Тест по главе 2. Трудовой процесс и его компоненты

1. Ответ: 1- б, 2 – е, 3 – а, 4 – г, 5 – в, 6 – д , 7 – з.

2. Ответ: 1, 2, 4.

3. Ответ: 3, 4.

4. Ответ: 2, 4.

5. Ответ: 1 – в , 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 - г.

Тест по главе 3. Субъект труда и его структура

1. Ответ: 1- в, 2 – а, 3 – д, 4 – г.

2. Ответ: 2 ,5

3. Ответ: 1, 3.

4. Ответ: 3, 4.

5. Ответ: первый признак.

6. Ответ: третий признак.

7. Ответ: четвертый признак.

8. Ответ: второй признак.

Тест по главе 4. Методы построения теории психологии труда

1. Ответ: 1- г, 2 – а, 3 – ж, 4 – б, 5 - д.

2. Ответ: 1- д, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5 - г.

3. Ответ: 1, 3, 4.

4. Ответ: 2, 4, 5.

5. Ответ: 1- б, 2 – в, 3 – д , 4 – г.

6. Ответ: 3.

7. Ответ: 2.

8. Ответ: 1.

9. Ответ: 5.

10. Ответ: 4.

Тест по главе 5 . Методы психологии труда

1. Ответ: 1- д, 2 – б, 3 – г, 4 – а, в.

2. Ответ: 2,4.

3. Ответ: 1, 2.

4. Ответ: 2, 5.

5. Ответ: 3,6.

6. Ответ: 3, 4.

7. Ответ: 3.

8. Ответ: 2.

9. Ответ: 4.

10. Ответ: 1.

11. Ответ: 3.

