Тест по главе 2. Трудовой процесс и его компоненты
1. Ответ: 1- б, 2 – е, 3 – а, 4 – г, 5 – в, 6 – д , 7 – з.
2. Ответ: 1, 2, 4.
3. Ответ: 3, 4.
4. Ответ: 2, 4.
5. Ответ: 1 – в , 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 - г.
Тест по главе 3. Субъект труда и его структура
1. Ответ: 1- в, 2 – а, 3 – д, 4 – г.
2. Ответ: 2 ,5
3. Ответ: 1, 3.
4. Ответ: 3, 4.
5. Ответ: первый признак.
6. Ответ: третий признак.
7. Ответ: четвертый признак.
8. Ответ: второй признак.
Тест по главе 4. Методы построения теории психологии труда
1. Ответ: 1- г, 2 – а, 3 – ж, 4 – б, 5 - д.
2. Ответ: 1- д, 2 – в, 3 – а, 4 – б, 5 - г.
3. Ответ: 1, 3, 4.
4. Ответ: 2, 4, 5.
5. Ответ: 1- б, 2 – в, 3 – д , 4 – г.
6. Ответ: 3.
7. Ответ: 2.
8. Ответ: 1.
9. Ответ: 5.
10. Ответ: 4.
Тест по главе 5 . Методы психологии труда
1. Ответ: 1- д, 2 – б, 3 – г, 4 – а, в.
2. Ответ: 2,4.
3. Ответ: 1, 2.
4. Ответ: 2, 5.
5. Ответ: 3,6.
6. Ответ: 3, 4.
7. Ответ: 3.
8. Ответ: 2.
9. Ответ: 4.
10. Ответ: 1.
11. Ответ: 3.
ПЕРСОНАЛИИ
Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) – доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, организатор и декан факультета психологии ЛГУ, лидер Ленинградской школы психологии |
Бернштейн Николай Александрович (1896–1966) – выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда |
Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927) – клиницист, психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы |
Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873–1928) – врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий. Выделяемая им новая научная дисциплина – тектология (предшественница теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания) систематизирует организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности |
Вебер Макс (1822–1881) – немецкий инженер. Сын композитора Карла фон Вебера, образование получил в Дрезденском политехникуме, работал при многих железных дорогах, в 1850–1875 г. занимал влиятельное положение в железнодорожном управлении Саксонии и Австрии. Им оставлен ряд больших технических трудов |
Выготский Лев Семенович (1896–1934) – один из основоположников советской психологии. Основные работы: «История развития высших психических функций», «Мышление и речь», «Психология искусства», «Педагогическая психология», «Педология школьного возраста», «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» |
Гастев Алексей Капитонович (1882–1941) – учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда. Директор Центрального института труда в Москве, лидер НОТовского движения. Репрессирован в 30-х годах |
Геллерштейн Соломон Григорьевич (1896–1967) – ученик И.Н. Шпильрейна, теоретик и организатор психотехники в России |
ДракерПитер (1909–2005) – всемирно признанный «отцом современного менеджмента», получил докторскую степень по гражданскому и международному праву во Франкфуртском университете, в 1933 г., после прихода в Германии к власти нацистов, переехал в Лондон, где стал инвестиционным банкиром. В 1937 г. Дракер эмигрировал в США и поначалу работал журналистом. В 1942 г. стал профессором философии и политики Колледжа Веннингтон в Вермонте, а затем в 1950 г. – профессором менеджмента в высшей школе бизнеса Нью-Йоркского университета. С 1971 г. и до конца дней был профессором общественных наук и менеджмента в Университете г. Клермонта, Высшая школа менеджмента которого была названа его именем в 1987 г. |
Журавлев Анатолий Лактионович – доктор психологических наук, профессор, доктор Института психологии Российской академии наук. Член-корреспондент Российской академии образования. Лауреат Премии Президиума РАН в области психологии имени С.Л.Рубинштейна (2005 г.) |
Забродин Юрий Михайлович – доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГПИ им. В.И.Ленина |
Зинченко Петр Иванович (1903–1969) – советский психолог, представитель Харьковской школы, с середины 30-х годов разрабатывал деятельностный подход в психологии памяти: в 1960 г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском университете |
ИвановаЕлена Михайловна – доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Специалист в области изучения профессиональной деятельности. Автор более 40 научно-практических и учебно-методических работ |
Карпов Анатолий Викторович – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии труда Ярославского государственного университета |
Климов Евгений Александрович – доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Заведует лабораторией психологии профессий и конфликта ф-та психологии МГУ. Автор ряда книг по проблемам психологии труда |
Крылов Альберт Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии СПбГУ |
Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917) – российский врач и психолог. Профессор Психоневрологического института в Петрограде и Педагогической академии. Сотрудник В.М. Бехтерева. Интересовался проблемами влияния естествознания на развитие психологической науки («Влияние естествознания на развитие психологии» / Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии, 1900). Был одним из организаторов и активных участников российских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разработал «Программу исследования личности» и на ее основе «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности, разработав методику «естественного эксперимента» |
Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) – доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных теорий – «теории деятельности» |
Липман Отто (1880–1933) – немецкий психолог, ученик Г. Эббингауза и В. Штерна. Внес значительный вклад в разработку проблем промышленной психологии, профессионального отбора. В 1906 г. на собственные средства основал Институт прикладной психологии (Берлин) |
Ломов Борис Федорович (1927–1989) – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии, проблемам инженерной психологии, экспериментальной психологии, с 1971 по 1989 г. – директор Института психологии АН СССР |
Мак-Грегор Дуглас (1906—1964) – американский социальный психолог предложил теорию X (theory X) и теорию Y (theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу |
