Тема 2. Теоретические и методологические подходы

К проблеме психического развития

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия)   Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Подготовка докладов/презентаций   Доклад, презентация
написание рефератов     Реферат
написание эссе     Проверка эссе
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты)   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы 0,5   Проверка заполненной таблицы
Работа с понятиями темы, составление глоссария 0,5   Проверка записей в словаре, терминологический диктант
Конспектирование   Проверка конспекта
аннотирование книг, статей     Выступление
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость(ак. час.)  

Семинар 1. Условия, источники и движущие силы

психического развития

Цель: закрепить знание отечественных и зарубежных теорий психического развития, факторов, механизмов и закономерностей становления психики человека.

Ключевые понятия: детерминанты развития, наследственность, закономерности развития, социальные факторы развития, интериоризация, закономерности развития, гетерохронность, сензитивный период, литические и критические периоды, кризисы развития.

План:

1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

2. Сущность теорий психического развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг) и интеллектуального развития (Ж. Пиаже).

3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

4. Закономерности динамики психического развития.

Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы докладов и рефератов

1. Проблема сензитивных периодов психического развития в психологии.

§ Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч: В 6 т. – Т.4. – М., 1983. – 368 с.

§ Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И.И. – М., 1981.

§ Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. – 1972.

2. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа (теории З.Фрейда, Э.Эриксона).

§ Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос пед. агентство, 1996. – С. 65-102.

§ Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ред. А. А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 416с.

3. Механизмы приобретения нового опыта в теориях социального научения.

§ Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – С. 102-136.

4. Интеллектуальное развитие ребенка: причины, механизмы развития в теории Ж.Пиаже.

§ Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – С. 137-181.

§ Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. – 680 с.

5. Возможности применения теоретических положений (теории развития) для практической работы с детьми.

Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – С. 28-64.

´Вопросы и задания:

1. Раскройте основные понятия психического развития.

2. Перечислите закономерности психического развития, раскройте их содержание.

3. Назовите и опишите основные факторы развития.

4. Какие теории психического развития вы знаете.

5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны?

6. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии?

7. Почему близнецов надо воспитывать по-особому, в чем главная сложность их воспитания?

8. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные случаи «воспитания» человека в сообществе животных.

9. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?

10. Дайте определения следующих понятий:

§ Движущие силы развития;

§ Интериоризация;

§ Зона ближайшего развития;

§ Сензитивный период развития.

?Заполните таблицу:

Кризисы периода детства

Кризисный возраст Характеристика кризиса Новообразования кризиса Пути преодоления кризиса
       


? Задание для конспектирования:

Тема Литература
Психоаналитические теории детского развития   § Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 2001. – 448 с. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 460 с.  
Теории социального научения  
Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже
Теория развития морального сознания Л.Колберга
Вклад Л.С.Выготского в психологию развития

&Список литературы:

Основной ‑ рекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. – 464 с.

2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2001. – 448 с.

Дополнительный

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. – 368 с.

2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.

3. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

4. Крэйн, У.Теории развития: Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., Эксмо, 2004.– 896 с.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

7. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

Наши рекомендации