На оперативном совещании в одном из РОВД до офицерского состава была доведена информация, что в подразделении вводится должность психолога.
В большинстве правоохранительных органов психологическая служба является структурным элементом кадровых аппаратов. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед службой, — использование достижений практической психологии в работе с кадрами (персоналом, личным составом). Учитывая, что сама психологическая служба в правоохранительных органах переживает период становления и опытные работники не всегда осознают ее необходимость и ее возможности. Ошибочные представления могут быть связаны: менталитет народа, общественная психология, характерная для населения, господствующие общественные мнения, настроения. психология людей и групп, работающих в органах государственной власти, уровень социальной культуры и активности, деятельность средств массовой информации и многое другое. Психолог в общении должен соблюдать этику. Объяснять ошибочноемнение лучше на практике, завоевать доверие, одобрение, сломать стереотип достаточно сложно.
Напишите основные правила использования приемов психического воздействия в деятельности сотрудника ОВД. Приведите пример неправомерного использования сотрудником ОВД приема психического воздействия. Поясните, в чем заключается нарушение правил оказания психического воздействия.
Главными целями профессиональной деятельности сотрудников ОВД и следователей, в частности, являются раскрытие и расследование преступлений, что означает в самом общем виде установление истины, создание необходимых условий для правильного применения закона и его реализации на основе полного, объективного и всестороннего исследования всех его обстоятельств.
Установление истины усложняется при пересечении различных, часто противоположных интересов участников уголовного процесса, когда их цели приводят к сознательному, умышленному искажению фактов или отказу от их сообщения в различных формах противодействия. Именно в конфликтных ситуациях соперничества и противодействия задачам расследования сотрудники сталкиваются с необходимостью применения методов психологического воздействия.
В общем плане психологическое воздействие - это процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению, но побуждение к определенному поведению может заключаться как в принудительном, так и в ином целенаправленном влиянии.
Психологическое воздействие можно разделить на следующие виды: вербальное и невербальное; воздействие на сознание и подсознание; правомерное и неправомерное.
Как принудительное, так и иное воздействие может быть законным и незаконным. К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж.
Выделяются приемы психологического воздействия на мотивационно-потребностную сферу личности:
- при сотрудничестве – похвала, одобрение, благодарность, позитивное стимулирование, заинтересовывание;
- при конфронтации: критика, выражение обиды, недоумения, указание на несоответствие поведения нравственным нормам;
- при противоборстве – критика, разоблачение, выражение антипатии, моральное осуждение, негативное обобщение.
Классификация приемов психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу личности:
- при сотрудничестве – расширение представлений, стимулирование познавательных процессов, обучение;
- при конфронтации – стимулирование мышления, конкретизация представления о ситуации принятия решения;
- при противоборстве – создание неопределенностей, дезорганизация мышления постановкой трудных задач, дезорганизация мышления путем его перегрузки или посредством снижения способности к переключению.
Классификация приемов психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу личности:
- при сотрудничестве – одобрение волевого усилия, внушение волевого состояния, консультирование
- при конфронтации – волевой приказ, вербализация и нейтрализация противодействующих волевому усилию механизмов;
- при противоборстве – дезорганизация воли (невозможность преодоления трудности), демонстрация безуспешности волевых усилий, демобилизация воли.
Соответственно выделяют четыре группы приемов индивидуально-психологического воздействия: позитивного стимулирования; нейтрализации ошибочных установок; психологического противоборства; психологического принуждения.
Вместе с тем среди методов психологического воздействия наиболее целесообразно выделить следующие.
Убеждение.Внушение. Заражение. Подражание. Стимулирование.
ПРИМЕР, По уголовному делу об изнасиловании фигурировали два подозреваемых, отрицавшие, однако, свое участие в совершении преступления. С целью изобличения виновных следователь сфальсифицировал протокол допроса одного из соучастников, занеся в него показания, в которых тот, якобы, признавался в совершении преступления, и вшил в материалы дела. Во время допроса второго соучастника следователь вышел из кабинета, ”забыв” убрать со стола дело. Допрашиваемый же сразу воспользовался “оплошностью” следователя и прежде всего стал читать показания своего соучастника и, увидев уличающие его показания, по возвращении следователя сознался ему в совершении преступления. Следователь же впоследствии уничтожил сфальсифицированный протокол .
В данном примере налицо ограничение свободы выбора поведения обвиняемого в результате оказания на него неправомерного психологического воздействия. Кроме того следователь действовал вне установленного правового поля, регламентирующего производство следствия (фальсификация материалов дела, неотражение в протоколе фактического хода проведения допроса, обман допрашиваемого).
