Основные связи методов построения простых и сложных теоретических объектов с возможными
вариантами исходов
Совершенный теоретический объект – это логически( концептуально) и эмперически обоснованный термин, обозначающий явление, свойство, событие, процесс и т. п.
Виды теоретических объектов | Методы и приемы их построения | Варианты исходов | |
Простые | Нет совершенного теоретичес-кого объекта | 1.Наименование (этикетирование) | Эмпирический полуобъект теории |
2. Логическое генерирование | Логический полуобъект теории | ||
3. Вербальное комбинирование | Теоретический «нуль-объект» | ||
Логический полуобъект теории | 4. Интерпретация (истолкование) | Совершенный теоретический объект | |
Эмпирический полуобъект теории | 5. Номологизация | Совершенный теоретический объект | |
Теоретический «нуль-объект» | 6. Определение | Логический полуобъект теории | |
4. Интерпретация (истолкование) | Эмпирический полуобъект теории | ||
Сложные | Нет совершенного теоретичес-кого объекта | 7. Индуктивное предсказание | Эмпирический полуобъект теории |
8. Дедуктивное предсказание | Логический полуобъект теории | ||
9. Синтаксическое комбинирование | Теоретический «нуль-объект» | ||
Теоретический «нуль-объект» | 10. Эмпирическое подтверждение | Эмпирический полуобъект теории | |
11. Номологическое доказательство | Логический полуобъект теории | ||
Эмпирический полуобъект теории | 12. Номологическое объяснение | Совершенный теоретический объект | |
Логический полуобъект теории | 13. Верификация сложного логического полуобъекта теории | Совершенный теоретический объект |
ва, и из нескольких – быть составным. Термин как элемент языка соответствует, должен соответствовать понятию – мысли, отображающей общие и существенные признаки тех или иных явлений, процессов и некоторой реальности, действительности. Поэтому говоря об объектах теории, мы часто будем иметь в виду и термины, и понятия, как бы не различая их для простоты изложения.
Ø Эмпирический полуобъект теории – термин (понятие), опирающийся на эмпирическое обоснование, но не получивший пока еще логического (в рамках какой-либо концепции, концептуальной схемы) обоснования.
Например, занимаясь практической профконсультацией учащихся старших классов, мы быстро замечаем следующий «упрямый» факт: обращаясь к нам за советом по выбору профессии, учащийся, в сущности, перестает быть для нас учащимся. Мы его не учим в обычном значении этого слова. Наоборот, мы должны стараться создать у него мнение, что мы ничего ему не предписываем, ничего от него не будем требовать, не будем «ловить» его на каких-то ошибках. Более того, даже подчеркиваем, что наше общение с ним доверительное и по правилам служебной этики мы ничего без его согласия не должны разглашать. Мы подчеркиваем далее свою роль советчика, «поставщика» информации и его роль как «хозяина» выбора профессии. Все это – необходимая система условий для успеха в решении главных задач профконсультации как руководства выбором профессии. Важно, чтобы учащийся был предельно откровенен, правильно относился к психодиагностическим процедурам, к рекомендациям старшего в роли профконсультанта. На самом деле это уже не «учащийся», а «выбирающий профессию». Нужно какое-то особое слово для обозначения этой возникшей в нашем опыте своеобразной реальности. Таким словом может быть, например, «оптант» (от лат. optans – избирающий, желающий). Пусть нам пока не ясно, следует ли встреченное явление из каких-либо общих положений, принципов, теорий психологии или педагогики, морали, права (и в этом смысле наш «упрямый» факт не имеет еще «прописки» в науке). И поэтому мы отнесем его не к категории совершенных теоретических объектов, но эмпирических полуобъектов [ там же ].
Ø Логический полуобъект теории– термин (понятие), опирающийся на логическое обоснование, но не получивший пока еще эмпирического подтверждения, обоснования.
Например, инженер-конструктор, проектирующий рабочее место оператора швейного оборудования (швеи-мотористки, как в недавнем прошлом называли эту профессию), исходит из абстрактной идеи симметрии и считает, что элементы швейной машины должны располагаться равномерно справа и слева от работницы. Или, наоборот, работница должна сидеть «по центру» машины. Это вопрос не простой, поскольку на рабочем месте предполагается и педаль, и так называемый коленный рычаг, так что стул работницы предполагается относительно фиксированным. Описанное представление о структуре рабочего места отображается в технической документации и существует как логический полуобъект. Всем кажется, что это хорошо и разумно. Оборудование изготовляется серийно, им оснащаются швейные цеха. Но дальше оказывается, что работница должна смотреть очень напряженно, внимательно отнюдь не на «центр» машины, а в зону образования шва. Как следствие, неоправданное утомление, искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.