ПЕРСОНАЛИИ

Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) – доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, организатор и декан факультета психологии ЛГУ, лидер Ленинградской школы психологии
Бернштейн Николай Александрович (1896–1966) – выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда
Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927) – клиницист, психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы
Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873–1928) – врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий. Выделяемая им новая научная дисциплина – тектология (предшественница теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания) систематизирует организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности
Вебер Макс (1822–1881) – немецкий инженер. Сын композитора Карла фон Вебера, образование получил в Дрезденском политехникуме, работал при многих железных дорогах, в 1850–1875 г. занимал влиятельное положение в железнодорожном управлении Саксонии и Австрии. Им оставлен ряд больших технических трудов
Выготский Лев Семенович (1896–1934) – один из основоположников советской психологии. Основные работы: «История развития высших психических функций», «Мышление и речь», «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Педология школьного возраста», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»
Гастев Алексей Капитонович (1882–1941) – учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда. Директор Центрального института труда в Москве, лидер НОТовского движения. Репрессирован в 30-х годах
Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896–1967) – ученик И.Н. Шпильрейна, теоретик и организатор психотехники в России
ДракерПитер (1909–2005) – всемирно признанный «отцом современного менеджмента», получил докторскую степень по гражданскому и международному праву во Франкфуртском университете, в 1933 г., после прихода в Германии к власти нацистов, переехал в Лондон, где стал инвестиционным банкиром. В 1937 г. Дракер эмигрировал в США и поначалу работал журналистом. В 1942 г. стал профессором философии и политики Колледжа Веннингтон в Вермонте, а затем в 1950 г. – профессором менеджмента в высшей школе бизнеса Нью-Йоркского университета. С 1971 г. и до конца дней был профессором общественных наук и менеджмента в Университете г. Клермонта, Высшая школа менеджмента которого была названа его именем в 1987 г.
Журавлев Анатолий Лактионович – доктор психологических наук, профессор, доктор Института психологии Российской академии наук. Член-корреспондент Российской академии образования. Лауреат Премии Президиума РАН в области психологии имени С.Л.Рубинштейна (2005 г.)
Забродин Юрий Михайлович – доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГПИ им. В.И.Ленина
Зинченко Петр Иванович (1903–1969) – советский психолог, представитель Харьковской школы, с середины 30-х годов разрабатывал деятельностный подход в психологии памяти: в 1960 г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском университете
ИвановаЕлена Михайловна – доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Специалист в области изучения профессиональной деятельности. Автор более 40 научно-практических и учебно-методических работ
Карпов Анатолий Викторович – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии труда Ярославского государственного университета
Климов Евгений Александрович – доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Заведует лабораторией психологии профессий и конфликта ф-та психологии МГУ. Автор ряда книг по проблемам психологии труда
Крылов Альберт Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии СПбГУ
Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917) – российский врач и психолог. Профессор Психоневрологического института в Петрограде и Педагогической академии. Сотрудник В.М. Бехтерева. Интересовался проблемами влияния естествознания на развитие психологической науки («Влияние естествознания на развитие психологии» / Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии, 1900). Был одним из организаторов и активных участников российских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разработал «Программу исследования личности» и на ее основе «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности, разработав методику «естественного эксперимента»
Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) – доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных теорий – «теории деятельности»
Липман Отто (1880–1933) – немецкий психолог, ученик Г. Эббингауза и В. Штерна. Внес значительный вклад в разработку проблем промышленной психологии, профессионального отбора. В 1906 г. на собственные средства основал Институт прикладной психологии (Берлин)
Ломов Борис Федорович (1927–1989) – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии, проблемам инженерной психологии, экспериментальной психологии, с 1971 по 1989 г. – директор Института психологии АН СССР
Мак-Грегор Дуглас (1906—1964) – американский социальный психолог предложил теорию X (theory X) и теорию Y (theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу
Марищук Владимир Лаврентьевич – выпускник Харьковского военного авиационного училища, Наманганского учительского института, Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена, Военного института физической культуры. Доктор психологических наук, профессор, автор около 500 научных трудов
Маслоу Абрахам (1908–1970) – один из представителей американской гуманистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности
Мэйо Элтон (1880–1949) – австралийско-американский социолог
Мюнстенберг Гуго (1863–1916) – немецкий психолог, родился в Данциге, учился в Лейпцигском университете у В. Вундта. Основатель прикладной психологии и психотехники как ее части, проводил исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики. Заложил основы психотерапии и психогигиены. Последние 20 лет жизни работал в США
НафтульевАркадий Ильич–кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПб ГУ
Небылицын Владимир Дмитриевич (1930–1972) – отечественный психолог, безвременно погибший в авиационной катастрофе; труды посвящены проблемам общих свойств нервной системы человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления
НосковаОльга Геннадьевна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ
ОучиУильям – американский ученый, продолжил разработку незаконченной Мак Грегором теории Z, взял её в качестве названия своей книги, где постарался сформулировать уроки японского менеджмента. В теории организаций Z, предложенной Оучи, центральными положениями являются пожизненная занятость работников, забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное карьерное продвижение, отличная передача информации, преданность компании и активная забота о достижении высокого качества
Павлов Иван Петрович (1849–1936) – физиолог, оказавший влияние на развитие, как мировой, так и отечественной психологии
Платонов Константин Константинович (1906–1984) –закончил Харьковский медицинский институт (1924), доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Научная деятельность началась в 20-е гг.: он работает в Харьковском институте распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом институте (с 1925); проводит в эти годы свои первые исследования, издает первую книгу – учебное пособие по биологии для педагогических вузов. С 1950 по 1957 гг. преподавал курс «Психология труда» в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова
Пряжников Николай Сергеевич – доктор психологических наук, профессор, обосновал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределния
Роджерс Карл Рэнсом (1902–1987) –американский психолог, один из создателей гуманистической психологии, автор так называемой недирективной психотерапии, или терапии, центрированной на клиенте
Рубихин Владимир Федорович (1921–1985) – российский психолог, специалист в области психологии труда и инженерной психологии
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – доктор философских наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельностного подхода, основатель научной школы
Сеченов Иван Михайлович (1829–1905) – результатом его работ явилось новое представление о психике и психологии как науке