Напишите, пожалуйста, пример совершения преступления социально-адаптивной и -дезадаптивной личностью.
Социально-адаптивный тип личности преступникаотличается высоким уровнем нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, сопротивляемостью к стрессу, развитыми адаптивными свойствами нервной системы: силой, подвижностью нервных процессов. Эти качества могут усиливаться хорошо развитым интеллектом, позволяющим субъекту успешно осваивать тот или иной способ совершения преступлений, гибким мышлением, сообразительностью, прагматическим складом ума, способностью прогнозировать развитие событий не только на время совершения преступления, но и в последующем, в ситуациях активного противодействия усилиям правоохранительных органов. Такие лица нередко имеют достаточно широкий круг интересов (и не только в криминальной сфере), хорошую память, развитое внимание и воображение, обостренное восприятие.
В мотивационной структуре личности данного криминального типа, как правило, преобладают мотивы достижения, ценностные ориентации, позволяющие им осознанно игнорировать социальные нормы, общепринятые правила поведения, преступать недозволенное. Поэтому характерной чертой таких лиц является низкий уровень нормативности поведения, соответствующий такому же уровню правосознания.
Совокупность отмеченных выше качеств личности позволяет представителям данного типа дольше других правонарушителей оставаться неразоблаченными, основательно усваивать криминальный опыт, умело используя его в своей преступной деятельности, приобретать соответствующую криминальную квалификацию. Такой тип личности распространен среди профессиональных преступников, лидеров организованных преступных групп, активных участников совершения групповых преступлений, руководителей организованных преступных сообществ, бандитских формирований.
Лица, которых можно отнести ксоциально-дезадаптивному типуличности преступника, отличаются прежде всего низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу, ярко выраженными акцентуированными свойствами характера по гипертимно-неустойчивому, эпилептоидному и некоторым другим типам, психическими аномалиями, психотическими расстройствами, психопатическими особенностями личности. Неразвитые в должной мере социально-адаптивные качества таких лиц, сниженный порог их нервно-психической устойчивости могут усугубляться недостаточно высоким интеллектом, слабо развитыми прогностическими способностями.
Поведение подобного рода субъектов во многом бывает обусловлено достаточно примитивными потребностями (проводить время в постоянных развлечениях, сопровождаемых употреблением спиртных напитков, наркотиков и др.)
Низкий уровень социальной адаптации можно наблюдать у лиц, относимых криминологами к неустойчивому, а также ситуационному типам преступников, нередко оказывающихся во власти обстоятельств, которыми им трудно управлять, сохраняя должную эмоционально-волевую устойчивость, самоконтроль за своими действиями и поведением. Поэтому такие лица чаще других оказываются под сильным воздействием аффективно окрашенных состояний, эмоций гнева, фрустрации и т. п.
ФАБУЛА —фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности
Начальник поручил практическому психологу обследовать двух достаточно опытных сотрудников и дать им психологическую характеристику.1. Правильно ли была поставлена задача психологу? Если нет, то как надо было ее сформулировать?
Нет, задача психологу необходимо формулировать конкретно, указывая что именно, какие черты личности его интересуют, что указать в характеристике.Задача должна ставиться конкретная.
Каждый работник ежедневно сталкивается с управлением в коллективе, благодаря которому возможно выполнение или невыполнение поставленных задач. Вот почему, всем специалистам как будущим руководителям необходимо знание форм и методов управления, изучение теоретических идей, освоения опыта и практики действий в конкретной обстановке, обеспечившихвыработку самостоятельных навыков и умений для принятия оптимальных решений. 2. Какие профессионально-этические правила надо соблюдать, чтобы у психолога не возникали конфликты с сотрудниками и руководством?
Чтобы у психолога не возникло конфликтной ситуации необходимо соблюдать полную конфиденциальность, а также принцип компетентности и ответственности.
Неуспешный учащийся 6-го класса («двоечник»), характеризуется пассивностью и отсутствием интереса к учебным занятиям…
Причины отставания в учебе разделяют на следующие группы: 1) недостатки физического и психического развития (слабое здоровье, неразвитые память и мышление, отсутствие навыков учебной работы) 2) недостаатний уровень воспитанности (отсутствие интереса к учебе, слабая сила воли, недисциплинированность, отсутствие чувства долга и ответственности); 8) недостатки в деятельности школы (отсутствие в класс и атмосферы уважения к знаниям, недостатки в методике преподавания, недостаточная организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся, равнодушие и слабая подготовка учителя) 4) негативное влияние атмосферы в семьи (низкий материальный уровень жизни семьи, негативное отношение родителей к школе, отрыв детей от учебной работы и др.).Причиной плохой успеваемости многих учащихся является также внутренняя личностная позиция – нежелание учиться.
