Стратегия поведения педагога-психолога.
1.Все материалы по диагностике личностей учащихся хранятся у педагога –психолога без доступа к ним посторонних( например, сейф)
2. С диагностическими материалами, рисунками, протоколами имеют право знакомиться только родители, опекуны (законные представители ребенка)
3 Вся информация по диагностике строго конфиденциальна (согласно этическому кодексу психолога)
4 Заместитель директора может ознакомиться с аналитической справкой по результатам диагностики, выводами, рекомендациями. Узнать статистические данные по результатам диагностики, также заключение и направления коррекционной работы, если она необходима
И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. 1. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса?
В начальной стадии допроса диагностируются психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта. На этой стадии допроса важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности допрашиваемого.
в условиях свободного рассказа может проявиться конформность допрашиваемого, его стремление соответствовать. ожиданиям следователя. С другой стороны, возможны и нежелание лица воспроизводить определенные события в целостном рассказе, и даже его речевая неспособность к этому В этих случаях применяются определенные тактические приемы. Одним из них является “членение темы” свободного рассказа: допрашиваемому предлагается рассказать сначала лишь об одном эпизоде события, наиболее значимом для данного лица и простом по фабуле. Возникшая при этом первоначальная вербальная активность может облегчить ему переход к рассказу о событии в целом. Психологические особенности детализирующей стадии допроса. Основными задачами следователя на этой стадии допроса являются: восполнение пробеловсвободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий; оказание анемической помощи допрашиваемому с целью более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий; получение контрольных данных для оценки и проверки показаний; диагностика причин умалчивания допрашиваемого об отдельных обстоятельствах события, психическое содействие в преодолении “барьеров умолчания”, нейтрализация мотивов умолчания; диагностика и изобличение ложных показаний; оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения правдивых показаний. Использование слабых мест личности.Имея в виду особенности психики личности (вспыльчивость, склонность к переживаниям и т.д.) можно добиться правильных показаний на допросе. 2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым? можно назвать наиболее общие способы установления психологического контакта: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции, 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению, 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению; 8) разъяснение целей и задач допроса; 9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и результатам его.
3. Какие тактико-психологические приемы следует использовать для установления психологического контакта с допрашиваемым И.?
У каждого человека в любой жизненной ситуации есть свои первоочередные заботы, тревоги, сомнения, желания и интересы. На этой основе и должно быть осуществлено вступление следователя в контакт с допрашиваемым лицом. не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему отношение Благожелательное знакомство, сообщение своего имени и отчества, обращение к допрашиваемому по имени и отчеству, опрятный внешний вид, достойная, но не надменная манера поведения - все это формирует первое впечатление о следователе. Допустимо в первые минуты допроса сообщение следователем некоторых сведений о себе, о тех ожиданиях, которые он возлагает на поведение допрашиваемого лица. Опора на положительные качества личности допрашиваемого - существенный момент вступления в контакт. Во многих случаях следователь специально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого лица, а также положительные стороны его характеристики, отдельные проявления гражданственности, порядочности и т. п.
Предлагая допрашиваемому эмоционально значимую для него тему, следователь анализирует его ценностную ориентацию, эмоциональную устойчивость или неустойчивость, распознает его мимическую “маску”, приемы поведенческой адаптации. Не следует при этом поощрять ни чрезмерную свободу поведения, граничащую с развязностью, ни состояния робости, застенчивости, страха, забитости и т. д. Состояние психической напряженности сковывает общение и может вызвать повышенную конформность, внушаемость