Сложные теоретические объекты и методы их построения
Сложными объектами теории мы будем считать высказывания, языковые построения, описывающие ту или иную связь между двумя или несколькими простыми объектами. Например: «способ действия человека на рабочем месте зависит как от внешних условий, так и от устойчивых личных качеств и временных состояний субъекта труда» или «выбор профессии – частный случай принятия решения» [там же].
Сложные теоретические (идеальные) объекты имеют такую же группировку, как и простые.
Ø Сложные эмпирические полуобъекты– утверждения, имеющие эмпирическую основу, но не имеющие логического обоснования.
Например, установлено, что удовлетворенность операторов перфорационных машин трудом статически коррелирует (не случайно связана) с определенными показателями вариативности времени реакции на сильный звук (в лабораторном опыте). Но теоретически пока не ясно, почему столь сложный феномен, как удовлетворенность трудом, может быть связан с таким простым психофизиологическим параметром, как вариативность времени реакции. Возможно, что удастся проследить цепочку связей (вариативность времени реакции может зависеть от того же фактора, который обусловливает безошибочность труда, а безошибочность – это успех, который порождает положительные чувства, а они, в свою очередь, вносят вклад в явление удовлетворенности трудом), и тогда данный эмпирический полуобъект станет совершенным сложным теоретическим объектом.
Ø Сложные теоретические полуобъекты– утверждения, имеющие логические основания, но пока не подтвержденные эмпирически. Таковыми являются гипотезы исследований в психологии труда.
Например, предполагается, что если не навязывать всем работникам абсолютно единый способ работы, то можно получить прирост производительности труда за счет того, что каждый сможет выработать свой наиболее удобный для него способ (систему способов). Это предположение вытекает из общих соображений о нестандартности человеческого фактора, о возможности разных и социально равноценных путей достижения одной и той же трудовой цели. Эмпирическое подтверждение гипотезы дает совершенный теоретический объект.
Ø Сложные нуль-объекты – высказывания, которым пока ничего не соответствует в действительности (или вообще не может соответствовать) и которые получены не в результате логического следования, а в итоге некоторых формальных операций с терминами, а также в результате небрежного оперирования словами.
Например, можно построить такую вербальную конструкцию (по принципу, осмеянному народной мудростью: «Язык что хочет, то и лопочет»): «Процесс профессионализации личности должен сыграть для научной психологии ту же роль, какую для геометрии сыграло землемерия, а для астрономии – мореплавание». Казалось бы, неплохо сказано, но, может быть, надо говорит не о процессе профессионализации, а о практике профконсультации? Это разные вещи, а «бумага все терпит», и можно рядом поставить в тексте, синтаксически согласовать самые разные слова (вспоминается выражение Н.В. Гоголя из повести «Рим»: «Страшное царство слов вместо дел»). Впрочем, при условии эмпирического и теоретического обоснования сложный нуль-объект может стать более полным идеальным объектом
Ø Сложные совершенные теоретические объекты– положения, имеющие и логические и эмпирические основания. Таковыми являются оправдавшиеся в опыте гипотезы выводы многих исследований.
Например, «усвоение элементарных сведений о нормировании труда и технологическом процессе доступно учащимся пятых классов». В приведенном утверждении содержится мысль о связи между учебными возможностями детей и возрастным этапом их развития [там же].
Учитывая разновидности ситуаций, встречающихся в науке, охарактеризуем методы и приемы построения сложных объектов теории.
Исходной ситуацией, в которой возникает необходимость построения теоретического объекта, является отсутствие такового (как и в случае с простыми объектами). Из этой ситуации возможны три выхода, и им соответствуют следующие три метода (нумерация методов, начатая в 4.2, продолжается, табл. 8).