Возможно, ребенок испытывает кризис идентичности. Стремление к нарушению социальных норм перерастает в негативизм — сопротивление требованиям взрослых, упрямство, желание сделать все наоборот. В такой ситуации подросток может негативно реагировать на просьбы старших, на все отвечать словом «Нет».
К кризису идентичности в этом возрасте чаще всего добавляется кризис «отделения от семьи» — борьба подростка за переход на партнерские взрослые взаимоотношения с родителями. Если мать и отец по-прежнему сохраняют строгий контроль, отторгают взросление, у ребят может возникнуть сильное чувство гнева. Однако, не имея возможности выразить его напрямую, подростки проецируют свои эмоции на педагогов, демонстрируя вызывающее поведение. Иногда в школе такое поведение проявляется раньше, чем дома, а порой и заметно острее. Кроме того, в классе подростки стремятся друг другу продемонстрировать собственную взрослость, которая видится им прежде всего в непокорности, непослушании значимым педагогам. Поэтому учитель сталкивается с объективными трудностями. С одной стороны, ему необходимо принимать подростков и демонстрировать им это. С другой — справляться с собственным внутренним раздражением, гневом, обидой, связанными с ненормативным поведением учащихся, переносящих свои сложные чувства на преподавателя.
На основе физиологических изменений у подростков резкий подъем сил может сочетаться с общей неуравновешенностью. Поэтому энергия растрачивается неэффективно. Возможно снижение работоспособности. Внешне это проявляется как «подростковая лень», невнимательность, неумение сосредоточиться.
У некоторых усиливается двигательное беспокойство. Появляются временные нарушения двигательного контроля, координации крупных и мелких движений.
В познавательной сфере следует отметить спад показателей внимания, проявляющийся в низкой способности сосредотачиваться на каком-либо предмете или деятельности и контролировать ее выполнение. Возможно проявление неустойчивости внимания: на одном уроке школьник весьма продолжительное время сконцентрирован на рассказе учителя, на другом — быстро теряет нить повествования.
У многих наблюдается снижение интереса к учебной деятельности за счет появления новых увлечений, связанных с общением со сверстниками (дружба, влюбленность).
Мыслительные процессы в этом возрасте осуществляются быстрее, чем раньше. Для их поддержания требуется хороший уровень развития речи, умение давать развернутые устные ответы. В противном случае школьники испытывают трудности при ответах у доски, иногда отказываются от них.
Отношение к педагогу и его предмету в этом возрасте слиты воедино. Ученику нравится тот урок, который ведет преподаватель, сумевший войти с ним в контакт.
Рекомендации учителю:
- осуществлять дифференцированный подход;
- систематически изучать реальные учебные возможности ребенка;
- проявлять терпение, доброжелательность.
- стараться завоевать доверие ученика, убедить в том, что целью занятий является помощь в обучении, пробудить в нем веру в собственные силы;
- методы и приемы занятий должны быть разнообразными и одновременно сугубо индивидуальными;
- главное в работе с такими детьми – учить учиться;
- ориентировать ученика на самооценку деятельности;
- установить причины неуспеваемости ученика через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком;
-управлять мотивационными процессами, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя ученика.
Рекомендации родителям:
1Создавать дома комфортную обстановку 2Проявлять терпение 3Стимулировать ребенка к выполнению заданий 4Повышать мотивацию к учению
О каких видах воображения идет речь в каждом приведенном примере?
Воображение— это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях
1. Чтение художественной литературы, где происходит воспроизведение портретов персонажей, их поступков и обстоятельств; наполнение яркими эпизодами, использование разных языковых средств и метафор, воссоздание и оживление ситуации. – воссоздающее воображение - имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует.
2. Стилист на основе имеющихся конструкций создает новые сочетания элементов, в результате чего возникает новый « модный образ»;- творческое воображение (Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
3.Командир, имеющий солидные знания в области ведения военного дела, читает топографическую карту и создает план военной операции; - активное или произвольное воображение (представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
4. Человек находится в состоянии полудрема, при этом наблюдается ослабленная деятельность сознания, отсутствие целеполагания и волевого усилия. – пассивное или непроизвольное воображение (Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно.
