Психологические особенности младшего школьника
I. Вопросы для обсуждения.
1. Мотивы учебной деятельности младших школьников.
2. Особенности памяти младших школьников
3. Особенности мышления и воображения младших школьников
4. Индивидуально-типологические особенности учащихся начальных классов
II. Знакомство с упражнениями, направленными на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы младшего школьника
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. АкимоваМ.К., КозловаВ.Т. Психологическаякоррекцияумственногоразвитияшкольников: Учеб. пособиедля студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000.-160с.
3. АлферовА. Д. Психологияразвитияшкольников: Учеб. пособиедлястуд. вузов / А.Д. Алферов. -Ростовн/Д:Феникс,2000.- 384с.
4. БадмаевБ.Ц. Психологиявработеучителя: В2кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 240(391) с.
5. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
6. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.
8. ВолковБ.С. Психологиямладшегошкольника: Учебноепособие / Б. С. Волков.
М.: Пед. общ-воРоссии, 2002. – 208 с.
9. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.
10. ЕрмолаеваМ. В. Практическаяпсихологиядетскоготворчества. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, МПСИ, 2005 г. – 304 с.
11. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
13. ЛевитинаС.С. Можнолиуправлятьвниманиемшкольника? - М.: Исток, 1999 - 216с.
14. МарковаА.К. Формированиемотивацииучениявшкольномвозрасте. – М.: Просвещение, 2001. – 157с.
15. Матвеева, Л. Г. . Что я могу узнать о своем ребенке. Психологические тесты, задания и игры / Л.Г. Матвеева, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушкин. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 384 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. педвузов: В 3 кн. Кн.2. Психология образования/ Р.С. Немов.– М.: ВЛАДОС, 1998. – 608 с.
17. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.
18. Психология развития. Под редакцией Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
19. Родари, Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Д. Родари; Пер. с ит. Ю.Добровольской. – М.: Прогресс, 1990. – 191 с
20. СтреляуЯ. Рольтемпераментавпсихологическомразвитии. – М.: Прогресс, 1982. – 231с
21. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста //Психологическая наука и образование – 2000 – №2. 45-67.
22. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 512 с.
Занятие 7
Психология подростка
План проведения занятия
Семинар проводится в форме дискуссии по группам (командам).
Вопросы для обсуждения:
1. а) Кризис в подростковом возрасте обусловлен биологическим фактором развития - внутренним изменением в самом ребенке, половым созреванием.
б) Кризисность подросткового возраста объясняется тем, что изменяются социальные условия жизни и деятельности подростка.
2. а) Основными особенностями личности подростка являются: направленность на внутренний мир, противопоставление себя взрослым, бунтарство, конфликт со взрослыми.
б) Подросткам характерны: общительность, активность, любознательность, стремление к сотрудничеству со взрослыми.
3. а) Подростки способны к адекватной самооценке.
б) Подростки недооценивают или переоценивают свои реальные возможности.
4. а) В подростковом возрасте явно прослеживаются различия в поведении старших и младших подростков.
б) Средства самоутверждения в подростковом возрасте зависят от половой принадлежности.
5. а) Большое значение для воспитания подростков играет знание общих для данного возраста особенностей психики.
б) В процессе воспитания подростка большое внимание надо уделять индивидуальным особенностям психики.
6. а) Педагогическая запущенность это причина, а не характеристика личности подростка.
б) Педагогическая запущенность - качественная характеристика состояния объекта воспитательных воздействий.
7. а) Главную роль в перевоспитании «трудных» подростков играет воспитатель, учитель, семья.
б) Перевоспитание «трудных подростков» происходит только под влиянием коллектива.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.
4. Кле,М. Психологияподростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. – 172 с.
5. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
9. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.
10. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
11. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.
12. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова; Российская академия наук, Институт психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 384 с.
Занятие 8