Логические полуобъекты, таким образом, не обязательно должны просто «подтверждаться», но проверяться и, если необходимо, опровергаться или корректироваться в ходе эмпирического обоснования.
Логически построенное утверждение становится объектом науки не обязательно потому, что оно истинно, а потому, что построено на идеях или принципах, которые не оспариваются и могут быть основанием для заключений. В ходе эмпирической проверки и решается вопрос о его дальнейшей «прописке» в науке.
Ø Теоретический «нуль-объект»– термин (понятие), возникающий в результате вербальной комбинаторики (случайной или преднамеренной). Это языковое построение, не имеющее пока какого-либо обоснования – ни логического, ни эмпирического.
Например, в одном из учебников по общей психологии читаем: «Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти руки, в особенности ее большого пальца». Таким образом, есть основание думать о таких идеальных, теоретических объектах, как «деятельность кисти руки», «деятельность большого пальца». Но в психологии деятельность понимается как взаимодействие человека в целом (субъекта) с объективным миром. Автор приведенного выше утверждения и не подумал бы настаивать на том, что «большой палец» есть «субъект деятельности» и пр. Здесь мы имеем дело с языковой небрежностью, вследствие которой и возник никому не нужный «нуль-объект» теории. И все хорошо понимают, что речь идет не о деятельности, а о движениях большого пальца, кисти руки.
Иногда «нуль-объекты» производятся преднамеренно. Например, производится слово «эргономичность» и определяется как обозначение хорошего соответствия особенностей средств труда особенностям человека. Затем можно соотнести этот термин с реальными эмпирическими признаками конкретных внешних средств труда (т.е. осуществить эмпирическое обоснование), усовершенствовать логическое обоснование и получить совершенный теоретический объект. Таким образом, «нуль-объекты» – это не обязательно, не всегда и не просто «пустышки» в науке. Они могут стимулировать мысль, оказываются иной раз полезным средством взаимообогащения различных областей науки, например, в тех случаях, когда термин одной науки «пересаживается» в контекст другой и в конечном счете приобретает новое значение (например, понятие «надежность» основательно разрабатывалось в технике, технологии в значении «надежность оборудования», а будучи перенесено в область человековедения, приобрело облик «надежности человека-оператора» (понадобились, разумеется, его новое определение и эмпирическое обоснование) [там же ] .
Рассмотрев основные разновидности простых идеальных, теоретических объектов, охарактеризуем методы и приемы их построения. Исходной ситуацией, в которой возникает необходимость построения тех или иных объектов теории, является ситуация, когда нет теоретического объекта и из неё возможны три выхода с соответствующими тремя методами.
1. Наименование (этикетирование)сводится к поиску походящего обозначения для обнаруженного в практической работе или эмпирическом исследовании явления, процесса, невымышленного события. Соответствующие примеры мы приводили в связи с характеристикой эмпирических полуобъектов. В ходе такого поиска важно соблюдать ряд специально научных (в рамках психологии труда, инженерной психологии), логических и лингвистических требований:
- избегать использования слов-терминов, которые синонимичны уже существующим (обозначают новыми словами известные вещи);
- стремиться к возможному точному соответствию семантики слова-термина сущности обозначаемого явления, выражению в нем этой сущности (с учетом происхождения слова и связанных с ним ассоциаций);
- соблюдать требования языковой правильности, соответствия общепринятым типам словообразования и словоупотребления, эстетики языка;
- новый термин должен быть по возможности кратким (немногословным), удобным в употреблении, не вызывать побочных ассоциаций, образных представлений, не относящихся к делу.
2. Логическое генерированиесводится к построению следствий из некоторой группы имеющихся научных утверждений. Эти следствия в рассматриваемом случае (простых объектов теории) относятся к предполагаемым, возможным событиям, явлениям, процессам, фактам. Соответствующие примеры мы приводили в связи с характеристикой эмпирических полуобъектов. Процедуры логического генерирования суть процедуры логического следования, которое нужно подчинять следующим четырем законам:
- каждая мысль в ходе умозаключения (при повторении ее словесных выражений) должна сохранять одно и то же устойчивое содержание – закон тождества. Эффект генерирования идеи как раз и может состоять в том, что, не позволяя себе отклониться от принятого содержания мысли, мы в конце рассуждения приходим к противоречию, парадоксу – «изумляемся» ;
- не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении (закон противоречия);
- в случае двух противоречащих суждений следует устанавливать, какое из них истинно и какое ложно (закон исключенного третьего). Противоречащими называются не просто разные суждения, но такие, когда одно из них что-либо утверждает относительно единичного предмета, явления (или всего класса их). Между такого рода суждениями не может быть середины;
- мысль, которую мы хотим считать истинной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых ранее доказана (закон достаточного основания).
