Психодинамические (аффективно-потребностные) периодизации возрастного развития по З.Фрейду и Э.Эриксону.

На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал теорию развития детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность:

1) оральная стадия (0-12 месяцев) - основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с кормлением: в психологии ребенка господствует одно стремление - поглощать пищу; ведущая эрогенная область этой стадии - рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов; в начале жизни различение между внешним и внутренним достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека; на этой стадии не существует еще инстанция "Супер-Эго", и "Эго" ребенка находится в постоянном конфликте с "Ид"; недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо (сексуальной энергии), что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития;2) анальная стадия (с 12-18 месяцев до 3 лет) - ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции; либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности; детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения; здесь ребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретает конфликтный характер; полностью образована инстанция «Эго» и теперь она способна контролировать импульсы "Ид"; начинает формироваться "Супер-Эго" ребенка как часть его "Эго", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и других взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей ребенка;3) фаллическая стадия (3-5 лет) - характеризует высшую ступень детской сексуальности: если до сих пор она была аутоэротичной, то теперь становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям; ведущей эрогенной зоной становятся гениталии; Мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд предложил называть комплексом Эдипа для мальчиков и комплексом Электры для девочек; посредством вытеснения названных комплексов полностью дифференцируется инстанция "Супер-Эго"; "принцип удовольствия" сменяется "принципом реальности", поскольку он вынужден приспосабливать инстинкты "Ид" к тем возможностям удовлетворения влечений, которые дают реальные ситуации; к 5-6-ти годам достигают своего развития все три главные структуры личности;4) латентная фаза (5-12 лет) - прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру; либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности; большая часть энергии уходит в учение; психическая инстанция "Эго" полностью контролирует потребности "Ид"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного е науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со взрослыми и сверстниками;

5) генитальная фаза (12-18 лет) - становлением самосознания, ощущением уверенности в себе и способностью к зрелой любви; все бывшие эрогенные зоны обьединяются, и подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению.

В периодизации Э.Эриксона выделяют 8 стадий человеческой жизни. Эти стадии представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать, каждому возрасту свойственны эмоциональные кризисы: Доверие-недоверие (1 год); Достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2-4 года); Предприимчивость и чувство вины (4-6 лет); Умелость и неполноценность (6-11 лет); Идентификация личности и путаница ролей (12-15 лет девочки и 13-16 лет мальчики); Близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни); Общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст); Целостность и безнадежность.При несомненной ценности выделения в данной периодизации новообразований, выступающих важнейшими характеристиками отдельных периодов детства, Э.Эриксон рассматривает их отдельно друг от друга, не определяя движущих сил психосоциального развития.Первые четыре очень близки к фрейдовским: оральной, анальной, фаллической и латентной. Однако Эриксон уделяет меньше внимания сексуальным факторам развития личности на этих стадиях, сосредоточиваясь на социальных. Он предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с влиянием культуры. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, принимающие положительные и отрицательные значения. Для каждой стадии характерна специфическая задача, которую решает человек, чтобы подняться на очередную стадию своего духовного роста. Решение задачи зависит как от уже достигнутого психосоциального уровня индивида, так и от общей духовной атмосферы семьи и общества. Решение каждой из этих задач приводит к определенному динамическому равновесию между крайними полюсами. Достигаемое на очередной стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, которые представляют собой "поворотные пункты", "выбор между прогрессом и регрессом".



Наши рекомендации