Формы проявления эмоциональной сферы личности
Эмоциональный мир человека чрезвычайно многообразен. Формы его проявления различны.
Настроение – это общее устойчивое эмоциональное состояние. Настроение всегда имеет причины, однако они могут и не осознаваться субъектом. В русском языке есть выражения «тоска напала», «грусть сжимает», «радость охватила», что показывает некую предрешенность данного феномена. По мнению С.Л. Рубинштейна, настроение от других эмоциональных состояний характеризуют две черты: во-первых, настроения не предметны, а личностны; во-вторых, настроение – это не специальное переживание по частному случаю, а разлитое общее состояние человека. Оно придает эмоциональную окраску всему поведению человека, всем его проявлениям. Когда у человека хорошее настроение, он позитивно воспринимает себя и окружающих, готов полноценно трудиться, у него повышается активность. Если же настроение плохое, то весь мир окрашивается в темные тона, люди кажутся недобрыми, работа неинтересной, человек становится пассивным. Этот аспект настроения человека в теории Г.Боуэра и Г. Айзенка назван принципом «конгруэнтности настроения»: когда у человека хорошее настроение, он более эффективно воспринимает и воспроизводит позитивную информацию, а в плохом настроении отдает предпочтение переработке негативной информации.
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на экстремальную ситуацию, когда человек не может справиться с ней. Аффект целиком захватывает человека. Его движения носят импульсивный характер, человек становится практически неуправляемым, не подчиняется волевому контролю.
Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: 1) подготовительная фаза – сохраняется сознание, но появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии, человеком движет цель – осуществить намерение; 2) фаза взрыва – характерна беспорядочная смена представлений, сознание нарушается, утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог, происходят агрессивные действия, разрушение, нападение, борьба. Иногда, напротив, человек впадает в ступор либо наблюдается бессмысленная хлопотливость, растерянность; 3) заключительная фаза – характеризуется истощением физических и психических сил, равнодушием, безучастием, сонливостью.
Страсти – это сильное, стойкое, длительное состояние, которое захватывает человека и владеет им. По силе оно ближе к аффекту, а по длительности – ближе к чувствам. С.Л. Рубинштейн отмечал, что страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления, поэтому страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых компонентов.
Стресс – это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения (Г. Селье). К стрессорным факторам относят различные эмоциональные состояния (гнев, страх, растерянность), а также внешние стрессоры: освещение, шум, запахи и т.п. Стрессы постоянно сопровождают нашу жизнь, избежать их невозможно. Сам Селье называл их «острой и необходимой приправой к жизни». Небольшой стресс и напряженный ритм работы выступают своеобразными стимуляторами. Однако систематическое превышение эмоциональных возможностей организма снижает работоспособность и опасно для здоровья. Уже доказано, что стресс приводит к серьезным заболеваниям. Такие болезни, как инфаркт, инсульт, гипертония – результат послестрессовых нарушений.
В классификации стресса выделяют физиологический и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный, вызванный информационными перегрузками, когда существует высокая ответственность принятия решения, а человек не в силах справиться с задачей своевременно и эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях, психологически травмирующих человека (угрозы, опасности, обиды и т.п.)
Фрустрация (от лат. Frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или так субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, переживание неудачи. Фрустрация сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями (раздражением на окружающих людей, озлобленностью, подавленностью, безразличием и т.п.)
Это состояние вызывает фрустратор – причина фрустрации, которая вызывает фрустрационную ситуацию. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение. Уровень фрустрации зависит от силы фрустратора, внутренней готовности человека воспринимать и переживать трудности, способов реагирования на них. Эмоционально незрелые, малокультурные люди это состояние переживают чаще.
Фрустрационная толерантность- это способность человека противостоять жизненным трудностям на основе адекватной оценки фрустрационной ситуации, а также предвидения выхода из нее.
