в табл. 21.2, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни (табл. 21.1). Полученная информация используется в последующей консультативно-профилактической и психокоррекционной работе с лицами, переживающими психологический стресс и выгорание. Таблица 21.1

Уровни качества жизни

Показатели Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Работа (карьера) 4-22 23-31 30 и >
Личные достижения и устремления 4-25 26-32 31 и >
Здоровье 4-25 26-33 32 и >
Общение с друзьями (близкими) 4-26 27-32 33и>
Поддержка 4-22 23-31 30 и >
Оптнмистичность 4-21 22-26 27 п >
Напряженность 4-22 23-29 30 и >
Самоконтроль 4-23 24-28 29 и >
Негативные эмоции 4-21 22-27 28 и >

Таблица 21.2

Наши рекомендации