Теоретические подходы к исследованию памяти.
Память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней и систем, включающий работу большого количества механизмов. Не случайно трактовок определения феномена памяти в истории психологии достаточно много. Проблема памяти в психологии, по словам П.П. Блонского, является «ровесницей психологии как науки».
Первые научные теории памяти возникли в античное время в работах Платона, Аристотеля. Считается, что именно Аристотель открыл законы образования ассоциаций и показал их роль в процессах памяти. Ассоциация – это связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного ведет за собой появление другого. Со времен Аристотеля известны 4 вида ассоциаций: ассоциации по смежности (установление связи между явлениями по признаку пространственно-временных отношений); ассоциации по сходству (связь между явлениями устанавливается по признаку сходства); ассоциации по контрасту (связь устанавливается по признаку контраста); ассоциации по каузальности (они образуются по признаку причинно-следственных отношений).
Родоначальником научной психологии памяти считается немецкий психолог Л.Г. Эббингауз (вторая половина Х1Х в.), который экспериментально исследовал память и установил ряд важных закономерностей запоминания, сохранения и забывания материала. Процессы памяти ученый также трактовал как процессы образования ассоциаций, и поэтому в его экспериментах изучалась только механическая память путем заучивания бессмысленного материала (слогов). Полученные им закономерности графически представлены в виде кривой запоминания Эббингауза.
Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.П. Павловым, который экспериментально доказал, что ассоциация – это нервная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Он закрепляется в памяти, если вводится механизм подкрепления и повторения. Этот механизм лежит в основе научения.
В психоаналитической теории выявлена роль эмоций, мотивов и потребностей при запоминании. З. Фрейдом было обнаружено, что явления забывания связаны с механизмом вытеснения травмирующих переживаний и отрицательных мотивов, с которыми связаны те или иные впечатления.
В отечественной теории деятельности была доказана зависимость запоминания от характера деятельности человека, от направленности его личности, поставленной им задачи, затраченными усилиями, а также значимости информации для субъекта. Чем более значима информация, тем лучше она запоминается и воспроизводится.
Современные подходы к изучению физиологических механизмов памяти в значительной степени связаны с именем Д. Хебба, который в 40-е годы ХХ века предложил теорию, объясняющую нейрофизиологическую природу памятии трактовал память как функцию мозга. Согласно нейронным теориям, большую роль в фиксации следа памяти играет синапс. На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, на уровне тормозного – она блокируется. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией возбуждения. Именно в реверберационном круге возбуждения происходит переход из кратковременной памяти в долговременную.
Биохимическая теория (60-е – 80-е годы ХХ века) показывает, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Доказано, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов индивидуальной памяти, связанной с приобретенным в течение жизни опытом человека, а ДНК может служить хранилищем генетической, наследственной памяти.
Изучение процессов памяти и механизмов ее образования в настоящее время активно продолжается и связано оно с исследованием сложных мозговых систем у здоровых людей и больных амнезиями в результате повреждения мозга, что позволяет глубже проникать в тайны памяти.
Виды памяти
1. Одна из первых классификаций памяти принадлежит П.П. Блонскому, который, обобщая опыт, накопленный в современных ему исследованиях, выделяет 4 вида памяти, отражающих характер психической активности человека: «память-воображение» (образная память); «память-привычка» (моторная память); «память-рассказ» (логическая память, память-мышление); «аффективная память» (память чувств).
Ученый подчеркивает, что эти 4 вида памяти появились у человека не одновременно. В онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память, вскоре – аффективная память, несколько позже – образная память, гораздо позже – логическая. Перечисленные виды памяти представляют собой различные уровни ее развития, «поднимаясь на все более и более высокую ступень сознания, память тем самым все более и более приближается к мышлению» (Блонский). Рассмотрим эти виды памяти:
Моторная (двигательная) память– это память на движения. Она служит основой для развития двигательных навыков: трудовых, спортивных, практических и т.п. А.А. Смирнов установил, что действия, особенно если их освоение было связано с преодолением препятствий, запоминаются лучше, чем мысли.
Аффективная (эмоциональная) память – память на чувства. Она имеет огромное значение в регуляции поведения и деятельности человека, в его отношениях с другими людьми.
Образная память – это память на представления, образы, которые когда-то воздействовали на органы чувств. Так различают зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную память. Особый вид памяти – эйдетическая память, когда в сознании сохраняются очень яркие и отчетливые образы предшествующего восприятия.
Словесно-логическая память – это память на мысли. Они не существуют без языка, а, следовательно, в основе данного вида памяти лежит деятельность второй сигнальной системы. Это специфически человеческая память. От ее развития зависит развитие всех других видов памяти, а также развитие абстрактного мышления. Именно этот вид памяти играет ведущую роль в обучении.
2. По характеру целей деятельности различают произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память – это непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить. Однако этому виду памяти свойственна избирательность: непроизвольно лучше запоминается то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью и актуальными потребностями человека, с целями и задачами его деятельности.
Эксперименты П.И. Зинченко и А.А. Смирнова показали, что непроизвольное запоминание человека не ограничивается простым запечатлением, а напрямую зависит от организации деятельности. Если человек включен в активную, требующую интенсивной мыслительной работы деятельность, его непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное. Запоминается то, что обусловлено основным руслом деятельности, ведущими для человека мотивами.
Произвольная память – форма запоминания, связанная с сознательной целью что-то запомнить, наличием волевых усилий и специальных средств для ее осуществления. Этот вид памяти есть только у человека. Его развитие связано с развитием мышления.
