Виктимологические компетенции: понятие, виды, диагностика
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ДИАГНОСТИКА
Виктимизация – процесс приобретения виктимности или, другими словами – процесс превращения человека в жертву и его последствия.
Виктимность – это физические, психические и социальные черты и признаки, которые создают предрасположенность к превращению человека в жертву.
Виктимогенность – это наличие в тех или иных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (группа, микросоциум).
Виктимология – учение о жертве, имеющее предмет исследования жертвы любого происхождения, как криминального так и не связанного с преступлениями.
Жертва – челок, который утратил для него значимые ценности в результате воздействия на него другим человеком, группой людей, определенными обстоятельствами и событиями.
Насилие – это агрессивное оскорбительного поведения, которое включает использование или угрозу насилия и запугивания в целях получения власти и контроля над другим человеком
Психологическое насилие – это преднамеренное манипулирование взрослыми ребёнком, игнорирование ребёнка, что разрушающе влияет на отношения ребёнка со взрослыми, что приводит к различным нарушениям психического развития.
В отечественной виктимологии выделяют четыре категории виктимности: индивидуальную, видовую, групповую, массовую.
Групповая виктимность выступает как специфическая характеристика отдельных категорий населения, обладающих сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и другими качествами, которая указывает на степень их предрасположенности при определенных обстоятельствах становиться жертвами преступления.
Определенные личностные качества (природные, генетически обусловленные и приобретенные, имеющие социальное происхождение), определенное поведение, общественное или служебное положение (факторы ситуативного характера) обусловливают возможность причинения их носителям физического, морального или материального вреда. Вся совокупность указанных личностно-ситуативных факторов и свойств представляет собой суммативное, интегрирующее качество (характеристику) личности — ее индивидуальную виктимность. Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений и предпосылок, то виктимность массовая — это в конечном счете всегда виктимность реализованная, так как виктимные предрасположения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в потенции, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой части этих индивидов.
Массовая виктимность — это социальное явление, имеющее сложную структуру, в определенном смысле зеркально отражающую структуру преступности. По мнению Д. Ривмана, она включает потенциальную и реализованную:
· общую виктимность (виктимность всех жертв);
· групповую виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности);
· объектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений);
· субъектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).
Массовая виктимность включает в себя совокупность потенциала уязвимости, реально существующего у населения в целом и отдельных его групп (общностей); деятельного, поведенческого компонента, реализация которого связана с актами опасного для действующих индивидов поведения, выражающегося в совокупности таких актов; совокупности актов причинения вреда, последствий преступлений.
Диагностика виктимности
Тест «Дом, Дерево, Человек» предложил Дж. Бук предназначен для оценки личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получения данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
«Тест руки» Вагнера предназначен для диагностики агрессивности.
«Тематический апперцептивный тест» — проективная психодиагностическая методика, разработанная 1930-х Генри Мюрреем и Кристианой Морган. Целью методики являлось исследование движущих сил личности — внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов.
Методика «Чернильные пятна»Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования.
«Рисунок несуществующего животного» предназначен для диагностики психологических особенностей: уровень общего умственного развития;преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования); страхи;депрессивныетенденции;особенности реакции на стресс; агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);экстравертность или, напротив, интровертность;демонстративность;неудовлетворенность потребности в общении; аутизация, избегание общения; степень социализированности и конформности; антисоциальные тенденции;отношение к сексуальной сфере;отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.
Методика «Склонность к виктимному поведению»предназначена для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения.
Инструкция к тесту
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.
· Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку.
· Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет».
· Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Тестовый материал
Мужской вариант
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
*******************************
Женский вариант
1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.
2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.
4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
Ключ к тесту
Мужской вариант
1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
Женский вариант
1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
Обработка результатов теста
Первый вариант обработки результатов теста
Внимание: со вторым вариантом обработки результатов существуют некоторые неточности, поэтому рекомендуем использовать именно этот вариант.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].
Существует два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом, психологическая безопасность первична, так как ценности и смыслы, представления и отношения человека определяют его поведение.
Под психологической безопасностью следует понимать состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [3, с. 67].
Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.
Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Образовательная среда школы является частью жизненной среды человека. Но, к сожалению, на данный момент образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества – криминализации общественных отношений, распространение насилия через средства массовой информации; увеличение численности и расширение спектра социально-незащищенных (малоимущие, мигранты и др.), социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики, наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и др.) [1, 2].
