Поздняя зрелость. Психологические особенности возраста.
Поздний зрелый возраст начинает после 60 лет. Он начинается пенсионным кризисом. 60 - 75 лет - поздняя зрелость (пожило возраст);75 - 90 лет - старость; более 90 лет - долгожитель. Происходят физиологич.и психологич. изменения
Физические регрессивн. изменения - утомляемость, низкая выносливость, медлительность, болезни.
Психологич. изменения - обидчивость и ранимость, жадность (силы человека увядяют, он боится, что больше не заработает, потому старается сохранить то, что есть), черты характера обостряются.
Пенсионный кризис: снижение трудовой активности. Это может повлечь за собой смену деятельности. В некоторых же случаях человек продлевает свой активный зрелый возраст, продолжая работать. Третий вариант - "доживание", человек не видит будущего.
Психические изменения: сенсорные нарушения (ухудшается зрение, слух, скорость реакции).
Познавательные процессы психики пожилых. Закон Рибо: первой нарушается оперативная память, далее - кратковременная, и почти не подвергается нарушениям долговременная память.
Мышление: скорость мышления страдает, но не изменяется логика. У пожилых есть особый тип мышления, основанный на интуиции.
Самым большим фактором, который влияет на процесс старения - признание самого чел. себя старым. Человек вырабатывает установку на свою старость.
Установки на старость:
1. Конструктивные - старость принимается спокойно, как "осень жизни". Использует остаток жизни продуктивно.
2. Установка зависимости - человек считает, что его обязаны содержать, он зависит от семьи, дети должны обеспечить "чувство безопасности" - уход.
3. Защитная установка - человек всячески отрицает наличие старости у себя, старается выглядеть молодым, не говорит на тему старости, пытается доказать окружающим, что он "еще ничего.
4. Установка враждебность - к окружающим, "я ненавижу молодежь".
5. Враждебность к себе - теряется ценность собственной жизни, счит.смерть избавлением от постылой жизни.
Последний жизненный кризис - смерть. Она - такой же естественный процесс, как и рождение. Смерть необходима для эволюции, являясь базисом для продолжения жизни.
Этапы приспособления к умиранию:
1. При естественной смерти физиологически организм угасает (за 1-2 года до смерти). 2. При не естесвенной смерти (от заболеваний), человек проходит следующие фазы: 1) фаза неверия ("я выздоровлю"); 2) фаза агрессии ("почему это я должен умирать?"; 3) фаза торга. Человек начинает торговаться со смертью ("я вылечусь - то что-то кому-то сделаю); 4) фаза депрессии; 5) фаза смирения (безэмоциональное "хочется жить, да сил нет").
57)Опишите основные типы старения и старости.
И. Кон приводит свою классификацию типов старости в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.
1. Первый тип - активная, творческая старость.
Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой-либо ущербности.
2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.
3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
4. Четвертый тип - люди, смыслом жизни которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.
Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные типы развития:
• агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя.
• разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.
58)Особенности познавательных процессов в зрелом и пожилом возрасте.
У людей, достигших возраста зрелой взрослости, ослабляются психофизиологические функции. Однако это существенно не сказывается на функционировании их когнитивной сферы, не снижает работоспособности, трудовой и творческие активности. В этом возрасте теряет своей полноценности когнитивный опыт, обеспечивает сохранность, благоустройство и преобразования информации. Высок уровень конвергентных способностей (способности решать нормативные задачи), однако ощутимо начинает снижаться уровень дивергентных способностей (способности выражать оригинальные идеи). Несколько сужается ментальное пространство (размещение ментальных объектов), поскольку не удовлетворяются отдельные части опыта. Человек все меньше расширяет кинестетический опыт (тактильные, обонятельные и другие чувственные впечатления). В связи с ухудшением зрения сужается объем, теряется адекватность зрительных впечатлений. Заметные изменения в познавательной деятельности. Функционирование динамического интеллекта (необходимых для освоения новых способностей), которое достигло пика в период юности, постепенно снижается. Однако повышается функционированность кристаллизованного (стабилизированного) интеллекта, проявляющееся в способностях устанавливать связи, формулировать суждения, анализировать проблемы и использовать усвоенные стратеги. Эти способности формируются с опытом, оговариваются уровнем образования, опираются на приобретенные в течение длительного времени знания. Все это свидетельствует, что в зрелом взрослом возрасте одним из важных фактор ей, который влияет на познание, есть богатство жизненного опыта. На развитие когнитивных навыков в зрелом взрослом возрасте влияет труд Люди, чья трудовая деятельность является достаточно сложной и разноплановой, имеют гибкие умственные способности, чем заняты рутинной работой. Высоким уровнем интеллектуальной гибкости отмечаются взрослые, которым в процессе работы часто приходится много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения. В период зрелой взрослости человек активно расширяет свои знания, оценивает события и информацию в широком контексте. Несмотря на снижение скорости и точности обработки информации, что является следствием биологических изменений, способность пользоваться информацией остается на высоком уровне. когнитивные процессы у человека зрелого возраста происходят медленнее, чем у молодого. Переход человека в старости сопровождается изменениями в ее познавательной сфере, зависит от многих факторов и проявляется по-разному всего влияют на познавательную сферу объективные физиологические и факторы, прежде разрушения клеток головного мозга.
В процессе старения наблюдается ухудшение большинства сенсорных функций (зрительная, слуховая чувствительность и т.д.), характер и степень которого могут сильно отличаться у разных людей, зависит от индивидуальных особенностей и деятельности, которой занимались они в течение жизни. Старые люди воспринимают и сохраняют меньше информации, медленнее заучивают словесный материал, чем молодые. Лучше запоминают они только важную для них информацию. С возрастом ухудшается механическое запоминание. Ослабление долговременной памяти. На высоком уровне функционирует в старости логическая память. На этапе старости претерпевает трансформации когнитивная сфера, ослабляются интеллектуальные функции. Ухудшение функционирования центральной нервной системы. Снижение познавательных функций может быть вызвано и болезнью Альцгеймера первым симптомом, которой является забывчивость.
На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность, которая предопределяет большинство болезней) и субъективные (физические, социальные, психологические) факторы. Итак, в период старости происходит снижение интеллектуальной активности человека. Это обусловлено ухудшением сенсорных функций, физическими, социальными и психологическими факторами. Способствует поддержанию активной интеллектуальной деятельности пожилого возраста ее активная жизненная позиция, занятия творчеством и чтением.