Суходольский Геннадий Владимирович – доктор психологических наук, профессор кафедры эргономики и инженерной психологии СПб ГУ
Стрелков Юрий Константинович – кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Татищев Василий Ники́тич (1686–1750) – известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми
Тейлор Фредерик Уинслоу (1856–1915) – американский инженер, основоположник «классической школы» управления (НОТ) – системы организации труда, основанной на специализации и рационализации трудовых операций, профессиональном отборе, оплате по результатам, способствующей интенсификации труда, росте эффективности производства, более высоких заработков всех категорий работников
Теплов Борис Михайлович (1896–1965) – осуществил ряд исследований по психологии восприятия, разработал отечественную концепцию способностей, проанализировал отдельные виды способностей
Толочек Владимир Алексеевич – доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
Файоль Анри (1841–1925) – в течение нескольких десятилетий возглавлял горнодобывающую и металлургическую компанию «Комамбо», превратив ее в один из самых мощных французских концернов за счет совершенствования системы управления на уровне рабочей группы или цеха
Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа
Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа», приемы которого призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество
Форд Генри (1863–1947) – зачинатель конвейерной системы производства
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) – создатель первого в России Института экспериментальной психологии при МГУ (1918), критиковал материалистическую точку зренияна природу писхологии, автор многократно переиздававшегося учебника по психологии
Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1892–1937) – один из основателей отечественной психологии труда (психотехники). Возглавлял Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии. Президент Международной психотехнической ассоциации (1930–1931). Арестован в 1935 г., расстрелян в 1937 г.
Штерн Вильям (1871–1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета, также ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ)
Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог, психиатр, культуролог, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –М., 1980.
2. Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. – М, 1991.
3. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. – М.,1984. – Т.2.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
7. Демиденко Н.Н. Психология труда учителя: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Тверь, Твер. гос. ун-т, 2006.
8. Дикая Л.Г. Системная детерминация саморегуляции психичес­кого состояния человека // Труды института психологии РАН. – М., 1997. – Т. 2.
9. Жалагина Т.А. Психологическое обеспечение преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
10. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2005.
11. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). – М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
12. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.
14. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
15. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М., 1998.
16. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 2004.
17. Карпов А.В. и др. Психология труда. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
18. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995.
19. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996.
20. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Изд-во Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. – М.: Политиздат, 1977.
22. Мазилов В.А. Современная социальная психология: интеграция научного знания // Психология XXI столетия. Т. 2 / Под ред. В.В. Козлова. М.; Ярославль: МАПН, 2007.
23. Мазилов В. А. Интеграция научного знания в психологии: пути и возможности. / Психологические исследования личности и ее ценностного мира в современном российском обществе. Сборник научных трудов / Ред.-сост. И. М. Городецкая; Отв. Ред. Б. С. Алищев, А. Л. Журавлев, М. Г. Рогов. – Казань: КГТУ, 2007.
24. Маслоу А. Психология бытия. – Киев: Наукова думка, 1997.
25. Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006.
26. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
27. Методология, теория и практика психологии труда. Коллективная монография /Под ред. И.С.Шерстневой и Г.В.Телятникова. – Тверь: Лилия Принт, 2005.
28. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: ИНФРА М, 2003.
29. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004.
30. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1970.
31. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997.
32. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
33. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб: Питер,2003.
34. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.
35. Толочек В.А. Современная психология труда: Уч. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
36. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я.Кибановой. – М.:Инфра-М, 2002.
37. Управление – это наука или искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Республика, 1992.
38. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006.
39. Фромм Э. Душа человека. – М.,1992.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Глава 1.Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, профессия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Основные проблемы и задачи психологии труда . . . . . . . . . 1.2. История зарубежной и отечественной психологии труда . . . 1.2.1. История зарубежной психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2.2. Развитие психологии труда в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
  Глава 2. Трудовой процесс и его компоненты. . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Психологические характеристики труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2 Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция» 2.3. Трудовой процесс и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Глава 3. Субъект труда и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Человек как субъект труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.2. Психологическая структура субъекта труда . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  Глава 4. Методы построения теории психологии труда . . . . . . . . . 4.1. Понятие о методологии науки. Методологические основания психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.2. Простые теоретические объекты, методы и приемы их построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3.Сложные теоретические объекты и методы их построения . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    
  Глава 5. Методы психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.1. Классификация методов психологии труда . . . . . . . . . . . . 5.2. Эмпирико-познавательные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.3. Преобразующие или конструктивные методы . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по Главе 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ключи к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Персоналии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1] Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период (В.А. Толочек).

[2] Праксические (от греч. praxis – деятельность). Функциональные состояния (с точки зрения результативности труда) – благоприятные, желательные (оптимальной работоспособности), неблагоприятные (утомление, переутомление, монотония, стресс, профессиональное «выгорание»)

[3] Профессиография – обобщенное название специального подхода в психотехнике по исследованию профессиональной деятельности, интенсивно разрабатывалась со второй половины 1920-х гг. советскими психотехниками А.К. Гастевым, С.Г. Геллерштейном и др. [13, 14,145] .

[4] Предложен А. Шевелевым [25, с.12 ].

[5] Педология – наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка, базировалась на экспериментальных методах исследований. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники.

[6] Деонтология – учение о долге и должном.

[7] Г. Хазанов и др. примеры актеров, писателей.

Наши рекомендации