Поэтому возникает вопрос о необходимости изучения психологической безопасности в образовательной среде, проведению исследований позволяющих измерить психологическую безопасность образовательной среды, проектировать условия, при которых она будет обеспечиваться. Что позволит сохранить и укрепить здоровье участников образовательной среды, создать в образовательном учреждении безопасные условия для трудовой и учебной деятельности и защитить участников данной среды от всех форм дикриминации.
Целью исследования стало изучение психологической безопасности образовательной среды сельской школы.
Предметом выступает психологическая безопасность образовательной среды. Объект исследования – образовательная среда, как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования и развития личности.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предположение о том, что в сельской школе существуют особенности в психологической безопасности образовательной среды, а именно в позитивном отношении к образовательной среде, в среднем уровне удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы и низкой защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Анкета-опросник
«Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
Уважаемый старшеклассник!
Просим вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.
Возможные варианты ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует вашему мнению.
Опрос анонимен. Данные будут представляться только в обобщенном виде.
1. Как вы думаете, требует ли обучение в вашей школе постоянного совершенствования ваших возможностей?
· Да
· Пожалуй, да
· Не могу сказать
· Пожалуй, нет
· Нет
2. В приведенной ниже шкале цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится, а «9» – которое очень нравится. В какую бы из клеток вы поместили бы свое мнение (обведите кружком):
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
3. Если бы переехали в другой район города(село), стали бы ездить на учебу в свою школу (поставьте галочку перед выбранным вариантом ответа)?
· Да.
· Не могу сказать.
· Нет
4. Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию:
а) интеллектуальных способностей
· Да.
· Пожалуй, да.
· Не могу сказать.
· Пожалуй, нет.
· Нет.
б) жизненных умений
· Да.
· Пожалуй, да.
· Не могу сказать.
· Пожалуй, нет.
· Нет.
5. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?
· Да.
· Не могу сказать.
· Нет.
6. Какое настроение чаще всего бывает у вас в школе?
· Обычно плохое.
· Чаще плохое.
· Пребывание в школе не влияет на мое настроение.
· Чаще хорошее.
· Обычно хорошее.
7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе (поставив оценку перед номером вопроса), оценивая степень удовлетворенности Вами каждой из характеристик:
· В очень большой степени 5
· В большой степени 4
· Средне 3
· В небольшой степени 2
· Совсем нет 1
1. Взаимоотношения с учителями
2. Взаимоотношения с учениками
3. Эмоциональный комфорт
4. Возможность высказать свою точку зрения
5. Уважительное отношение к себе
6. Сохранение личного достоинства
7. Возможность обратиться за помощью
8. Возможность проявлять инициативу, активность
9. Учет личных проблем и затруднений
10. Внимание к просьбам и предложениям
11. Помощь в выборе собственного решения
8. Считает ли вы свое обучение в школе интересным?
· Да.
· Пожалуй, да.
· Не могу сказать.
· Пожалуй, нет.
· Нет
9. Насколько защищенным вы чувствуете себя в школе от оскорблений, высмеивания, физического и иного насилия, поставив оценку перед буквой:
· В очень большой степени 5
· В большой степени 4
· Средне 3
· В небольшой степени 2
· Совсем не чувствую себя защищенным 1
а) одноклассников;
б) учителей
в) посторонних, приходящих в школу
10. Предположим, что по каким-то причинам вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы вы на свое прежнее место учебы?
Да.
Не могу сказать.
Нет
Полностью
Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательна, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения.
Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность -положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. Точно так, в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень снижения коммуникативной толерантности: черты другого могут вызвать частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие.
Уровень толерантности личности сказывается на ее энергетическом обмене с окружающими: высокая толерантность способствует сдерживанию негативных разрядок, тогда как низкая сопряжена с беспрепятственным выходом негативной энергии вовне.
Нередко в профессиональной деятельности человека можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности. Например, иной молодой медик в начале карьеры демонстрирует сниженную толерантность к некоторым типам пациентов, но с возрастом терпимость возрастает; возможна и обратная зависимость – с увеличением стажа работы все больше проявляется раздражение больными или некоторыми типами больных. Изменчива коммуникативная толерантность у брачных партнеров, родителей и детей, у сослуживцев, приятелей – периоды терпимости сменяются моментами раздражения.
