Тема 2. Теоретические и методологические подходы
К проблеме психического развития
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия) | Устное собеседование, оценка работы на семинаре | ||
Подготовка докладов/презентаций | Доклад, презентация | ||
написание рефератов | Реферат | ||
написание эссе | Проверка эссе | ||
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) | Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование | ||
Составление таблицы | 0,5 | Проверка заполненной таблицы | |
Работа с понятиями темы, составление глоссария | 0,5 | Проверка записей в словаре, терминологический диктант | |
Конспектирование | Проверка конспекта | ||
аннотирование книг, статей | Выступление | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость(ак. час.) |
Семинар 1. Условия, источники и движущие силы
психического развития
Цель: закрепить знание отечественных и зарубежных теорий психического развития, факторов, механизмов и закономерностей становления психики человека.
Ключевые понятия: детерминанты развития, наследственность, закономерности развития, социальные факторы развития, интериоризация, закономерности развития, гетерохронность, сензитивный период, литические и критические периоды, кризисы развития.
План:
1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.
2. Сущность теорий психического развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг) и интеллектуального развития (Ж. Пиаже).
3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
4. Закономерности динамики психического развития.
Задания для самостоятельной работы студентов
4Темы докладов и рефератов
1. Проблема сензитивных периодов психического развития в психологии.
§ Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч: В 6 т. – Т.4. – М., 1983. – 368 с.
§ Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И.И. – М., 1981.
§ Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. – 1972.
2. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа (теории З.Фрейда, Э.Эриксона).
§ Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос пед. агентство, 1996. – С. 65-102.
§ Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ред. А. А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2000. – 416с.
3. Механизмы приобретения нового опыта в теориях социального научения.
§ Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – С. 102-136.
4. Интеллектуальное развитие ребенка: причины, механизмы развития в теории Ж.Пиаже.
§ Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – С. 137-181.
§ Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. – 680 с.
5. Возможности применения теоретических положений (теории развития) для практической работы с детьми.
Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 1996. – С. 28-64.
´Вопросы и задания:
1. Раскройте основные понятия психического развития.
2. Перечислите закономерности психического развития, раскройте их содержание.
3. Назовите и опишите основные факторы развития.
4. Какие теории психического развития вы знаете.
5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны?
6. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии?
7. Почему близнецов надо воспитывать по-особому, в чем главная сложность их воспитания?
8. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные случаи «воспитания» человека в сообществе животных.
9. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?
10. Дайте определения следующих понятий:
§ Движущие силы развития;
§ Интериоризация;
§ Зона ближайшего развития;
§ Сензитивный период развития.
?Заполните таблицу:
Кризисы периода детства
Кризисный возраст | Характеристика кризиса | Новообразования кризиса | Пути преодоления кризиса |
? Задание для конспектирования:
Тема | Литература |
Психоаналитические теории детского развития | § Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М. : Рос. пед. агентство, 2001. – 448 с. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 460 с. |
Теории социального научения | |
Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже | |
Теория развития морального сознания Л.Колберга | |
Вклад Л.С.Выготского в психологию развития |
&Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. – 464 с.
2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2001. – 448 с.
Дополнительный
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. – 368 с.
2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.
3. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
4. Крэйн, У.Теории развития: Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.
5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., Эксмо, 2004.– 896 с.
6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
7. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.