В.24. Психология личности в представлении С.Л.Рубинштейна
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР.
Акцентировал положение о том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий.
Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
Положения психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.
3) решение 3 вопросов: а) чего хочет личность - вопрос о направленности, потребностях, идеалах личности, б) что может личность (о способностях, одаренностях), в) что личность есть (о характере).
Зависимость психических процессов от личности выражается:
Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми.
Во-вторых, личностная зависимостьпсихических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.
(Вариант в.24) Структура личности по С.Л.Рубинштейну.
Деятельностная теория личности наибольшее распространение получила в отечественной психологии. Наибольший вклад в ее развитие внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский. С.Л.Рубинштейн был инициатором разработки концепции субъекта деятельности, в которой исходными характеристиками явились: - сознание (отражение объективной реальности); - деятельность (преобразование действительности).
В этом подходе отрицается биологическое, а тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (обществом), в процессе которого формируются свойства личности.
Средством научения выступает механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно - исторического опыта. Основными характеристика деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется в понятиях языка, социальных ролях и ценностях.
Субъектность - выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, личностном смысле, в направленности и избирательности деятельности.
Основное место в личности занимает сознание. Причем структура сознания формируется в детстве в процессе общения и деятельности. Б/с имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, отношений и условий.
Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяет рефлексия, внутренний диалогизм, морально-нравственные нормы поведения, выработанные в данном обществе. Следовательно, свобода – это осознанная необходимость. Личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн).С.Л.Рубинштейн выделял следующие компоненты в структуре личности:
Направленность | Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах |
Знания, умения, навыки | Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности |
Индив.-типологич. особенности | Проявляются в темпераменте, характере, способностях |