Тревожность –устойчивое состояние, которое определяется склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. Его характеризует: неопределенность предмета переживаний, негативный эмоциональный отклик, ощущение реальной угрозы, а также направленность в будущее, опасение того, что будет, а не того, что есть. Часто возникает немотивированная тревожность – непроизвольные переживания по поводу личностно значимых маловероятных событий, беспричинные ожидания неприятностей, предчувствие беды, утрат. Такое явление вызывает эмоциональный стереотип реагирования, который может прогрессировать с возрастом.
Причины появления тревожности разнообразны: это и соматические нарушения, и психологический дискомфорт, и восприятие некоторых сторон действительности, и жизненные позиции, в результате чего личность чем-то обеспокоена, не удовлетворена. В русском языке его обозначали словом «хандра», а в английском «сплин», что означало необъяснимую тягость чувств и мироощущения.
Тревожность проявляется как личностное образование, связанное с восприятием личностью широкого круга объективно безопасных обстоятельств как угрожающих (личностная тревожность). Однако тревожность может вызываться и определенными ситуациями, например, выделяется экзаменационная тревожность в ситуации экзаменов, контроля (ситуативная тревожность). Она зависит от самооценки личности угнетающих мыслей и переживаний в ситуации экзамена, когда способности оцениваются со стороны. Чем выше притязания, тем выше тревожность.
Эмоции и познание.
В истории психологии вопрос о соотношении эмоциональных и познавательных процессов развивался достаточно сложно и неоднозначно. Долгое время в психологии эмоций господствовало направление интеллектуализма, в котором эмоциональные процессы противопоставлялись когнитивной сфере, признавая при этом преимущество последней. Однако еще в учениях Платона есть мысль о «специфическом умственном наслаждении», а у Аристотеля, признававшего первичность разума, идея о том, что «самый процесс познания... составляет источник очень сильных эмоций sui generis».
Четкое разделение эмоциональной и интеллектуальной сферы в психологии существовало достаточно долго. Даже в самой интеллектуальной сфере выделялось аффективное и собственно интеллектуальное мышление. Аффективное связывалось с функционированием в обыденной жизни, а интеллектуальное – в научном познании. Такая точка зрения сохраняется в ряде зарубежных теорий.
По мнению Л.С. Выготского, эмоции развиваются и особым образом функционируют в структуре мыслительной деятельности человека. Ученый доказывает, что существует особая динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Проблема единства «аффекта и интеллекта» решается и в работах С.Л. Рубинштейна. По его мнению, познавательные процессы – это процессы не только познавательные, но и аффективные. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним, их значения для отражающего субъекта, для его жизни и деятельности. Конкретной единицей психического он считал целостный акт отражения объекта субъектом, который выступает как форма проявления целостности, единой сущности человека. А.Н. Леонтьев, рассматривая мышление как деятельность, показывает, что она имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Глубокой основой этой пристрастности являются «личностные смыслы».
Если мышление создает понятия, то пережитые эмоции ведут к возникновению эмоциональных обобщений. К. Изард отмечает, что эмоция - это особый тип знания. Он рассматривает понятия «эмоциональной компетентности», «эмоциональной креативности» и «эмоционального интеллекта». Ученый подчеркивает, что «...эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие».
Эмоции сопровождают и окрашивают мыслительные процессы, ощущения, восприятие. Особую роль они играют и в процессах памяти, сохраняя в ней эмоционально значимые события. Эмоциональная окрашенность является одним из условий непроизвольного внимания, памяти, образного мышления. От эмоций зависит построение и восприятие речи. Важно влияние эмоций на воображение человека. Они являются важнейшим средством регуляции процессов познания. Известна и побуждающая мыслительную активность функция эмоций, а также функция, ориентирующая человека в компонентах ситуации и действий. Согласно В.К. Вилюнасу, эмоция не только «оценщик» жизненных ситуаций, но еще и работник, вносящий свой вклад в психологическое состояние этих ситуаций.
С другой стороны, познавательные процессы позволяют человеку сориентироваться в собственном эмоциональном состоянии, понять свои чувства, выделить первичные эмоции. «Могущество разума» над эмоциональной сферой человека заключается в том, что мы можем разумно регулировать эмоции, направлять их течение и интенсивность, изменять знак эмоции под воздействием переосмысления ситуации, своего отношения к ней.