Эмоциональная стабильность (устойчивость)
В основе кaждого из четырех типов лежат особые сочетания свойств нервной системы:
— у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного на другое, но неуравновешенность нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам;
- у сангвиника также сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи;
- у флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством;
— меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность кому, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.
Каждый тип темперамента природно обусловлен, нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.
Лабораторное занятие № 5
Тема: Социальное здоровье
Цель: формирование у студентов способности и готовности ксовершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7).
Организационная форма занятия – лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Здоровье как социальный феномен
2. Социальная структура и здоровье
3. Здоровье в территориальных общностях
4. Здоровье и социальные организации
5. Социальные изменения и здоровье общества. Система здравоохранения как институт социального контроля
Методические рекомендации.
1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий:абсолютные нормы, аккультурация, внутригосударственная миграция, тендер, биологическая гипотеза, социализационная гипотеза, канализационная гипотеза, глобализация, девиантное поведение, евгеника, здоровое общество, здоровье городского и сельского населения, индустриальные неврозы, классовый градиент здоровья, мобильность, макроэкологический анализ, межгосударственная миграция. Рассмотреть роль популяции в сохранении индивидуального здоровья. Изучить критерии здорового общества. Определить место психологической науки в изучении здорового общества. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
2. При подготовке к данному вопросу студент должен суметь перечислить основные виды устойчивых социальных групп. Описать механизмы воздействия на здоровье признаков принадлежности к социальному классу. Раскрыть сущность теоретических моделей, объясняющих причины классовой градации здоровья. Изучить влияние гендерных групп и семьи на здоровье человека. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
3. Студент должен описать критерии выделения территориальных общностей. Провести сравнительный анализ здоровья городского и сельского населения. Изучить роль территориальных перемещений на здоровье населения. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
4. Студент должен рассмотреть влияние социальных организаций на общественное здоровье. Описать три группы факторов, влияющих на внутриорганизационные условия деятельности. Раскрыть сущность организационной патологии. Изучить показатели здоровья людей в организации и эффективность социальной организации. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005
5. Студент должен рассмотреть воздействие социальных изменений на здоровье общества. Ознакомиться с повреждающими эффектами вестернизации. Охарактеризовать стресс социальных изменений и его морально-психологические и экономические составляющие. Изучить очевидные и неочевидные функции социального контроля в системе здравоохранения. Изложить основные конкретно-методологические подходы к социологическому изучению здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.
3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
5. Петрова Н.Ф. К вопросу о психологическом здоровье детей // Личность: культура и образование: материалы 53-ей научно-методической конференции преподавателей и студентов. – Ставрополь:СГУ, 2008.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.
2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.
3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.
4. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.
5. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.
6. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
7. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005
8. Ходырева Я. В. Психологические факторы здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. — СПб., 1992.
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Конспект статьи: Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Чирков В.И., Лю Ц. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью русских и китайских студентов // Психологический журнал. - №4., 2007.
2. Конспект статьи: Московиси С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995, Т.16. №1-2, с.3-18, с.3-14.
3. Подготовить реферат на тему: «Социология медицины».
Лабораторное занятие №6
Тема: Гендер и здоровье
Цель: формирование у студентов способности и готовности ковладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).
Организационная форма занятия – диспут.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Тенденции в здоровье мужчин и женщин.
2. Гендерные предубеждения специалистов.
Методические рекомендации.
1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий:гендер,модели психического здоровья, профилактические программы для женщин. Раскрыть роль гендерной социализации в здоровье человека. Охарактеризуйте чему способствует гендерный подход. Ответить на вопрос «В чем заключаются различия между понятиями «пол» и «гендер»?». Рассмотреть, что значит гендерный подход к здоровью. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.
2. Студент должен изучить модели психического здоровья, связанные с гендерными представлениями. Охарактеризовать особенности диагностики расстройств у мужчин. Рассмотреть каковы основные современные тенденции, характеризующие здоровье мужчин и женщин. Раскрыть сущность того, как изменение гендерных стереотипов, социализации, статуса может способствовать улучшению здоровья мужчин и женщин. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007, Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - www.piter-press.ru
3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Дополнительная литература
1. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.
3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.
4. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 4 0 5 - 442.
5. Никифоров Г. С. Психическое здоровье // Психология / Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1998.
6. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.
7. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.
8. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
9. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Используя шкалу самооценки С.Я. Рубинштейн оцените свое физическое и психологическое самочувствие. Подсчитайте средние арифметические показатели в группе (отдельно для мужчин и женщин). Обсудите результаты в группе. От каких факторов зависит самооценка самочувствия?
2. Используя методику Э. Лахельма, проведите мини-исследование 10 женщин и 10 мужчин. По результатам исследования и теоретическим материалам проведите в группе дискуссию на тему «Кто чаще болеет – мужчины или женщины? С чем это связано?».
3. Проведите в группе дискуссию «Сверхсмертность мужчин в России». Каковы социальные последствия этого явления? Как можно изменять ситуацию? Что могут сделать для уменьшения сверсмертности мужчин психологи?
4. Конспект статьи: Асадушина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора // Психологический журнал. - №6. – 2008.
Раздел 3. Образ жизни
Лабораторное занятие №7