Дайте характеристику методам исследования в психологии развития.
Методы психологии развития:
Общенаучные методы-явл.особой модификацией методов, которые использ. во многих др. научных дисциплинах. Осн. среди них явл.наблюдение, эксперимент и моделирование.
Наблюдение – это целенаправл.и регулярно повторяющееся изуч.человека, на основе рез-татов которого даётся объективная оценка. Метод наблюдения явл.предпосылкой для др. методов, таких как ведение дневника или автобиография. А само наблюдение может разделяться на несколько подвидов:Опосредованное наблюдение (исследователь регистрирует не сам процесс, а только его рез-тат; такое наблюдение может происходить посредством уполномоченных лиц);Непосредственное наблюдение (исследователь фиксирует данные при прямом наблюдении за процессом);Полевое наблюдение (исследователь фиксирует данные в естественной среде);Лабораторное наблюдение (для наблюдения специально создаются искусственные условия);Открытое наблюдение (исследование проводится открыто и все его участники знают об этом);
Скрытое наблюдение (объект наблюдения может не знать об исследовании или знать лишь часть информации);Включенное наблюдение (включон в группу и может взаимодействовать с объектом);Невключенное наблюдение (исследователь может только наблюдать, не включаясь в сам процесс);и т.д
Эксперимент– это метод целенаправл. изменения одной или нескольких переменных и наблюдения за рез-татами этого изменения.
От наблюдения он отличается тем, что изуч. р-ции человека, а не спонтанные проявления его психики. Виды эксперимента:Лабораторный эксперимент (исследование проводится в спец.условиях, и испытуемый знает о своём участии);Естественный эксперимент (исследование максимально приближено к естеств.условиям, а испытуемый может и не подозревать о своём участии);Камерный эксперимент (исследование проводится в условиях менее жёстких, чем лабораторные, но не в естественных: комната, спец.помещение и т.п.);Формирующий эксперимент (исследователь активно воздействует на испытуемого);Индивидуальн.эксперимент (исследование проводится с одним человеком);Групповой эксперимент (исследование провод.с группой людей).
Моделирование – это воссоздание определённой психич. реальности (состояния, ситуации, настроения и т.п.). Метод моделирования применяется в психологии для того чтобы получить более точные данные о психике изучаем. человека, особенности его поведения в определ.ситуациях и при определ.условиях, а также его р-циях на них.При помощи метода моделирования можно узнать, к примеру, избавился ли ваш ребёнок от какой-то вредной привычки после того, как вы приняли определ. меры для этого. Психофизиологич. методы-методы изучения высшей нервной деят-сти детей. Такие как:Методика изуч. условных рефлексов, основанная на глотательных движениях;
Методика изуч.усл. рефлексов, основанная на хватательных движениях;
Методика изуч. усл. рефлексов, основанная на ориентировочном подкреплении (например, появлении картинки);
Методика изуч.условных рефлексов, основан. на словесном подкреплении;
Методика исследования сосательных пищевых рефлексов;
Психофизиологич. методы, как правило, использ. для изучения детей на 1и 2году жизни и в специализир. заведениях.
Психогенетич.методы направлены на то, чтобы выделить факторы среды и наследственности в индивидуальн. вариациях психологич.качеств. Можно сказать, что изучается «генотипическое-средовое», где под генотипом понимается набор генов, а под средой – негенетич.факторы, влияющие на человека. Осн.психогенетич.методами являются:
Близнецовый метод, основанный на сопоставлении двух типов близнецов (монозиготных, развившихся из одной яйцеклетки и дизиготных, развившихся из двух и более яйцеклеток).
Метод приёмных детей;Метод анализа родословной (генеалогический).
Психогенетические методы, наряду с психофизиологич., могут использ.только специалистами и в специализир. учреждениях, т.к. представл. наиболее сложными и требуют сугубо научного подхода.
Исторические методы изуч.жизненный путь человека, особенности наследственности и среды, которые создали особые предпосылки для его духовного становления. К данной группе методов относятся следующие:
Дневниковый,Автобиографический,Биографический,Патографический (описываются болезни выдающихся людей)
Психологич.методы можно разделить на 2 подгруппы.1)относятся интроспективные методы. Они призваны для того, чтобы непосредственно собрать информацию об объекте изучения. Здесь выделяются:Самонаблюдение – использ. для того, чтобы выявить человеком определённые особенности и психич. феномены у самого себя;
Самооценка – использ. для выявления человеком у самого себя не только особенностей и феноменов, но и стабильных психич. качеств.
2) относятся социально-психологич.методы, осуществляемые, в большинстве случаев, опосредованно. Здесь выделяются:Беседа – получение информации через общение, где роли участников равны (беседа преподавателя и ученика, беседа отца и сына и т.п.);Интервью – получение информации через общение, где один человек задаёт вопросы, явл.лидером, а второй отвечает, является ведомым (устный экзамен и т.п.);Анкетирование – получение инф-ции через ответы людей на заготовленные вопросы;Тестирование – получение инф-ции через краткие стр-рованные испытания (тесты способностей, тесты восприятия, тесты умений и навыков, проективные тесты и т.д.).