7. Индуктивное предсказаниесводится к построению вывода о предполагаемой закономерной связи между явлениями на основании достаточно большой части фактов (на основании изучения, например, статистически оправданной – репрезентативной – выборки наблюдений, экспериментов). Это частный случай научного предвидения. Поскольку предсказание касается вопроса о закономерных связях явлений, его более полно называют индуктивным номологическим предсказанием. Например, изучались признаки профессиональной пригодности у телеграфистов, линотипистов (теперь это, впрочем, уже отживающая профессия), операторов счетных машин. На этом основании был сделан индуктивный (от частного к общему) вывод, или индуктивное предсказание, примерно следующего содержания: круг профессий, где основные критерии пригодности являются сходными с изученными, вероятно, не ограничивается названными тремя профессиями. В таких профессиях, как телетайпист, машинистка пишущей машинки, перфораторщик, т.е. у всех профессионалов, вводящих данные в машину с помощью клавиатуры, критерии профпригодности должны быть такими же или очень сходными. Бурный прогресс в рассматриваемой области труда – по обработке информации – породил операторов ЭВМ во многих модификациях, которые в упомянутом исследовании не изучались, но оно ценно тем, что позволяет сделать предположение, что ранее найденные критерии могут быть полезны и применительно к этим новым профессиям.
8. Дедуктивное предсказаниесводится к построению выводов о предполагаемой связи между явлениями на основании подведения новых (предполагаемых) частных случаев под известные, считающиеся истинными общие положения, утверждения. Дедукция в логике – следование мысли от общего к частному.
Типичная форма умозаключения при этом (силлогизм) состоит из трех суждений. В первом суждении содержится общая мысль (например, «типологические свойства нервной системы проявляются в деятельности»). Во втором имеется в виду частный случай («работа оператора прецизионной фотолитографии есть деятельность»). В третьем – новая мысль (вывод), приписывающая некоторый признак, содержащийся в первом суждении, объекту, указанному во втором («следовательно, типологические свойства нервной системы проявляются в работе оператора прецизионной фотолитографии»), хотя, возможно, пока еще никто этого не изучал эмпирически.
9. Синтаксическое комбинированиесводится к перебору слов и упорядочению их в форме суждений, в которых приписываются или отрицаются разные варианты связей между более или менее случайно выбираемыми явлениями, процессами, фактами, событиями. Такого рода ситуация может сложиться при организации «мозгового штурма» какой-либо проблемы, когда участникам совещания предлагается высказывать любые самые вздорные соображения в расчете, что «авось» возникнет и продуктивная мысль.
Можно, например, чисто комбинаторным путем строить целые шкалы номологических высказываний (высказываний о закономерных зависимостях). Для чего? Для того, чтобы после выбирать из них наиболее правдоподобные с теоретической и эмпирической точек зрения. Например, «аварийность на производстве в основном зависит от врожденных качеств людей» («несчастливцами рождаются так же, как и музыкантами»), «аварийность на производстве лишь отчасти зависит от врожденных качеств людей», «аварийность на производстве не имеет никакого отношения к врожденным качествам людей» и т.п.
Далее в таблице следует «Теоретический нуль-объект».
Существуют два выхода из ситуации «нуль-объект» (сложный). Они реализуются следующими методами.
10. Эмпирическое подтверждение (верифицирование)сводится к тому, что в ходе эмпирического исследования устанавливают, что «так может быть» или «именно такая связь существует в действительности». В систему процедур верифицирования (верификации) входят действия по построению гипотез эмпирических исследований, планированию систем сбора эмпирического материала (в частности, планирование экспериментов), применению методов сбора эмпирических данных и, если есть возможность, необходимость и целесообразность, их статистической обработки. Дело в том, что важная специфическая особенность человека как субъекта состоит в его уникальности, неповторимости, поэтому обычные схемы естественно-научного мышления при обработке эмпирических данных далеко не всегда уместны. И статистика – далеко не всегда благо в психологии (иногда она дает лишь иллюзию научности, поскольку нивелирует, «смазывает» как раз то, что должно быть рассмотрено дифференцированно и содержательно).
11. Номологическое доказательствосводится к логическому обоснованию правомерности рассматриваемого утверждения с позиций ранее установленных общих положений.
По логической форме доказательство состоит из трех частей – тезиса, доводов и демонстрации (выражения в речи самого логического следования). Тезисом в интересующем нас случае становится утверждение (суждение) в статусе сложного нуль-объекта. Номологическое доказательство по отношению к нуль-объекту это есть своего рода его логическая верификация, проверка средствами теории.
В соответствии с требованиями логики тезис должен быть суждением ясным, недвусмысленным, непротиворечивым, четким.
Положения о дедуктивной логике, изложенные в связи с методом дедуктивного предсказания (п. 8 в 4.3), важно учитывать в связи с процедурами доказательства.
