Тема: Здоровье как научная категория. Ценностный аспект здоровья
Цель:пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1).
Организационная форма занятия– лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. История становления и современное состояние науки.
2. Современное состояние и перспективы развития психологии здоровья.
3. Определение психологии здоровья и задачи исследования.
4. Взаимосвязь с другими науками.
5. Психологические факторы здоровья.
Методические рекомендации.
1. Студент должен ознакомиться с определениями понятияздоровье, психология здоровья, психосоматическая медицина, поведенческая медицина, болезнь, здоровый образ жизни, валеология, гигиена, медицина, психогигиена; иметь представление об основных этапах в становлении психологии здоровья за рубежом и в России. Изучить развитие гигиены, санологии и валеологии как этапы развития психологии здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
2. Студент должен ознакомиться с понятием интрарактивный человек. Охарактеризовать основные мысли Бехтерева В.М. относительно условий формирования здоровой личности. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.
3. Студент должен ознакомиться с понятием психология здоровья, критерии психического и социального здоровья, факторы здорового образа жизни, здоровое поведение, психосоматическое заболевание. Изучить содержание предметной области данной отрасли психологии. Сформировать представление о сфере интересов психологии здоровья. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
4. При подготовке к данному вопросу студент должен ознакомится с такими определениями как, эпидемиология, общественное здоровье, медицинская социология, медицинская антропология. Изучить взаимосвязь психологии здоровья и психофизиологии, детской и возрастной психологии, медицинской психологии, социальной психологии, инженерной и промышленной психологии, психологии спорта, дефектологии. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.
5. При подготовке к данному вопросу студент должен ознакомиться с тремя основными группами психологических факторов, влияющих на болезнь и здоровье. Охарактеризовать группу независимых факторов: поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции, эмоциональные паттерны. Изучить вторую группу факторов: совладение, употребление и злоупотребление веществами, виды поведения, способствующие здоровью, соблюдение правил. Раскрыть содержание третьей группы факторов: общий стресс и существование в болезни. Сформировать представление о взаимодействии факторов. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.
3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
5. Петрова Н.Ф. The idea of systematic character in the determination of the notion of health // European Journal of Natural history. №2. 2006. С. 61-63.
6. Современные образовательные технологии / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – М., 2011.
Дополнительная литература
1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.
2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.
3. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.
4. Ананьев В. А., Давиденко Д. Я, Петленко В. Я, Хомутов Г. А. Этюды валеологии / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001.
5. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990.
6. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.
7. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании. – М., 2005.
8. Водопьянова Н. А., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ Сер. 6 . - 1991. Вып. 4.
9. Гарбузов В. И, Человек, жизнь, здоровье. (Древние и новые каноны медицины). - СПб., 1995.
10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
11. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.
12. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.
13. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
14. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Аннотирование пяти статей из психологических журналов 2007-2011 гг. по теме «Психология здоровья».
2. Конспект статьи: 18. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
3. Подготовить реферат на тему: Понятие о психологическом здоровье личности.