Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание
Выделяют четыре относительно самостоятельных процесса памяти и четыре соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание- это процесс запечатления (фиксирования) информации, которая может быть представлена в форме ощущений, образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий, актов общения. На основе запоминания происходит расширение жизненного опыта и психическое развитие человека, становление его как личности, как субъекта деятельности. Запоминание – это активный процесс, его источником выступают потребности и мотивы личности. Оно связано с деятельностью субъекта и осознанием фактов, необходимых для деятельности.
Ряд факторов оказывают влияние на эффективность запоминания: Осмысленность материала. В экспериментах Гилфорда и Мак-Геча было доказано, что на запоминание осмысленного материала человек тратит времени меньше, чем при зубрежке бессмысленного материала. И, действительно, когда мы осмысливаем материал, он запоминается лучше.
В работах А.А. Смирнова, В.Я. Ляудис, В.Д. Шадрикова и других ученых показана роль специально организованных действий при запоминании, выступающих в качестве мнемических приемов или способов запоминания в учебной деятельности: группировка материала по каким-либо основаниям; выделение опорных пунктов (заглавие, тезисы, вопросы и т.п.); составление плана как совокупности опорных пунктов; классификация – распределение явлений и предметов по классам, группам на основе определенных общих признаков; структурирование – установление взаимного расположения частей, внутреннего строения запоминаемого, схематизация – изображение или описание чего-либо; аналогия – установление сходства или подобия предметов или явлений; перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме, преобразование информации, достраивание запоминаемого материала и привнесение в него субъектом чего-либо из других областей; серийная организация материала – установление межгрупповых отношений, связей и т.д.
Особую роль играет повторение. Оно позволяет: 1) удерживать информацию в течение длительного времени; 2) осуществить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную; 3) укрепить следы памяти. При заучивании материала необходимо правильно его организовать, распределив повторения во времени. Р. Йост экспериментально доказал: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания, а если требуется большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания с достаточным количеством повторений.
Огромную роль при запоминании играет мотивация, которая связана с интересами, склонностями личности, ее отношением к определенной деятельности, эмоциональным настроем. Опыты З.М. Истоминой показали, что максимального уровня запоминание достигает в ситуации практической деятельности, высокой мотивации на ее выполнение.
Установка на запоминание. Нужно отметить, что деятельность, направленная на запоминание, может быть не менее трудной, чем понимание материала. Особенно это относится к заучиванию понятий и определений. Отсутствие установки на запоминание, мотивации запомнить тот или иной материал сказывается на результатах деятельности (например, экзамене). Причем важна установка запомнить надолго.
Сохранение – это накопление в памяти материала. Этот процесс способствует удержанию полученного жизненного опыта и, в том числе, личности в целом от распада. Предметом его являются не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Сохранение придает разумный смысл запоминанию, так как сохраняется то, что важно. Это не простая консервация материала, а активный процесс, ходе которого информация непрерывно перерабатывается и структурируется.
Способы организации информации в памяти разнообразны: пространственная организация, она позволяет установить опорные связи и «опорные точки» в физическом и социальном пространстве (позволяет найти нужное слово в словаре, ориентироваться в днях недели, месяцах и т.п.); ассоциативная организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками (например, по первой букве и т.п.); иерархическая организация, когда каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной он соответствует (по Годфруа).
Сохранение материала обеспечивается: осмысленностью запоминания, а также активным повторением. Интересные данные получены в 1924 г. Дженкинсом и Далленбахом. Ученые доказали, что повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время, как сон способствует улучшению памяти в результате присущей ему способности упрочивать следы памяти. Поэтому, не случайна русская пословица: «Утро вечера мудренее».
В экспериментах, проводимых в 1924-1926 гг. в лаборатории К. Левина нашей соотечественницей Б.В. Зейгарник при изучении запоминания и возобновления прерванных действий, было доказано, что сохраняется в нашей памяти действие, которое осталось незаконченным. Напротив, завершенное действие мы забываем (эффект незаконченного действия).
Воспроизведение - это оживление, актуализация ранее образовавшихся в мозгу связей путем извлечения из долговременной памяти и перевода в оперативную. Различают следующие формы воспроизведения:
Узнавание – возникает при повторном восприятии объектов. Оно всегда связывает наш опыт с новыми ситуациями жизни, дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Огромную роль узнавание играет в процессах самоидентификации человека, являясь условием самосознания личности.
