Общие представления о понятиях: психика, сознание и деятельность
Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.
В процессе эволюции животного мира усложняется нервная система: на низшей ступени она представляет собой нервную сеть; затем узловая или ганглиозная нервная система (черви); трубчатая нервная система (хордовые); центральная нервная система (у позвоночных) – развивается спинной и головной мозг. С развитием нервной системы вновь совершенствуются органы чувств и усложняются формы психического отражения: 1)элементарная чувствительность; 2) предметное восприятие; 3) отражение межпредметных связей.
Филогенез психики – процесс возникновения и историческое развитие форм сознания в ходе истории человечества. Возникновение и историческое развитие сознания человека связано с: 1) биологическими предпосылками: вертикальное положение тела; стадный образ жизни (развитие речевой системы мозга, общение); 2) ролью труда: изготовление орудий труда; рука стала органом познания; развивается речь человека; возникает человеческое общество.
Сознание – это продукт общественно-исторического развития человечества, и поэтому процесс сознания определяется всем ходом развития человеческого общества и теми социальными условиями, которые существуют в каждый определенный исторический период. Это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка. Таким образом, сознание есть только у людей.
Деятельность как категория философии и психологии. Понятие «деятельность» психология заимствовала из философии. Самое широкое философское определение деятельности – это способ существования человека и общества в целом. Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его целесообразное изменение и преобразование [1].
При этом изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. Деятельность не только определяет сущность человека, но создает и самого человека.
На конкретно-научном – психологическом – уровне деятельность определяется как совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением. При этом именно деятельность несет в себе те внутренние противоречия и трансформации, которые порождают человеческую психику, выступающую, в свою очередь, в качестве условия осуществления деятельности. Иногда образно говорят, что психика является органом деятельности, моментом ее движения.
Деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира (распредмечивание).
Деятельность является первичной по отношению, как к субъекту, так и к предмету деятельности. И субъект, и объект как бы «обособляются» в процессе деятельности, выделяются из нее. Главный канал развития субъекта – интериоризация – перевод форм внешней материально-чувственной деятельности во внутренний план. Исполнительные механизмы деятельности, направляемые исходным образом ситуации, испытывают на себе сопротивление внешней реальности в силу неполноты или неадекватности ориентирующего образа. Обладая определенной пластичностью, деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им, что приводит к исправлению исходного образа за счет обратных связей. Этот циклический процесс является источником не только новых образов, но и новых способностей, интересов, потребностей и других элементов человеческой субъективности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя.
Главная характеристика деятельности – предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. В этой характеристике отражены обусловленность процесса деятельности внешним миром (материальным или идеальным) и направленность развития самой деятельности и ее субъекта на освоение новых предметов, на включение все большей части мира в деятельностные отношения.
Другая характеристика деятельности – социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).
Деятельность всегда носит опосредствованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, даже если они реально не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность во всех случаях представляет собой акт, инициируемый субъектом, а не запускаемый внешним воздействием. Поэтому деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив – это то ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.п. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).