Ребенок, ученик 3-его класса, систематически нарушает правила поведения, при этом не реагирует на педагогически корректные способы взаимодействия с ним.
Все учителя сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Они предъявляем к ученикам определенные требования и ожидают, что поведение учеников будет им соответствовать. Часто отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, проблемного поведения.
Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом и учениками.
Нарушая дисциплину, ученик понимает, что ведет себя неправильно, но он может не осознавать мотивы своего поведения. У каждого ребенка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей.
Каковы бы ни были мотивы плохих поступков, педагоги должны взаимодействовать с учащимися. Если педагоги научатся распознавать цель нарушения поведения, они смогут конструктивно строить отношения с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Педагогическое вмешательство - это создание неких условий, в которых дети могут принять или не принять решение изменить поведение. Выбор ученика зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его "плохого" поведения. Любой учитель может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.
Педагогу предлагается практический инструмент индивидуального подхода к данной проблеме - школьный план действий. то план изменения поведения ребенка через эффективное взаимодействие с ним.
Конечно, это требует времени и анализа ситуации, но затраты оправданны. Меняются ваши установки, снимается тревога: раньше вы ждали только подвоха от проблемного ученика, теперь вы настроены на ожидание успеха.
Получаем задачу: как сделать так, чтобы ребенок систематически не нарушал правила поведения, при этом реагировал на педагогически корректные способы взаимодействия с ним, и не создавал проблемы учителю?
Задача:Что есть? - ребёнок 8-9 лет, ученик 3 класса, который систематически нарушает правила поведения, при этом нереагирует на педагогически корректные способы взаимодействия с ним.
Что не устраивает? - то, что систематически нарушает дисциплину, при этом не реагируяна педагогически корректные способы взаимодействия с ним.
Что нужно? - чтобы ребёнок не нарушал правила поведения в школе.
Конфликт: неадекватное поведение ребенка конфликтует с требованиями дисциплины.
Недостаток информации для конкретной ситуации: неизвестно точно, какие мотивы побуждают ребёнка поступать таким образом.
Допущение: такое поведения ребенка– потребность в особом внимании к себе. Ребенок, ищущий внимания окружающих, действует, как настоящий артист, он нуждаются в аудитории.
Противоречие: ребёнок должен систематически нарушать правила поведения, при этом не реагируя на педагогически корректные способы взаимодействия с ним, потому что он так хочет и привлекает к себе внимание, но не может, потому что это противоречит правилам дисциплины.
Идеальный конечный результат: Каковы бы ни были мотивы плохих поступков, педагоги должны взаимодействовать с учащимися. Если педагоги научатся распознавать цель нарушения поведения, они смогут конструктивно строить отношения с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения
Конкретное решение:
1) Педагогическое вмешательство - это создание неких условий, в которых ребенок может принять или не принять решение изменить поведение. Выбор ученика зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его "плохого" поведения. Любой учитель может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.
2) Педагогу предлагается практический инструмент индивидуального подхода к данной проблеме - школьный план действий.Это план изменения поведения ребенка через эффективное взаимодействие с ним.
3)Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с
нарушителями дисциплины, необходимо:
распознать истинный мотив поступка;
в соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
разработать стратегию своего поведения, которая привела бы
к постепенному снижению в будущем числа подобных
проступков у этого ученика.
Именно стратегия создания позитивных взаимодействий, а не разовое разрешение конфликтной ситуации формирует уважение между педагогом и учениками.
3)Консультации психолога для родителей.
Рекомендации для учителя:
Научиться распознавать цель нарушения поведения, чтобы конструктивно строить отношения с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный.
Распознать истинный мотив поступка;
Соблюдать дружественно-разъяснительный тон, в котором вы требуете или запрещаете что-то ребенку, избегайте повелительных интонаций
Не раздражайтесь на ребенка, если он, стремясь обратить на себя внимание, досождает вам непослушанием и капризными выходками.
