Занятие 8. Психологические особенности дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста.
  2. Особенности развития форм общения со взрослым и со сверстниками.
  3. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
  4. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.
  5. Развитие личности в дошкольном возрасте.
  6. Показатели психологической готовности ребенка к школе.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.
  3. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.
  4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984
  5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М., 1981.
  6. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. – М., 1981.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995
  9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
  10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х тт. – М., 1986.
  11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Занятие 9. Подростковый возраст

Вопросы для обсуждения:

  1. «Кризис» подросткового возраста в свете отечественных и зарубежных концепций.
  2. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин).
  3. Виды взрослости, пути и условия ее формирования.
  4. Психологические проблемы современных подростков

Литература:

  1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
  4. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М., 1991.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.,1989.
  6. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М., 1997.
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 1999.

Занятие 10. Психология зрелых возрастов

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение хронологического, биологического, психологического и социального возраста.

2. Зрелость как вершина жизненного пути. Стабильность и изменения личности в зрелости.

3. Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Старость как социальная проблема.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000.
  4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Занятие 11. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологическое консультирование родителей по поводу проблем раннего возраста.
  2. Психологические трудности дошкольника.
  3. Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений.
  4. Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем.
  5. Проблема готовности ребенка к школьному обучению.
  6. Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М. , 2002.
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. – М., 1992.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  5. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1992.
  6. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

Занятие 12. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте

Вопросы для обсуждения:

  1. Соотношение диагностики и коррекции.
  2. Типы коррекционных программ.
  3. Методы коррекции.
  4. Формы организации коррекционной работы.

5. Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов и презентаций

Модуль 1

1. Психоанализ и экспериментальное изучение детского развития.

2. Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона.

3. Когнитивное направление: Ж.Пиаже и женевская школа психологии.

4. Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

5. Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.

6. Социально-экологическое направление в психологии развития

7. Нарративный подход в психологии развития

Модуль 2

1. Возрасты жизни в исторической ретроспективе

2. История и историография детства и детского развития

3. Возрастные нормативные кризисы развития

4. Возрасты жизни в антропологической парадигме

Модуль 3

5. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка дошкольника

6. Роль игры в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

7. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

8. Проблемы школьной дезадаптации первоклассников

9. Особенности психического развития в младенческом возрасте

10. Дружба и любовь в подростковом и юношеском возрасте

11. Особенности развития самосознания в подростковом и юношеском возрасте

12. Подростки группы «риска»

13. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

14. Профессиональная карьера

15. Особенности психического развития пожилых и старых людей

16. Психологические секреты долгожительства

Модуль 4

1. Психологическое сопровождение детских деятельностей

2. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения

3. Возрастно-психологический подход в психологическом сопровождении

Работа с глоссарием

Глоссарий – словарь, раскрывающий смысл используемых терминов (дескрипторов). Дескриптор – наиболее существенное понятие в виде слов или словосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения. [БЭС,с.345] Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. Здесь необходимо отметить следующее. Изначально, глоссарий понимается как собрание глосс – непонятных слов и выражений. Такое понимание позволяет развести ведение глоссария и словаря, как сходных, но не однозначных видов учебных заданий. Например, глоссарий можно составлять по заранее заданным преподавателем, терминам и понятиям. Тогда ведение словаря, можно рассматривать как более свободное учебное задание, когда раскрываются, например, иные значения тех или иных терминов (например, инструментализм Дж.Дьюи и современная теория проблемного обучения).

Словарь (как и глоссарий) может иметь предметный, именной или смешанный характер. В дальнейшем мы не будем подчёркивать сходство словаря и глоссария.

Предметный словарь составляется студентом, по какой-либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме учебного курса. Например «Психологи античности».

Именной словарь (или словарь персоналий) должен представлять собой указатель персоналий психологов, принадлежащих к тому или иному направлению в психологии, занимавшихся или занимающихся той или иной проблемой и т.д. Конкретный критерий даёт преподаватель при выдаче учебного задания.

Словарь смешанного типа может представлять собой именной указатель исследователей, занимавшихся проблемой и одновременно содержать список терминов, понятий и т.д., введенных ими в психологию (например, «Гештальтпсихология», «Психоанализ» и т.д.).

Студентам предлагается заполнить психологический словарь, используя следующие термины: / http://slovari.yandex.ru /Психология развития.Словарь Под. ред. А.Л. Венгера [17]

1. Адаптивность

2. Акселерация

3. Амбивалентность

4. Антропогенез

5. Ведущая деятельность

6. Взрослость

7. Внутренняя речь

8. Возраст

9. Генеративность

10. Геронтопсихология

11. Гетерохронность

12. Движущие силы психического развития

13. Дезадаптация

14. Депривация

15. Детство

16. Жизненный кризис

17. Зона актуального развития

18. Зона ближайшего развития

19. Идентичность

20. Интериоризация

21. Интимно-личностное общение

22. Интрапсихический

23. Инфантилизм

24. Кризис

25. Локус контроля

26. Лонгитюдный метод исследования

27. Новообразование психическое

28. Одиночество

29. Онтогенез

30. Ответственность

31. Половое поведение

32. Пренатальное развитие

33. Психологическая готовность к школьному обучению

34. Рефлексия

35. Самоактуализация

36. Самоопределение

37. Самосознание

38. Самооценка

39. Сензитивность

40. Социализация

41. Социальная ситуация развития

42. Социогенез

43. Суицид

44. Эгоцентризм

45. Экстериоризация

46. Эпигенез

47. Ценностные ориентации

Оформление психологического глоссария осуществляется в виде таблицы в печатном или письменном (разборчиво) виде на бумажном носителе с указанием:

Термин Автор термина Содержание термина Источник
         

Критериями для оценивания составленного студентами словаря являются:

-соответствие терминов заданной направленности словаря;

-полнота словаря;

-наличие альтернативных толкований того или иного термина.

Задания по работе с литературой по теме

Наши рекомендации