Следует оговориться, что в любой науке какая-то часть знаний является и остается не только не доказанной, но даже и не всегда осознается и не выражается в словесной форме. Эта часть знаний существует в качестве неявного достояния исследователя как что-то само собой разумеющееся, усвоенное в непосредственном общении с коллегами, иногда в порядке подражания и пр. Но все же надо стремиться, насколько удается, к доказанности и доказательности научного знания в той области, где мы работаем.
Итак, если нуль-объект (сложный) логически проверен, доказан, то он приобретает статус сложного логического полуобъекта теории [там же].
12. Номологическое объяснение–порождение информации, делающей обсуждаемый объект понятным в системе научного знания. Наиболее желательной формой такой информации является объяснение на основе теоретических законов – в ответ на вопрос «почему?».
Встречающееся в литературе противоположение «объективных» причин и «субъективных» (как бы не очень важных) для нас терминологически неудобно. Предметная область психологов – реальность субъективного мира с ее закономерностями. Субъектные явления могут давать существенные следствия как во внутреннем мире, так и во внешнем. Непосредственным причиняющим обстоятельством может быть состояние субъекта (скажем, замысел), а следствием – нечто во внешней среде. Разумеется, любые явления в сложном мире людей обусловлены скорее причинными сетями, а не цепочками причин.
Чтобы понять, почувствовать своеобразие научного объяснения,, полезно прежде окинуть взглядом те варианты объяснений, с которыми можно фактически столкнуться во взаимодействии людей.
Представим себе следующую группировку встречающихся объяснений. В ее первом ярусе будем различать, с одной стороны, рациональные объяснения. Они продуманы, логически связаны и правдоподобны. С другой стороны, выделим иррациональные объяснения. Они не согласуются с логикой, внутренне противоречивы, могут опираться не на достоверное знание, а на веру в нечто сверхъестественное. В контекст науки должны входить только рациональные объяснения.
Во втором ярусе классификации случающихся в жизни объяснений будем иметь в виду два возможных вида рациональных объяснении, а именно – причинные и конфабулятивные. Под причинными будем разуметь являющиеся результатом научного поиска установления достоверных фактов и обоснованных зависимостей между ними. Под конфабулятивными (лат. confabulo – болтаю) – внешне наукообразные выдумки, не основанные на исследовании. Ясно, что место в контексте науки должны занимать знания о причинах.
В третьем ярусе классификации среди причинных объяснений выделим и противопоставим системные и редукционистские. О системных речь пойдет чуть ниже. Редукционистские (лат. reducere – возвращать, отодвигать назад) объяснения в психологии состоят в том, что область поиска причин изучаемых явлений выводится за границы психологии, например, в биологию, социологию, экономику, информатику. Считается, что явление психики объяснено, если найдены, соответственно биологические, социально-экономические и подобные «основы» их. Появился даже компьютерный редукционизм (попытки объяснять психику в терминах наук об ЭВМ). Желательно придерживаться не редукционистских, а системных объяснений.
Схематично группировка объяснений представлена на рис. 3.
Рис. 3. Группировка видов объяснений
Процедура научного объяснения связана с поиском теоретических оснований установленного эмпирического полуобъекта теории, и для этого случая все положения о дедуктивной и индуктивной логике, обсуждавшиеся выше, остаются в силе. Разница лишь в том, что при построении предсказания или доказательства мы идем от оснований к следствию, а в случае объяснения – от наличного следствия к поиску неизвестных пока оснований. Искать, строить теоретические основания – дело не легкое. М.В. Ломоносов в одной из своих работ восклицает: «Сколь трудно полагать основания! Ведь мы должны как бы одним взглядом охватывать совокупность вещей, чтобы нигде не встретилось противопоказаний».
Не всегда научное знание в нашей отрасли настолько разработано, что можно найти общие основания для того или иного эмпирического полуобъекта. В этом случае своего рода последовательными приближениями к идеальному объяснению могут бытьтакие приемы, как описание объекта, сравнение его по ряду признаков с известными объектами, указание на аналогии, указание на различия с известными объектами, составление более или менее схематической модели.
Разумеется, во всех случаях важно стремиться к указанию на причины явлений, т.е. на обстоятельства, предшествующие им и вызывающие их.Роль объяснения может выполнять формулировка принципа, системы принципов. Например, есть принцип установления взаимного соответствия требований трудового поста, с одной стороны, и личных качеств занятого на этом посту человека – с другой. И этот принцип делает понятным, объясняет, почему в рамках психологии труда оказываются исследования деятельности и плотника, и мореплавателя, и руководителя, и работника науки, и художника.
