По одному делу обвиняемый категорически отрицал свою вину. Правомерен ли вопрос заданный судьей?
Нет, неуместны вопросы, не учитывающие того, что показывает подсудимый. В данном случае судья абсолютно необоснованно высказал ϲʙᴏе мнение, кᴏᴛᴏᴩое должно было бы окончательно формулироваться в совещательной комнате, и задал вопрос, кᴏᴛᴏᴩый игнорировал показания подсудимого. Обоснуйте Ваше мнение с позиций возможности оказания психологического воздействия вопроса в данной формулировке, а также психологии формирования ошибок в зале судебного заседания. Осуществляя руководство допросом, председательствующий следит, чтобы участники процесса ставили подсудимому вопросы в четких, кратких и понятных формулировках, в корректном тоне и только относящиеся к делу. Если кто-либо из допрашивающих попытается поставить наводящие вопросы, суд обязан их отвести. При допросе судьям и участникам процесса не следует относиться к подсудимому тенденциозно. Нельзя выражать свое негативное отношение к подсудимому, его показаниям, демонстрировать пренебрежение, игнорировать его заявления. Нередко это приводит к осложнению в допросе, подсудимый убеждается в бесполезности своих объяснений, замыкается в себе и даже отказывается от дачи показаний.
В психологическом аспекте существенным для процесса формирования судейского убеждения является перерастание сомнения (как следствия вероятностной знания) в убежденность судьи, характеризующую достоверность полученных знаний и готовность действовать в соответствии с ними.
По одному делу прокурор во время допроса подсудимого поставил ему ряд вопросов.
Данное высказывание этически не состоятельно. Эффективность допроса зависит и от взаимоотношений между прокурором и защитником. В ходе допроса подсудимого государственным обвинителем и защитником не должны допускаться в отношении друг друга неэтичные, нетактичные заявления и реплики. Показания подсудимого могут не удовлетворять прокурора или защитника, однако это не дает права ни одному из них вести себя раздраженно, бестактно.
По уголовному делу об изнасиловании несовершеннолетней потерпевшей была девятилетняя Н.
Необходимо установить эмоц. состояние девочки – методика «Невербальнвя диагностика эмоциональных состояний» (А.О.Прохоров)
Диагностика уровня развития мышления школьника А.З. Зака
Провести эксперимент –показывать фотографии людей разного возраста. Определить, насколько ребенок ошибается в определении возраста взрослого.
Поведение четырехлетнего сына резко изменилось. Ребенок стал капризным, перестал самостоятельно кушать, одеваться.
Такое поведение мальчика скорее всего связано с ревностью к младшему братику. Возраст 4-5 лет самый неблагоприятный период, именно в этом возрасте начинается социализация и ребенку в этом нелегком деле требуется помощь родителей. Внимание мамы сосредоточено на втором ребёнке, и ребёнок находит виновного в своих бедах (младший братик). Поэтому меняется поведение ребёнка, появляется агрессивность. Ребенок таким образом привлекает к себе внимание. Мальчики острее переживают рождение второго ребёнка. Это связано с особенностями психики. У них рано развивается чувство собственности, понятие «моя мама».
Содержание психолого-педагогической помощи родителям.
Детская ревность – явление очень сложное, но в то же время очень часто встречающееся.
Причины детской ревности:
1. Разница в возрасте между детьми очень маленькая (1-3 года). Ведь представьте: «старший» ребенок сам еще очень маленький и требует родительского внимания и любви. Поэтому ему очень сложно осознать то, что теперь мир будет крутиться не только вокруг него.
2. Если дети однополые или старший ребенок – мальчик. Дело в том, что девочку легче вовлечь в деятельность по уходу за новорожденным, так как у девочек есть врожденный материнский инстинкт. В случае же однополости детей, у них могут возникнуть конфликты по поводу игрушек и других схожих вещей.
3. В случае, если родителям безразличны взаимоотношения между детьми.
Причин может быть еще великое множество, но в любом случае главной причиной остаются недостаточные старания родителей по поводу урегулирования отношений между детьми.