Старайтесь наглядно показать ребенку, к каким отрицательным последствиям могут привести его неправильные действия
Рекомендации для родителей:
Согласуйте требования к поведению со стороны учителя, чтобыони не противоречили друг другу;
Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого ;
Всегда соизмеряйте родительские ожидания с возможностями ребенка
Проявляйте твердость , настойчивость, последовательность в своих требованиях;
Поддерживайте в ребенке стремление стать лучше, доверяйте ему, демонстрируйте образцы правильного поведения
Родители жалуются, что их ребенок дошкольного возраста постоянно дает обещания, которые не выполняет, и просят объяснить им возможные причины поведения ребенка.
Причин может быть несколько:
Давая обещание, ребенок и не собирается еговыполнять;
Ребенок забыл о своем обещании;
Во время «дачи» обещания ребенок был так увлечен (мультфильмсмотрел, в игру играл), что обещание прошло для него незамеченным;
обещаниеявляетсявозможностьюотсрочитьругательныесловаилинаказание;
ребенок не понимает сути действия обещания.
Содержание психолого-педагогической помощи родителям.
Прежде всего необходимо понять, что данное ребенком обещание вызвано скорее добрыми, позитивными побуждениями. Ребенок совершенно не злонамеренно не выполняет данное им обещание. Скорее им движет сочувствие близким, стремление выполнить свой долг, желание помочь родителям, повысить успеваемость и т. д.
Ругать и наказывать ребенка в этом случае совершенно противопоказано! Он хотел как лучше и действовал в соответствии с тем, как он это понимает в силу возраста. Недовольство или гнев родителей может вызвать противоположные реакции: протест, отдаление, чувство вины.
Во-вторых, ребенок дает обещание совершенно искренне, но не всегда понимает сути данного обещания, и у него недостаточно сил для его выполнения. В этом случае ребенку нужна помощь не только в тот момент, когда он дает обещание и принимает решение, но и на этапе выполнения обещания.
В-третьих, иногда ребенок не выполняет обещание, потому что то, что он пообещал требовательным родителям, изначально было для него невозможным. ВЫ требовали и настаивали, чтобы ребенок принял на себя ответственность, нести которую он еще не в силах. Желание неисполнимо, поэтому и к выполнению необязательно.
И самое главное – почему ребенок не выполняет обещаний – берет пример с вас, с родителей.
Учить ребенка давать и выполнять обещания конечно надо. Это дисциплинирует и развивает ответственность. Но если ребенок не выполняет обещаний по каким-то причинам, не надо возводить проблему в квадрат. Огорченно посетуйте: «Я огорчена, что ты не сдержал слово. Надеюсь, потом ты будешь выполнять обещания».
В разном возрасте могут быть разные причины такого поведения.
На самом деле, в тот момент, когда ребенок вам что-то обещает, он вас не обманывает, он искренне верит в то, что он это сделает. Существует понятие «саморегуляция», когда человек сам регулирует свои эмоции. Ребенок не всегда способен управлять своими чувствами.
Это еще раз доказывает, что причина – это неумение управлять эмоциями.
Что можно посоветовать родителям?
1. Нужно понять причину, успокоиться и реагировать на такие ситуации максимально спокойно, сдержанно и уравновешенно – не нужно стыдить ребенка, сажать на чувство вины, обижаться и говорить, какой он плохой, чтобы не вызвать в нем комплексы.
2. Попробуйте сонастроиться с ребенком: «Я понимаю, тебе очень хотелось пройти новый уровень в игре, тебе было сложно остановиться, у меня тоже так бывает!» Нужно дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и понимаете.
3. Предложите ему помочь сдерживать свои обещания, например: «Давай я буду ставить перед тобой часы или будильник».
4. Если ребенок пообещал что-то сделать, и у вас есть опасения, что он это не сделает, не ждите «часа расплаты» и делайте промежуточный контроль. Если ребенок обещал собрать игрушки к вечеру, в течение дня мягко напомните ему об этом.
5. Берите с ребенка обещания тогда, когда он спокоен. Если обещание дается на эмоциональном фоне, высока вероятность, что он не выполнит его. Используйте дружелюбный тон.
6. Уточните, как ребенок понял свое задание: «Все игрушки должны быть собраны не просто в кучу, а убраны в шкаф».
7. Для ребенка очень важно положительное подкрепление, т.е. для него должно быть ценным выполнение обещания. Поэтому его нужно как-то поощрять и хвалить за это.