Деятельностная» трактовка психики. Составляющие сознания
Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, открывающегося человеку. Эта картина является исходным пунктом любой деятельности (деятельность направляется сознательным образом ожидаемого результата) и изменяется после каждого акта деятельности, впитав в себя его результат.
Согласно А.Н.Леонтьеву, в сознаваемой картине мира можно выделить три слоя.
1. Чувственная ткань сознания – чувственные переживания различной модальности, интенсивности, ясности и т.д. В чистом виде она не открывается субъекту: необходимы или специальные усилия, или особые условия (искажение изображения – инверсия, псевдоскопия, сенсорная депривация, воздействие специальных фармакологических веществ и т.п.), чтобы отделить чувственную ткань от того объекта, информацию о котором она несет. Одна из важнейших функций данной составляющей сознания – это придание чувства реальности существования отражаемого объекта, всего открывающегося нам в сознании мира.
2. Значение. Носителями значений выступают предметы материальной и духовной культуры, нормы и образцы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые системы и, в первую очередь, язык. В значении зафиксированы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности. Выпадение целых систем чувствования (зрения, слуха или того и другого) не разрушает сознание и не создает непреодолимых препятствий для его формирования в онтогенезе. Сознание разрушается при деформации системы значений в результате, например, болезни или жизни в полной изоляции.
Освоение мира значений ребенком начинается с операциональных и предметных значений в ходе материальной деятельности с реальными предметами и в сотрудничестве со взрослым. Интериоризация операциональных и предметных значений на основе знаковых систем (в первую очередь языка) приводит к зарождению понятий (словесных значений) – их дальнейшее развитие может уже не требовать опоры на генетически более ранние формы внешней материальной деятельности.
Значения существуют и объективно, т.е. вне индивидуального сознания – в культуре, языке; но, усваиваясь субъектом, они получают вторую жизнь как образующие индивидуального сознания.
3. Личностный смысл. Объективное содержание, которое несут в себе конкретные события, явления или понятия, иначе говоря, то, что они значат для общества в целом, может существенно не совпадать с тем, что в них открывает для себя индивид. Ведь человек не просто отражает объективное содержание тех или иных событий и явлений, но одновременно фиксирует свое субъективное отношение к ним, переживаемое в форме интереса, желания или эмоции и называемое личностным смыслом.
Смысл этот бывает разным у разных людей и полностью не совпадает с объективным значением тех или иных обстоятельств, хотя их объективное значение может пониматься субъектом. Биолог может прекрасно понимать значение слова «смерть», но оно приобретает особый и новый личностный смысл и эмоциональную окраску, когда он узнает о смерти близкого человека или о том, что он сам смертельно болен.
Личностные смыслы придают пристрастность человеческому сознанию. Система смыслов постоянно изменяется и развивается, определяя, в конечном счете, смысл любой отдельной деятельности и жизни в целом. Но личностный смысл не имеет своего объективированного существования вне сознания человека и может передаваться другим людям через «холодные», т. е. лишенные субъективной окраски значения.
Задача искусства (по А.Н.Леонтьеву) состоит в трансляции художником своих личностных смыслов, в то время как наука занимается производством чистых значений. Но выработанные наукой значения, будучи усвоенными тем или иным человеком, начинают новую жизнь в его сознании и неизбежно приобретают более или менее выраженный личностный смысл, превращаясь в личностное знание. Рождаясь в голове ученого, любое личностное знание или понятие несет на себе печать его личностного смысла.
Выделение перечисленных выше образующих сознания до некоторой степени условно и может осуществляться лишь в интересах его анализа. Сознание представляет собой неделимую целостность, в которой чувственная ткань, значения и смысл связаны системой взаимопереходов и взаимодействий точно так же, как и образующие деятельности: особенная деятельность, действие и операция (рис. 1).
Совпадение триадической структуры деятельности и сознания отнюдь не случайно. Личностный смысл выступает прямым порождением мотива, значение рождается при возникновении целеподчиненных действий, а чувственная ткань является таким же «строительным материалом» сознания, как операции – «кирпичиками» деятельности.
Рис. 1. Взаимосвязь составляющих деятельности и структур образа мира
3. Теории бессознательного (3.Фрейд, К.Юнг)
Теория бессознательного связана с именем австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда (1856-1939). Термин психоанализ имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии: 2) метод терапии личностных расстройств; 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств. Взгляды 3.Фрейда на организацию психики называют «топографической моделью» Фрейда [2].
Согласно этой модели, в психике можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное, т.е. по 3.Фрейду, психика шире сознания. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя содержание лекции, а также смутное ощущение надвигающегося голода. 3.Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.
Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить, что делали в прошлую субботу вечером; все города, где вам довелось побывать; свои любимые книги и т.д. С точки зрения 3.Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область психики – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. 3.Фрейд твердо верил, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей.
Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазии, игре и работе. Эту догадку 3.Фрейд использовал в своей работе с больными.
Три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки и др.), невротические симптомы.
Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят свою разрушительную работу. Очаг необходимо вскрыть и невроз лишится своей причины.
Основная задача психоаналитика заключается в том, чтобы пациент столкнулся со своими проблемами лицом к лицу, начал их контролировать, а затем руководить собственной жизнью при более глубоком осознании своих истинных мотивов.
Методы выявления бессознательных аффективных комплексов: 1) метод свободных ассоциаций; 2) метод анализа сновидений.
Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский ученый, основатель аналитической психологии. Встретился с 3.Фрейдом в 1907 г. В 1910 г. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 г. двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины, как личного характера, так и теоретические расхождения.
В результате переработки Юнгом психоанализа возник целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный термину «личность») состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на концепцию бессознательного 3.Фрейда. Однако Юнг пошел дальше, сделав упор на то, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного или родового, наследственного опыта. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли, чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом, Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии [3].
Некоторые наиболее важные архетипы.
Персона (от лат. «persona», обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, т. е. то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других людей свою истинную сущность. Символ: маска.
Тень представляет собой темную, дурную и животную сторону личности. Она содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Юнг рассматривал тень и как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Символ: Сатана, Гитлер, Хуссейн.
Анима (символ: Женщина, Дева Мария, Мона Лиза) представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус (символ: Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан) – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере, частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг эволюционизировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.
Самость (символ: Мандала, круп нимб святого) – наиболее важный архетип в теории Юнга. Он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни. Целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, религиозном и мистическом опыте. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Литература
1. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д.Смирнов. М., 2001.
2. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. СПб., 1997.
3. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г.Юнг М., 2002.