Припоминание– наиболее активная форма памяти. Эффективность припоминания зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности хранимой в памяти информации. Трудности, возникающие при припоминании, зачастую связаны с тем, что в нужный момент не оказалось необходимого для припоминания символа-средства. Правильная организация запоминаемой информации повышает эффективность припоминания. Огромную роль играет контекст, в котором шло запоминание. Поэтому воссоздание идентичных условий будет способствовать лучшему припоминанию материала.
Собственно воспроизведение (или воспоминание)– осуществляется в отсутствии объекта восприятия. Оно может быть непроизвольным и произвольным, целенаправленным. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую ставит перед собой человек. Иногда вспомнить бывает очень сложно, особенно, когда нет опорных точек или объектов. Поэтому узнать информацию всегда легче, однако эта «легкость» на самом деле свидетельствует об имеющемся уровне памяти у человека. Поэтому учебные тесты, в которых нужно выбрать правильный ответ, вернее отражают уровень знаний, чем прямые вопросы.
В исследованиях французского психолога А. Пьерона в 1913 г. было доказано, что воспроизведение выученного материала бывает лучше через 2 – 3 дня после заучивания. Этот эффект называется реминисценцией.
Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях материала без дополнительных упражнений и повторений заученного. Это как бы непроизвольное воспроизведение материала, уже казавшегося забытым.
Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного опыта или знания. Забывание – это любая невозможность извлечь информацию.
Первым изменения памяти во времени начал изучать Г. Эббингауз. Он доказал, что сохраненная информация начинает резко снижаться сразу после заучивания. Дальнейшее снижение замедляется и останавливается примерно на одном уровне (20% материала) по истечении месяца. Критерий забывания – субъективный и находится в самой личности, в ее потребностях, интересах, жизненных целях и задачах. Иногда человек забывает и то, что ему необходимо. В этой связи нужно помнить, что осмысленность, значимость для человека того или иного знания позволяет избежать этого факта.
Забывание выполняет ряд важнейших функций в психике человека. Во-первых, оно предохраняет мозг от перегрузки информацией. Во-вторых, забывание бесполезной информации облегчает доступ к полезной. В третьих, забывание выполняет особую психотерапевтическую работу, освобождая нас от груза неприятных, травмирующих переживаний.
Существует ряд факторов, влияющих на забывание.
Забывание материала связывают с возрастом человека: у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, ослабевает образная память, наблюдается снижение объема запоминания. Однако, то, что значимо и связано с текущей деятельностью, освоенными в процессе жизни профессиональными и бытовыми навыками, забывается меньше.
Забывание иногда происходит и потому, что событие в нашем сознании описано таким способом, который не отличает его от других, а поэтому извлечь его в памяти не удается. Например, когда студент перед экзаменом «за один присест» выучивает весь материал, не дифференцируя его, вспомнить конкретный вопрос бывает очень трудно.
Важную роль играет характер информации и частота обращения к ней. Если мы не повторяем полученные знания и не используем их в опыте, они забываются. Так, например, иностранные языки. Большое количество людей не пользуется ими после окончания учебного заведения и забывает. Напротив, то, что для нас важно, связано с интересом забывается меньше.
Интересные исследования были проведены гештальт-психологами в области забывания намерения (так называемой «забывчивости» человека) Иногда мы забываем намерение, потому что оно не перешло из кратковременной памяти дальше в долговременную (например, должны передать информацию другу и забываем об этом) - речь идет о недостаточной длительности намерения.
С забыванием связано явление интерференции, которая трактуется как нарушение запоминания, в связи наложения одного материала на другой. Различают несколько видов интерференции:
а) проактивная интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания (например, важная или эмоционально значимая информация, сообщенная вначале мешает последующему сосредоточению и запоминанию);
б) отрицательный перенос при научении (например, заученный ранее способ решения затрудняет овладение новым);
в) влияние на запоминание гомогенной деятельности (когда сразу после изучения одного материала мы беремся за другой, сходный с ним, например, изучение подряд двух иностранных языков);
г) ретроактивная интерференция, она связана с тем, что если сразу после усвоения знания или приобретения навыка мы приступаем к новой, и, особенно, к относительно сходной деятельности, новый материал наложится на старый и вытеснит его. Это явление не наступит при выполнении различных деятельностей либо при выполнении очень сходных деятельностей (например, при изучении двух разделов одного учебника или когда после изучения психологии мы будем постигать математику, однако, если после психологии мы начнем учить философию, то первую мы будем помнить хуже).