О каких свойствах восприятия идет речь в приведенных утверждениях? Ответы поясните.
Свойства восприятия:
Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством
Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.
Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция - Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.
1.зрелый человек узнает мелодию песни как некое произведение, которое заставляет его переживать, вспоминать молодость и чувства, размышлять -
2.на вкус и цвет товарищей нет – избирательность восприятия
3. человек летит на вертолете. Однако он различает габариты зданий, размеры домов и людей, их формы - константность
4. мы не даем определение «увиденному» - напротив, сначала мы даем определение, а потом уже видим -
5. своя ноша не тянет -
6. автомобиль – это не просто кусок железа, а средство передвижения -
7. новый год - это праздник, который у каждого человека ассоциируется с чем - то личным, например, с мандаринами, с елкой, с конфетами и т.д.-
8. каждый повар, хвалит свой соус -
9. у ребенка, папа ассоциируется с ремнем - предметность
О каких формах воображения идет речь в каждом приведенном примере? Ответ обоснуйте.
Формы воображения в психологии: мечта, фантазия, галлюцинация, грезы, сновидения
1. Человек своими руками создал некую «машину», благодаря которой он хочет отправиться в космос, пересечь пространство. В этом и есть смысл его жизни;- мечта (одна из форм воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время)
2.Человек оживляет мертвое тело и верит, что ему это удастся. Он не знает, когда это произойдет, но очень верит в успех и это приобретает смысл его жизни- грезы (представление недосягаемого и несбыточного будущего).
3. Женщина мечтает иметь фигуру, как у некой знаменитости и мешок денег, как у миллионера, да любви, как у ее подруги; - мечты (одна из форм воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время)
4. Мужчина убежден, что он неизлечимо болен, и что у него что-то выросло внутри. Он чувствует это и даже испытывает болезненные ощущения; - галлюцинации (образ, переживаемый нами без внешней стимуляции);
5. Спортсмен, чтобы прийти к финишу первым воображает, что он спасается от страшного животного, которое хочет его съесть; - галлюцинации (образ, переживаемый нами без внешней стимуляции);
6. юноша, воображает, что наступит время и все люди будут богаты, счастливы и здоровы, ведь существует множество возможностей для достижения. –сноведения (бессознательная визуализация желаний).
О каких видах памяти идет речь в данных примерах? Ответы поясните.
1. старик помнит всю свою жизнь, даже в мельчайших подробностях, однако не помнит, что ел вчера на ужин -долговременная ( это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено).
2. человек очень хорошо запомнил некое событие, которое произошло в его жизни – Эмоциональная память - это память на чувстваю Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации.
3. человек исключает из сознания воспоминания о травмирующих его событиях, которые оказывают влияние на его эмоциональное состояние, он избегает встреч с людьми, которые причастны к этому или напоминают об этом событии - Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
4. память на слова, мысли и логические отношения - Словесно-логическая, или семантическая, память
5. из всего потока поступающей информации студент запомнил только ту информацию, которая необходима для него - произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.
6. студент запомнил информацию, отраженную на слайде, на котором была изображена смеющаяся обезьянка - Образная память (это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений)
7. водитель, долгое время в силу определенных обстоятельств не водил машину, однако, сев за руль нового авто сразу же смог выполнять маневры – Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операциию Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.
О каких видах способностей (по уровню развития) идет речь в данных примерах? Ответы обоснуйте.
Поуровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:
- талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
- гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
-Одаренность - это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Говоря об одаренной личности, обычно приписывают ей такие характеристики, как инновационность, любознательность, воображение, раскованность мышления, интуиция, уверенность в себе.
1. лауреат премии, сделавший новое открытие в области физики - гений
2. художник, нарисовавший всего один шедевр, который известен и признан обществом, и не имеет материальной ценности- талант
3. известный модельер, одежда которого пользуется широким спросом и покупной способностью - одаренность
4. ребенок, который не знает нотной грамоты, не учился в музыкальной школе, но при этом изумительно играет на музыкальном инструменте - талант
5. музыкант и композитор, песни которого все знают и часто исполняют - талант
6. музыкант и композитор, песни которого не пользуются массовой популярностью и имеют не однозначную оценку среди аудитории, однако такие произведения никто не пишет и не исполняет -
7. дипломат, успешный в сфере дипломатии, знающий стратегии взаимодействия с собеседниками – одаренность
8. известный политический деятель, ныне не живущий, который оставил неоднозначный след в истории - гений