Марищук Владимир Лаврентьевич – выпускник Харьковского военного авиационного училища, Наманганского учительского института, Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена, Военного института физической культуры. Доктор психологических наук, профессор, автор около 500 научных трудов |
Маслоу Абрахам (1908–1970) – один из представителей американской гуманистической психологии, предложил концепцию иерархии потребностей личности |
Мэйо Элтон (1880–1949) – австралийско-американский социолог |
Мюнстенберг Гуго (1863–1916) – немецкий психолог, родился в Данциге, учился в Лейпцигском университете у В. Вундта. Основатель прикладной психологии и психотехники как ее части, проводил исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики. Заложил основы психотерапии и психогигиены. Последние 20 лет жизни работал в США |
НафтульевАркадий Ильич–кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПб ГУ |
Небылицын Владимир Дмитриевич (1930–1972) – отечественный психолог, безвременно погибший в авиационной катастрофе; труды посвящены проблемам общих свойств нервной системы человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления |
НосковаОльга Геннадьевна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ |
ОучиУильям – американский ученый, продолжил разработку незаконченной Мак Грегором теории Z, взял её в качестве названия своей книги, где постарался сформулировать уроки японского менеджмента. В теории организаций Z, предложенной Оучи, центральными положениями являются пожизненная занятость работников, забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное карьерное продвижение, отличная передача информации, преданность компании и активная забота о достижении высокого качества |
Павлов Иван Петрович (1849–1936) – физиолог, оказавший влияние на развитие, как мировой, так и отечественной психологии |
Платонов Константин Константинович (1906–1984) –закончил Харьковский медицинский институт (1924), доктор психологических наук и доктор медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Научная деятельность началась в 20-е гг.: он работает в Харьковском институте распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом институте (с 1925); проводит в эти годы свои первые исследования, издает первую книгу – учебное пособие по биологии для педагогических вузов. С 1950 по 1957 гг. преподавал курс «Психология труда» в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова |
Пряжников Николай Сергеевич – доктор психологических наук, профессор, обосновал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределния |
Роджерс Карл Рэнсом (1902–1987) –американский психолог, один из создателей гуманистической психологии, автор так называемой недирективной психотерапии, или терапии, центрированной на клиенте |
Рубихин Владимир Федорович (1921–1985) – российский психолог, специалист в области психологии труда и инженерной психологии |
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960) – доктор философских наук, профессор, академик АПН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно-деятельностного подхода, основатель научной школы |
Сеченов Иван Михайлович (1829–1905) – результатом его работ явилось новое представление о психике и психологии как науке |
Суходольский Геннадий Владимирович – доктор психологических наук, профессор кафедры эргономики и инженерной психологии СПб ГУ |
Стрелков Юрий Константинович – кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова |
Татищев Василий Ники́тич (1686–1750) – известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми |
Тейлор Фредерик Уинслоу (1856–1915) – американский инженер, основоположник «классической школы» управления (НОТ) – системы организации труда, основанной на специализации и рационализации трудовых операций, профессиональном отборе, оплате по результатам, способствующей интенсификации труда, росте эффективности производства, более высоких заработков всех категорий работников |
Теплов Борис Михайлович (1896–1965) – осуществил ряд исследований по психологии восприятия, разработал отечественную концепцию способностей, проанализировал отдельные виды способностей |
Толочек Владимир Алексеевич – доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ |
Файоль Анри (1841–1925) – в течение нескольких десятилетий возглавлял горнодобывающую и металлургическую компанию «Комамбо», превратив ее в один из самых мощных французских концернов за счет совершенствования системы управления на уровне рабочей группы или цеха |
Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа |
Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа», приемы которого призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество |
Форд Генри (1863–1947) – зачинатель конвейерной системы производства |
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) – создатель первого в России Института экспериментальной психологии при МГУ (1918), критиковал материалистическую точку зренияна природу писхологии, автор многократно переиздававшегося учебника по психологии |
Шпильрейн Исаак Нафтульевич (1892–1937) – один из основателей отечественной психологии труда (психотехники). Возглавлял Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии. Президент Международной психотехнической ассоциации (1930–1931). Арестован в 1935 г., расстрелян в 1937 г. |
Штерн Вильям (1871–1938) – немецкий психолог, профессор Гамбургского университета, также ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ) |
Юнг Карл Густав (1875–1961) – швейцарский психолог, психиатр, культуролог, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. | Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –М., 1980. |
2. | Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. – М, 1991. |
3. | Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. |
4. | Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. |
5. | Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. – М.,1984. – Т.2. |
6. | Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. |
7. | Демиденко Н.Н. Психология труда учителя: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Тверь, Твер. гос. ун-т, 2006. |
8. | Дикая Л.Г. Системная детерминация саморегуляции психического состояния человека // Труды института психологии РАН. – М., 1997. – Т. 2. |