Генезис произвольной памяти рассмотрен в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Учеными было сделано важнейшее в изучении памяти открытие – переход биологических форм памяти к высшим специфическим формам, является результатом длительного и сложного процесса культурно-исторического развития. Основным принципом в этом процессе является тот факт, что человек научился использовать для запоминания специальные приемы – внешние средства (впервые они появились у первобытных племен: зарубки, узелки, примитивные бирки, татуировки, рисунки и даже части тела). Сначала эти средства были случайными, затем они стали подготавливаться заранее. Тем самым изменяется структура акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредствованным. От внешних, предметных средств запоминания осуществляется постепенный переход к внутренним, умственным средствам.
Дальнейшее развитие памяти происходит по двум основным линиям:
1) усовершенствование средств в виде внешних раздражителей (особенно развитие письменности, которая сама по себе уже отрицает биологическую память) и 2) превращение внешних средств во внутренние (развитие логической памяти).
Таким образом, «развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания внешних стимулов-знаков» под влиянием социальной среды, которая создает условия для психического развития (А.Н. Леонтьев). Этот процесс развития определяется как социализация человека, а память, как и все высшие формы поведения, тесно связана со средой.
3. По времени сохранения материала выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.
Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Следы в ней остаются лишь очень короткое время (1/4 секунды). За это время ретикулярная формация решает, привлечет ли она внимание этой информацией высшие органы мозга. Если нет, то менее, чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми образами (Годфруа).
Кратковременная память. Если информация привлекла внимание мозга, то она может в течение короткого промежутка времени сохраняться и мозг ее обрабатывает. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации и отсеивается ненужная, что предохраняет мозг от перегрузки излишними сведениями. Без нее невозможно функционирование долговременной памяти. Установлено, что длительность кратковременной памяти – 20 сек. За это время сохраняется очень немного информации. Если она не вводится в этот промежуток повторно, то она исчезает (например, нашли телефонный номер по справочнику, передали сообщение и забыли).
Объём кратковременной памяти ограничен. Объем кратковременной памяти экспериментально установлен Г. Эббингаузом (сам ставил опыты над собой), а проверил и затем описал Дж. А. Миллер: «Магическое число семь плюс минус два» - тот объем элементов, которые человек может запомнить и удержать в памяти одновременно. Причем доказано, что если необходимо в течение короткого времени сохранить большее количество информации, мозг автоматически осуществляет её перегруппировку. Огромную роль в процессах кратковременной памяти играет повторение. Для поддержания информации в кратковременной памяти необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности.
Долговременная память – её длительность и объём практически неограничены. Она зависят от важности запоминаемой информации, от способа кодирования, систематизации, а также особенностей воспроизведения. Этот вид памяти основан на осмыслении материала, придании ему запоминающим субъектом определенного значения. Долговременная память имеет смысловую организацию. Существенную роль в процессах долговременной памяти играет речь. Слова выступают результатом осмысления. С помощью слов запоминание осуществляется легче, и материал прочнее сохраняется.
Тульвинг различает две формы долговременной памяти:
а) семантическая память – память на слова, понятия, идеи. В ее основе лежит использование языка. Этот вид памяти имеет четкую структуру;
б) эпизодическая память – она хранит информацию о событиях, датированных во времени, о связях между событиями, о конкретных переживаниях. Эта память не структурирована, менее стабильная, и, так как мы реже активизируем ее, она менее прочная.
На функционирование долговременной памяти влияет ряд факторов.
Привычность материала: если какое-то событие или информация повторяется много раз, оно легче запоминается, чем случайное явление. Так, приводит пример Ж. Годфруа, мы поражаемся долговременной памяти пожилых людей. Однако, то, что вспоминают они из молодости, часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом, несколько раз пересказывалось или переживалось ими, а поэтому и сохранилось в памяти. В то же время, менее значимые многочисленные события из жизни не сохраняются.
Большую роль в запоминании играет ситуация, в которой информация преподносится. Так известно, что один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от стиля его изложения (преподавателем, учебником и т.д.). На запоминание оказывает влияние эмоционального состояния человека, состояния сознания. Под влиянием сильных эмоций информация сохраняется очень долго, иногда на всю жизнь. По мнению Тульвинга, существует принцип специфичности кодирования, согласно которого нам легче вспомнить информацию в том контексте, в котором проходило запоминание.
Известна в долговременном запоминании роль тщательной проработки материала, углубления в изучаемый предмет. Если мы рассматриваем материал под различными углами зрения, с разных точек зрения, можем увидеть его разнообразные связи в разных сферах, он запоминается лучше. Поэтому единовременное «прорабатывание» дает меньший эффект в запоминании, чем длительное разнообразное изучение материала. Соответственно, зубрежка перед экзаменом бесполезна с точки зрения приобретения знаний.
В таблице 1 представлены сводные характеристики всех трех уровней памяти.
Таблица 1.
Структурная модель памяти.
Характеристики | Сенсорная | Кратковременная | Долговременная |
Другие названия | Мгновенная, эхоическая или иконическая | Первичная, Рабочая. | Вторичная |
Продолжительность действия | Менее одной секунды | Менее 20 секунд | Неограниченная |
Стабильность | Сиюминутна | Легко подвержена сбоям | Устойчива к сбоям |
Объем | Ограниченный | Ограниченный (7+2) | Неограниченный |
Общие характеристики | Моментальное бессознательное впечатление | Непосредственное осознание, активная, поддерживается путем повторения | База знаний, ассоциативная, пассивная, является результатом кодирования |
Забывание | По типу стирания следов или угасания | Замещение, вытеснение | Разные точки зрения: А) нет забывания, есть недоступность информации в данное время; Б) угасание следов; В) интерференция. |
Оперативная память – это вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживающий эту деятельность. Ее своеобразие в том, после окончания деятельности мы легко освобождаемся от ненужной информации.