Не все люди используют в своей жизни понятие толерантности. Что это такое? Это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Можно сказать, что основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и личную свободу каждого человека. Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов. Это слово не так давно вошло в обиход, попробуем подробнее разобраться с этим понятием.
Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как: Сострадание и терпимость; Прощение и милосердие; Восприятие ближнего со всеми его недостатками; Уважение прав и свобод людей; Желание сотрудничать; Поддержание в среде людей духа партнерства и паритета.
В зависимости от сферы проявления толерантность делится на следующие категории: Политическая; Педагогическая; Врачебная; Научная; Административная и т.д.
Виды и типы толерантности в современном обществе
Понятие толерантности – это не просто определение в Википедии. Существуют разные определения, а также деления толерантности на виды, типы, подвиды и подтипы. Психологи делят толерантность на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей:
Натуральная (естественная). Этот вид толерантности характеризуется тем, что ребенок не может противопоставить собственное «Я» окружающему миру. Для этого у него слишком мало опыта. Детским сознанием движут доброта, всепрощение, доверие. Именно эти качества позволяют маленькому человеку приспосабливаться к условиям существования. Однако эти черты характера заставляют малыша подавлять в себе желания и проявления воли.
Моральная толерантность. Этот вид толерантности характерен для самодостаточных и мудрых людей, которые умеют сдерживать эмоции с помощью механизмов психологической защиты организма. Главным проявлением этого настроя считается проявление терпимости по отношению к окружающим. Внутри у него могут бушевать страсти возмущения и копиться негативная энергия, но внешне человек крайне спокоен.
Нравственная толерантность. Многим людям будет удивительно, что два пункта с подзаголовками-синонимами идут подряд. Но между нравственной и моральной толерантностью существует значительное различие. Нравственная толерантность отличается тем, что она определяет степень доверия к человеку. Этот вид характерен для людей, которые стараются принимать мысли, ценности, стереотипы, жизненные принципы другого человека. Таким людям легко переносить конфликтные ситуации и устоять под напором стресса.
Толерантность этническая. Обуславливает долготерпение и отсутствие осуждения к чужеродной культуре, обычаям и образу жизни.
Фаза напряжения.
Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.
Фаза резистентности.
Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
Фаза истощения.
Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей - тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.
Внутренняя структура:
Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания:
· «НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
2. Неудовлетворённость собой
3. «Загнанность в клетку»
4. Тревога и депрессия
· «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
2. Эмоционально-нравственная дезориентация
3. Расширение сферы экономии эмоций
4. Редукция профессиональных обязанностей
· «ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит
2. Эмоциональная отстранённость
3. Личностная отстранённость (деперсонализация)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения
Интерпретация результатов.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (СКАЗКОТЕРАПИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР, ФОРУМ-ТЕАТР, ШКОЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ)
Понятие насилие многозначно, оно используется не только в психологии, но и в юриспруденции. В разных науках насилие отождествляют с физическим, психологическим, экономическим ущербом, который люди наносят друг другу: насилие представляет собой целенаправленное ограничение свободы поведения, подчинение, нарушение прав и нанесения ущерба людям. Существует много форм насилия: домашнее насилие, война, террористические акты, захват в заложники, пленение и так далее.
Одним из частых явлений настоящего времени становится домашнее насилие. Домашнее насилие - это ситуация, когда один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого члена семьи. Домашнее насилие это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного, экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Домашнее насилие включает случаи жестокого обращения с детьми, насилие, направленное на супруга (или партнера в отношениях), на родителя (например, в случае престарелых родителей). Оно включает: Физическое - пощечины, удары, побои, пинки, применение оружия. Сексуальное - принуждение к интимности, действия сексуального характера, нежелательное для партнера. Психологическое - изоляция от окружающего мира, угрозы, критика в адрес партнера, игнорирование. Экономическое - материально зависимому члену семьи выделяется ограниченная сумма денег, о которой он должен полностью отчитываться, лишение партнера права голоса при рассмотрении проблем семьи, запрещение работать.
Для людей, подвергшихся насилию, характерны: низкая самооценка, извращенное представление о семье, о роли женщины в обществе, оправдание действий обидчика, чувство вины и отрицание чувства гнева, которые они испытывают по отношению к обидчику, уверенность, что никто не может помочь им в решении проблемы насилия, вера в миф о насильственных отношениях в семье как нормальных отношениях между партнерами.