9. | Жалагина Т.А. Психологическое обеспечение преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза. – М.: ПЕРСЭ, 2003. |
10. | Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2005. |
11. | Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. |
12. | Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. |
13. | Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003. |
14. | Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЕР СЭ, 2006. |
15. | Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М., 1998. |
16. | Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарика, 2004. |
17. | Карпов А.В. и др. Психология труда. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. |
18. | Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995. |
19. | Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996. |
20. | Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Изд-во Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. |
21. | Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. – М.: Политиздат, 1977. |
22. | Мазилов В.А. Современная социальная психология: интеграция научного знания // Психология XXI столетия. Т. 2 / Под ред. В.В. Козлова. М.; Ярославль: МАПН, 2007. |
23. | Мазилов В. А. Интеграция научного знания в психологии: пути и возможности. / Психологические исследования личности и ее ценностного мира в современном российском обществе. Сборник научных трудов / Ред.-сост. И. М. Городецкая; Отв. Ред. Б. С. Алищев, А. Л. Журавлев, М. Г. Рогов. – Казань: КГТУ, 2007. |
24. | Маслоу А. Психология бытия. – Киев: Наукова думка, 1997. |
25. | Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006. |
26. | Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. |
27. | Методология, теория и практика психологии труда. Коллективная монография /Под ред. И.С.Шерстневой и Г.В.Телятникова. – Тверь: Лилия Принт, 2005. |
28. | Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: ИНФРА М, 2003. |
29. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004. |
30. | Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1970. |
31. | Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж, 1997. |
32. | Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. |
33. | Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб: Питер,2003. |
34. | Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. |
35. | Толочек В.А. Современная психология труда: Уч. пособие. – СПб.: Питер, 2006. |
36. | Управление персоналом организации / Под ред. А.Я.Кибановой. – М.:Инфра-М, 2002. |
37. | Управление – это наука или искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Республика, 1992. |
38. | Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. |
39. | Фромм Э. Душа человека. – М.,1992. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава 1.Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, профессия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.1. Основные проблемы и задачи психологии труда . . . . . . . . . 1.2. История зарубежной и отечественной психологии труда . . . 1.2.1. История зарубежной психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.2.2. Развитие психологии труда в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.3. Смежные области психологического и междисциплинарного научного знания о человеке и труде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава 2. Трудовой процесс и его компоненты. . . . . . . . . . . . . . . 2.1. Психологические характеристики труда . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.2 Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция» 2.3. Трудовой процесс и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава 3. Субъект труда и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.1. Человек как субъект труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.2. Психологическая структура субъекта труда . . . . . . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава 4. Методы построения теории психологии труда . . . . . . . . . 4.1. Понятие о методологии науки. Методологические основания психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.2. Простые теоретические объекты, методы и приемы их построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3.Сложные теоретические объекты и методы их построения . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по главе 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава 5. Методы психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.1. Классификация методов психологии труда . . . . . . . . . . . . 5.2. Эмпирико-познавательные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.3. Преобразующие или конструктивные методы . . . . . . . . . . Вопросы для самопроверки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тест по Главе 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ключи к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Персоналии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
[1] Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период (В.А. Толочек).
[2] Праксические (от греч. praxis – деятельность). Функциональные состояния (с точки зрения результативности труда) – благоприятные, желательные (оптимальной работоспособности), неблагоприятные (утомление, переутомление, монотония, стресс, профессиональное «выгорание»)
[3] Профессиография – обобщенное название специального подхода в психотехнике по исследованию профессиональной деятельности, интенсивно разрабатывалась со второй половины 1920-х гг. советскими психотехниками А.К. Гастевым, С.Г. Геллерштейном и др. [13, 14,145] .
[4] Предложен А. Шевелевым [25, с.12 ].
[5] Педология – наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка, базировалась на экспериментальных методах исследований. В постановлении осуждались теория педологии и практика тестовой оценки способностей детей. Постановление касалось всех форм практической деятельности, в которых оценивались способности людей с помощью тестов, поэтому косвенно оно послужило основанием для ликвидации не только педологии, но и хозяйственной психотехники.
[6] Деонтология – учение о долге и должном.
[7] Г. Хазанов и др. примеры актеров, писателей.