Типичной ошибкой при объяснении, чем-то вроде научного предрассудка, является ход мысли по принципу лишь «разламывания игрушки» – так поступают дети, чтобы выяснить, как она пищит, крутится, движется.… (Почему?). Именно, исследователи пытаются объяснить явления психики, все более детально дробя их и «соскальзывая» далее на мозговые структуры и все более простые формы движения материи в надежде понять, «где начинается психика». Но, повторяем, важен и ход мысли, учитывающий то, в какие объемлющие системы включено явление, которое мы пытаемся объяснить. Даже игрушку нельзя до конца понять, дойди мы хоть до атомов: почему это кукла, а, скажем, не игрушечная бомба и пр. Многие явления в предметной области психологии труда можно объяснить, только следуя от анализа именно объемлющих (по отношению к субъекту труда) систем, таких как социальные нормы, традиции, сложившийся уровень внешних средств и условий труда, производственные отношения людей. И это надо принять как важное методологическое положение при поиске объяснений изучаемых явлений [там же].
Поскольку научное объяснение предполагает рассмотрение связей явлений, важно ориентироваться в разновидностях этих связей. Их типология обсуждается в контексте методологии системного анализа. Помимо причинно-следственных связей важно принимать в расчет связи структурные (часть – целое), родовидовые (общее – частное), временные (до – после). Существуют также связи функциональные, обусловленные временной организацией состояний, процессов психики (сообразно, например, возникающим целям деятельности). Есть связи генетические (характеризующие происхождение интересующих нас явлений), внешние и внутренние по отношению к рассматриваемому объекту как системе и др. Понять, объяснить предмет рассмотрения системно – это и значит понять его во всех существенных его взаимосвязях.
После построения номологического объяснения сложный эмпирический полуобъект приобретает статус совершенного объекта теории. Примеры таких объектов – выводы хороших диссертаций.
13. Верификация сложного логического полуобъекта теориипроизводится примерно так же, как и эмпирическое подтверждение нуль- объекта, но на более высоком уровне понимания вопроса. Ведь в данном случае уже имеется дедуктивное номологическое предсказание, а не просто идея возможности теоретического объекта. После верификации приходим к совершенному объекту теории [там же].
Соотношения между методами построения сложных теоретических объектов, с одной стороны, и соответствующими ситуациями в контексте науки – с другой, отображены в табл. 8.
В гуманитарных науках в отличие от наук естественных построение теории осложняется тем, что здесь существенны такие своеобразные реальности, как социальные нормы и личностные ценности.
Ø Нормы–признанные общностью людей общие правила, представления о допустимых границах варьирования характеристик поведения, деятельности, качеств личности.
Ø Ценности(для психолога они выступают как ценностные представления людей) – то, ради чего люди готовы тратить время жизни и силы или с чем готовы бороться, и что иной раз для них важнее самой жизни.
Это и подобное вводит в обиход научной психологии своеобразные варианты логического следования. Имеются в виду не только классическая логика, о которой говорилось выше, но и так называемые модальные логики (логика норм, логика оценок). Есть логическое системы, которые обходятся без понятия истинности и оперируют такими категориями, как «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и т.п. Это создает ситуацию, когда человеку, воспитанному в идеалах естественно-научного мышления, психология в целом и психология труда в частности могут показаться чем-то алогичным и ненаучным.
Но поскольку психологические науки находятся на стыке гуманитарных и естественных наук, то нельзя не признать психологию труда в качестве связующего звена как между отдельными областями психологии, так и на общенаучном уровне.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятий «метод», «методология».
2. Что включает в себя процедура?
3. Дайте определения понятий «методология», «гипотеза», «объект теории».
4. Чем отличается научная теория от вероучения?
5. Охарактеризуйте простые и сложные теоретические объекты. Приведите примеры.
6. Приведите примеры видов эмпирических и логических полуобъектов. Дайте определения.
7. Что такое теоретический «нуль-объект»?
8. Назовите и проанализируйте методы и приёмы построения простых теоретических объектов.
9. Назовите и проанализируйте методы и приёмы построения сложных теоретических объектов.
10. Проанализируйте разницу между номологическим объяснением и номологическим докозательством.
Тест по главе 4