Оказывается, сказки могут не только сопровождать детей в неведомые волшебные страны и пространства, но и лечить.
Сказкотерапия— метод воздействия на детей с целью корректировки их проблем. Пользуются таким способом лечения педагоги, психологи, врачи. После консультации со специалистами такую методику могут применять и родители.
При помощи сказкотерапии помогают малышам, детям более старшего возраста и даже взрослым избавиться от страхов, нервных тиков, нервозности и др. Дети под целительны воздействием сказок излечиваются от энуреза, перестают вести себя не так, как все сверстники (девиантное поведение), начинают лучше учиться.
Сказкотерапия самым благотворным способом действует на детей, приводя к таким положительным результатам: Научит детей без трудностей общаться со сверстниками и со взрослыми. Расширит понимание ребёнком своего «Я» и окружающей действительности. Поднимет на более высокий уровень духовно-нравственные ценности малыша. Изменит речь детей в лучшую сторону. Скорректирует поведение ребёнка в социуме. Станет толчком для психофизического и эмоционального прорыва в развитии.
Если кратко охарактеризовать суть сказкотерапии, то это придумывание ребёнком/взрослым (или совместно) такой сказки, в которой бы встречались похожие трудности, что у малыша, и посредством сказочных персонажей или сюжета решение этих проблемы. Нередко родители или педагоги замечают, что ребёнок увлекается одной сказкой в течение долгого периода времени. Он не хочет слушать никакие другие повествования. Это говорит о том, что в этом фольклорном или авторском произведении есть моменты, сходные с теми, которые волнуют в этот момент малыша. Это может быть сюжет сказки или её главный герой, волшебство или умения победителя злодеев и т. п. Психологическая трактовка говорит о запрограммированности жизни ребёнка в любимых сказках, т. е. сказка — своего рода матрица жизни детей в этот возрастной период. Естественный процесс взросления и развития ребёнка «уводит» его от одной сказки к другой — это нормальное явление, ведь и его жизнь не стоит на месте.
Терапевтические сказки — какие они Все ли сказочные мотивы могут лечить детей? Какие сказки воздействуют на ребёнка самым лучшим образом? Такая терапия обладает целым арсеналом полезных сказок, действующих на детей как лекарство. Вид сказки Воздействие на ребёнка
Народная = художественная Учит детей сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу, тем самым поднимая его духовно-нравственное развитие на более высокий уровень
Обучающая = развивающая Помогает ориентироваться в окружающем мире и правилах существования в нём, способствует быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни Диагностическая Выявляет характер ребёнка, его проблемы, отношение к внешним «раздражителям» Психологическая Делает возможным преодоление своих страхов, неуверенности. Ребёнок вместе с главным героем учится справляться с проблемами
Художественные сказки знакомы всем с детства. Подчас мы не замечаем того терапевтического воздействия, которое они могут оказать. Например, сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино» поможет слишком доверчивым ребятишкам распознавать зло под личиной хитрости, покажет, к чему может привести непослушание. А в сказке А. С. Пушкина некоторые жадные малыши могут увидеть себя и своё поведение (сколько ни купи игрушек и угощений — всё время мало!). Ганс Христиан Андерсен в сказке «Принцесса на горошине» выставляет напоказ капризных и своенравных детей.
Форма сказочного повествования тоже может быть очень разнообразной. Притчи, легенды, анекдоты, басни, детективы, мифы и собственно сама сказка используются специалистами или родителями для достижения тех или иных целей.
Используя сказку для коррекции детских проблем, необходимо не только рассказывать, но и визуально подкреплять все действия, происходящие в повествовании. Для отражения персонажей сказки можно воспользоваться такими дополнительными средствами, как: рисование; лепка; аппликация; шитьё; вязание и др. Как интересно будет ребёнку проигрывать сказку, если персонажи будут сделаны его умелыми ручками или совместно со взрослыми! Наиболее продуктивной сказкотерапия будет, если использовать пальчиковый театр (вязаный, шитый, бумажный, из ложек и т. п.). Инсценировка сказки запомнится детям надолго, если они сами будут «превращаться» в тех или иных персонажей.
