Тема: Здоровье и образ жизни
Цель: формирование у студентов способности и готовности ковладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).
Организационная форма занятия– лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Понятие образ жизни.
2. Основы рационального питания.
3. Личная гигиена и здоровье.
Методические рекомендации.
1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий:воспитание, биологически активные вещества пищи, витамины, закаливание организма, здоровый образ жизни, конституция человека, культура питания, личная гигиена, минеральные вещества и микроэлементы, режим питания, сон, ферментные системы защиты. Охарактеризовать основные факторы, определяющие образ жизни. Рассмотреть категории, входящие в понятие образ жизни. Перечислите основные принципы здорового образа жизни. Изучить основные составляющие ведения здорового образа жизни. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 4 0 5 - 442.
2. Студент должен рассмотреть функции питательных веществ в организме человека. Изучить ключевые звенья защиты организма. Раскрыть сущность эндоэкологического благополучия организма. Усвоить основные правила культуры питания. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
3. При подготовке к данному вопросу студент должен сформировать представление о личной гигиене и требованиях к ее соблюдению. Охарактеризовать роль закаливания и физической культуры в сохранении здоровья. Изучить влияние двигательной активности на здоровье. Рассмотреть и обсудить в группе кодекс здоровья. Усвоить советы по сохранению здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Рекомендуемая литературы:
Основная литература
1.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2.Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
3.Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Дополнительная литература
1.Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.
2.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.
3.Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.
4.Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 4 0 5 - 442.
5.Никифоров Г. С. Психическое здоровье // Психология / Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1998.
6.Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.
7.Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.
8.Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
9.Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005
Информационные ресурсы:
1.www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2.psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3.www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4.www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1.Проведение методики «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» (Н.Е. Водопьянова) и обсуждение результатов в группе.
Вводные замечания.Переживание психологического комфорта (благополучия) — важный показатель динамики здоровья, поскольку оно оказывается тончайшим индикатором переходных состояний от здоровья к болезни. В зарубежной психологии при определении психологического (душевного) благополучия широко используется понятие «качество жизни», представляющее собой субъективное переживание удовлетворенности персональной жизнью. Оно соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и с ее психологическим здоровьем.
Опросник для оценки качества жизни был разработан в Инстигуте медицины стресса (США) в 1993 г., чтобы помочь пациентам сбалансировать стрессовое воздействие и силу выбора своей линии поведения, способствующего его преодолению (Eliot, 1993). Опросник основан на экзистенциальном подходе к жизненным стрессам. В первоисточнике он состоит из 40 категорий, оценивающих индивидуальное восприятие стрессового напряжения по шкале от I до 9 баллов. Чем выше удовлетворенность по каждой категории оценки, тем ниже уровень экзистенционального стресса. В результате подсчитывается суммарный индекс качества жизни (ИКЖ), который рассматривается как субъективная удовлетворенность в самоактуалпзации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов[1].
В результате адаптации и валидизации опросника Элиота из него были изъяты четыре вопроса, вызывающие у российских респондентов непонимание или отторжение, например вопрос о религиозной поддержке (приложение 21.1). Адаптация и апробация методики была произведена на трех выборках респондентов: больные клиники неврозов, работники сферы обслуживания (косметологи, администраторы и инструкторы фитнес-центров), топ-менеджеры коммерческих организаций. Всего 150 человек, из них 100 женщин, 50 мужчин.
Наш вариант опросника содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми, поддержка (внутренняя и внешняя — социальная), оптимистичность, напряженность (физический ипсихологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение).
Цель занятия.Оценить степень общей удовлетворенности качеством индивидуальной жизни и выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность.
Методика.Общая удовлетворенность качеством жизни определяется с помощью «Опросника для оценки качества жизни» (приложение 21.1).
Порядок работы.Исследование проводится индивидуально или в группах. Время ответов строго не ограничено, но не должно превышать 30 мин.
Обработка и интерпретация результатов.В соответствии с ключом (приложение 21.2) подсчитывается сумма баллов для каждой категории жизнедеятельности (9 субшкал, каждая содержит по 4 вопроса). Минимальная сумма для каждой субшкалы равна 4 баллам, максимальная — 40. Оценки по субшкалам соответствуют понятию удовлетворенности в различных областях жизнедеятельности. Чем меньше величина баллов, тем сильнее психическая напряженность и ниже Удовлетворенность качеством жизни в данной области. Также подсчитывается общий индекс качества жизни (ИКЖ), равный среднему значению баллов, набранных по всем девяти субшкалам.
Оценка уровня удовлетворенности КЖ производится по общему ИКЖ в соответствии с данными, представленными в табл. 21.2, а также определяются сферы наименьшей удовлетворенности по отдельным субшкалам качества жизни (табл. 21.1). Полученная информация используется в последующей консультативно-профилактической и психокоррекционной работе с лицами, переживающими психологический стресс и выгорание. Таблица 21.1
Уровни качества жизни
Показатели | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Работа (карьера) | 4-22 | 23-31 | 30 и > |
Личные достижения и устремления | 4-25 | 26-32 | 31 и > |
Здоровье | 4-25 | 26-33 | 32 и > |
Общение с друзьями (близкими) | 4-26 | 27-32 | 33и> |
Поддержка | 4-22 | 23-31 | 30 и > |
Оптнмистичность | 4-21 | 22-26 | 27 п > |
Напряженность | 4-22 | 23-29 | 30 и > |
Самоконтроль | 4-23 | 24-28 | 29 и > |
Негативные эмоции | 4-21 | 22-27 | 28 и > |
Таблица 21.2