Пути построения современной психологии развития человека. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания (натурализм, социоморфизм, гносеологизм, культурализм, теологизм, антропологизм).

Пути построения современной психологии развития человека.

В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории всей российской психологической науки. Современные разработки проблем психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования. Изменение социально-экономических и общественных условий, ценностных оснований и целевых ориентиров жизни существенно изменяет характер межпоколенных отношений. С позиций культурно-исторической концепции все это принципиальным образом влияет на особенности психического развития современных детей. И в этом заключается своеобразный вызов нашего времени психологу развития - как исследователю, так и психологу-практику.

Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П.Зинченко и Е.Б.Моргуновым. Исходной основой при построении новой психологии развития для авторов выступило соотношение категорий «цивилизация - культура». Сопряженными с образом цивилизации являются понятия популяции, государства, производства; с образом культуры - личность, общество, творчество. Вершинная теория в отечественной психологии - культурноисторическая концепция Л. С. Выготского - опирается преимущественно на культурную традицию в науках о человеке. Вместе с тем в этой концепции есть и цивилизованная составляющая; в частности, мысль о том, что внутренний мир человека формироуется путем интериоризации инструментальносмыслового содержания культуры, что культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные (наличные, сложившиеся, обыденные и др.) психологические структуры.

Одну из перспективных попыток построить введение в психологию развития в традиции культурно-исторической концепции Л.С.Выготского предпринял Б.Д.Эльконин. Его интересует онтология развития; он считает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием. Фиксация бытия развития осуществляется во всех теориях психического развития, вопрос же заключается в том, как оно есть, как возможно развитие? И автор отвечает: оно существует как акт развития, как переход от одного состояния к другому. Работы Б.Д.Эльконина впервые в отечественной психологии позволяют четко различить «реальность развития» и «развитие реальности», акт развития и ход развития, единицу развития и объект развития, которые в традиционной возрастной психологии не различались.

В не менее плодотворной форме ставятся и обсуждаются проблемы психологии развития в цикле исследований Г.А.Цукерман, которая предприняла смелую попытку выстроить одновременно и психологию и педагогику саморазвития человека. Основной поставленный ею вопрос выражается так: когда растущий, взрослеющий человек становится субъектом своего собственного развития? Принципиально важно, когда сам человек начинает переживать, обнаруживать момент встречи с самим собой, когда он начинает относиться к своей жизни как к предмету практического преобразования - планирования и проектирования своего пути. Способность к саморазвитию является драгоценным даром, поэтому необходима сегодня психология саморазвития, умеющая чутко улавливать самые слабые симптомы зарождения этой способности, и педагогика саморазвития, способная сберечь ее как ценность и утвердить как норму жизни человека.

Для многих исследователей сегодня становится все более очевидной необходимость расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований и психологии вообще, и психологии развития человека в частности.

Объектом психологии развития является сам развивающийся человек для А.Г.Асмолова. Опираясь на методологию системного подхода к изучению природы человека, на опыт изучения развития личности в разных направлениях исторической и современной психологии, он выявляет закономерности развития человека в контексте эволюции природы, истории общества и построении индивидуального жизненного пути личности. Своеобразным итогом реализованного подхода оказывается лаконичная авторская формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека разрабатывает А.Б. Орлов, анализируя соотношение двух духовно-практических реальностей: мира детства и мира взрослости. Он полагает, что современный этап развития человечества - это время кардинального пересмотра традиционных принципов отношений между двумя мирами; только в этом случае появляется шанс «пробиться» к сущности человека, избежать «кажимости», а самому человеку преодолеть неподлинность своего бытия. Новая психология детства - это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

Перспективы развития культурно-исторической концепции, критический анализ ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание современного этапа становления возрастной психологии, но теперь уже - как психологии развития.

Натурализм философское положение, которое гласит, что все, что существует, естественно, - иными словами, является частью пространственно - временных процессов природы - или, что, если какой-либо неестественных объект может существовать, известно только через его последствия в природе . Все, что может быть пережито находится в пространственно - временной порядок природы.

Как система природных процессов, природа обладает степенью упорядоченности, что делает ее понятной, но это не может быть объяснено в целом. Не может он в целом выражают моральные ценности. Моральные ценности, однако, могут возникнуть в отношениях между человеческими существами, как часть природы и остальной природой. Как часть природы, люди могут быть законными природных процессов; разведки выходит из активной жизни организмов в природе.

Различные мнения проводятся в рамках натурализма, касающиеся общего характера природы. Редукционистский натурализм, который преобладал в течение 17, 18 и 19 веков, считает, что все природные объекты сводятся к объектам, как характеризуется физической науки. Природа определяется системой и человека, как часть природы, определяется. Значения не являются реальными.

Современный натурализм, однако, считает, что все опытные объекты и качествами в равной степени реальны в природе. Категорий науки не исчерпывают реальности природы. Богатство, разнообразие, спонтанность, и значение размеров существуют в природе, что ускользает от категорий ученый-физик, но которые сразу же испытали в человеческом взаимодействии с природой. Как часть природы, человека проявляется спонтанность и свобода. Научный метод, как метод естественного запрос, является способ борьбы с любой контент, который проявляется в природе.

Натурализм

НАТУРАЛИЗМ (лат. naturalis — естественный) — философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем.

Для Н. характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных природе законов. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм — сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая «благая» цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку.

В теории познания Н. проявляется в постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании.

В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления природных факторов, определяющих развитие общества (неомальтузианство, географический де-терминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результата возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм).

В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных «природных» качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки.

В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма.

В эстетике Н. проявляется в принципе подражании природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого.

Вместе с тем различных представителей Н. многое не только объединяет, но и разделяет. Понятие «природа» крайне широко и неопределенно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Дм. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять как форму пантеизма и гилозоизма (Спиноза, Дж. Бруно), так и материализма (Гольбах, Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.-Ж. Руссо).

Понятие природы, центральное в Н., несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досократиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. Он несет в себе как единое противопоставление «многого» — частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного — Богу теизма. В Новое время сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь — противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в. Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» — механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизни» попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии «жизнь».

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 237-238.

Наши рекомендации