Из чего же состоит «Форум – театр»? Прежде всего – это короткая сцена (или несколько сцен) в основе которых ставится проблемный вопрос, затрагивающий и актеров и зрителей. За всем процессом следит человек, который не является частью представления, и стоит за его пределами. При этом он может разговаривать как с актерами, так и со зрителями. В большинстве случаев его называют Джокер или модератор. Сами зрители занимают центральное место в форум-театре. Важно отметить, что в данном случае зрители не просто созерцают происходящее на сцене, а являются непосредственными участниками действия. Так как актеры и зрители являются взаимозаменяемыми. Чтобы лучше понять технологию проведения форум-театра нужно разобраться в его структуре.
Сначала проигрываются одна или несколько сцен (с проблемной ситуацией). Затем ситуация воспроизводится еще несколько раз. Это делается для того, чтобы зрители в любой момент времени могли сказать «стоп». Сцена останавливается таким образом и актеры замирают. Затем, тот зритель, который остановил действие (почувствовав, что у него есть идея как решить данную проблему) заменяет одного из актеров на сцене и пробует изменить ситуацию. Получается, что зрители активно влияют на ход развития событий.
Ситуация, проигрываемая на сцене может быть остановлена в любой момент форум-театра и «перемотана» до точки, где зритель чувствует, что может вмешиваться. Важно обратить внимание, что не допускается замена такого игрока, который является ключевой фигурой в создании проблемы. Например, если человек является главным действующим лицом в проблеме, не допускается решение проблемы просто заменой этого человека или превращение его в более дружелюбного и любящего. Так как в реальной жизни мы вряд ли можем убрать или изменить человека как по мгновению волшебной палочки. Форум – театр – это реальные жизненные ситуации, которые происходили с актерами или зрителями. Следовательно, решение данных проблем также должны быть реальными и осуществимыми.
Перед тем, как начать разрабатывать сценарий форум-театра стоит ответить на несколько вопросов:
· Что происходит? Что именно показывает и о чем рассказывает данная ситуация.
· Где это происходит? Определить место действия, условия, в которых происходит событие.
· Кто участвует? Какие герои в данной ситуации.
· Когда это происходит? Важно определить место и время действия, что происходит вокруг ситуации, кто за ней наблюдает.
· Что каждый участник хочет, чтобы произошло?
После того, как найдены ответы на главные вопросы, и выбрана ситуация для «форум – театра», сцена должна быть отрепетирована. Как уже говорилось в начале, зрители в любой момент времени могут говорить «стоп» и «перематывать» события. Следовательно, выбранная постановка должна быть повторяемой.
В любой ситуации, разыгрываемой в «форум-театре» должно быть создано некоторое напряжение. Так, было бы идеально, если у ситуации будет завязка сюжета, развитие, кульминация и развязка. Но при этом, проигрывать на сцене нужно только до самого кульминационного момента, чтобы дальнейший ход развития событий был хоть и понятен, но оставался за кадром происходящего. Но, не смотря на создание напряжения на сцене, джокер, актеры и зрители должны быть уверены в том, что проблема будет решена.
Психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни клиента в процессе совместного творчества. Основой метода является театрализованная форма оказания психологической помощи с использованием танцевально-двигательной терапии, технологий плейбек-театра и других методов творческого самовыражения. Психологический театр – это форма исцеляющего творчества, проявляющая внутренний мир человека, стереотипы его поведения, его жизненный сценарий, дающая возможность сделать важные шаги на пути к изменениям: оздоровлению отношений, налаживанию коммуникации и взаимопонимания, раскрытию внутреннего потенциала человека, гармонизации телесных и эмоциональных аспектов личности.
Для подростка ситуация межличностного взаимодействия связана с большим количеством факторов, которые необходимо учесть, чтобы найти оптимальный вариант ее разрешения. В условиях недостатка у юной личности опыта противостояния негативным предложениям (попробовать табак, наркотики, алкоголь в больших количествах, секс, правонарушения и др.) и зависимости подростка от метакультуры молодежной среды принятое им решение бывает неадекватным.
В настоящее время психологи получили возможность применять новые методы в сфере профилактики негативных явлений в обществе. Исследования в этом направлении привели к созданию в 1998 г. Из числа студентов-психологов черкасского государственного университета театра профилактического направления (социально-психологического театра "лик" "личность и конфликт"). Наше ознакомление в 2000 г. С подобными формами работы в сша в штате калифорния показало, что опыт создания подобных театров в школах показывает их высокую профилактическую эффективность.
Социально-психологическ