Соблюдение правил логического мышления есть важное условие специфической (а именно умственной) дисциплины профессионала-психолога. Неверно понимать дисциплину труда только как своевременный приход на работу «по звонку». Не столь важно, где «сидит» работник умственного труда, важно, где «его голова», что и как в ней происходит.
В результате логического генерирования возникает логический полуобъект теории: новое утверждение, логическая обоснованность которого уже не представляется сомнительной (недостаточной), и далее необходимо осуществить эмпирическое обоснование (сличение с практической действительностью, опытными данными) [там же ].
3. Вербальное комбинирование.Этот метод приводит к порождению «нуль-объектов» и культивировать его нецелесообразно.
В результате применения трех охарактеризованных выше методов возникают новые ситуации (исходы): «эмпирический полуобъект», «логический полуобъект», «нуль-объект». От них можно построить «совершенные объекты теории» при помощи соответствующих методов, которые будут рассмотрены ниже.
4. Интерпретация (истолкование)сводится к системе мысленных действий конкретизации, подведения под понятие, включенных в работу по сбору эмпирического материала. Процедура интерпретации – это процедура поиска эмпирических данных (добываемых экспериментальными или неэкспериментальными методами), которые соответствуют имеющемуся в науке «логическому полуобъекту» или «нуль-объекту».
Не следует смешивать интерпретацию как прием построения теории с созданием вымышленных фактов, которые «удобны» для подтверждения доктрины (даже если эта недоброкачественая деятельность почтительно называется «мысленный эксперимент»).
«Мысленный эксперимент» уместен в связи с рассмотрением достаточно просто детерминированных систем (шахматная партия, взаимодействие механических частей технологического оборудования и т.п.). и он едва ли уместен по отношению к внутреннему миру человека, поскольку эта область характеризуется сложными многозначными зависимостями явлений, уровней регуляции.
Интерпретация есть, как правило, более трудное дело со сороны требований к интеллекту, чем логическое генерирование. Например, в свое время в теории профконсультации, профориентации вполне логично было обосновано утверждение, что выбор профессии – это решение задачи, но лишь через двадцать лет появилось систематическое и относительно полное, связное истолкование процесса выбора профессии как решения именно задачи с характеристикой ее структурных компонентов – искомого, известного, алгоритмов.
В результате применения интерпретации к «нуль-объекту» создается «эмпирический полуобъект». В результате применения ее к «логическому полуобъекту» – совершенный объект теории.
5. Номологизация(придание факту, невымышленному событию статуса не случайного, закономерного явления; от греч. «номос» – закон). Это делается путем подведения новых эмпирических явлений под известные категории науки и указания связей новых явлений с известными (связей причинных, структурных, генетических).
Например, в дипломной работе студентка психологического факультета А. установила, что у студентов первого курса вышеназванного факультета представления о будущей работе связаны с идеей теоретического поиска. А у студентов Ш – IV курсов представления о будущем связаны с практической деятельностью по применению вполне определенных методов обследования людей. Сам по себе этот факт является чисто эмпирическим. Но мысленно сопоставляя этот факт с особенностями учебного плана факультета, дипломантка обосновывает неслучайность, закономерность этого факта не просто «статистикой», но и ссылкой на принцип единства сознания и деятельности. Поскольку студенты первого курса осваивают общетеоретические основы психологии, а на Ш – IV курсах знакомятся с методами и методиками практического изучения людей, именно так и должно быть.
Процедуры номологизации во много сходны с логической стороны с процедурами логического генерирования (см. далее). Типичные вопросы здесь такие: Разновидность чего есть данный факт (явление, процесс)? Почему имеет место именно это, а не что-либо иное? [ там же ].
6. Определениесводится к построению высказываний, задающих область и границы (пределы) применения данного термина, понятия. Процедуры определения – часть работы по построению объектов теории на любом этапе движения от несовершенного знания ко все более совершенному.
Необходимо различать два значения термина «определение»:
ü как процесс умственной работы;
ü как результат умственной работы (как полученная в итоге формулировка, языковая конструкция).
Определение как продукт работы ума имеет несколько разновидностей:
- определение через ближайший род и видовое отличие;
- определение через перечисление признаков;
- определение через указание на происхождение обсуждаемого предмета или на способ, которым он создается («стресс – состояние человека, возникающее в ответ на труднопереносимые воздействия»);
- определение через указание или описание производимых объектом (предметом рассмотрения) операций, осуществляемых функций (например, «стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса»);
- имеются и другие разновидности определений, вплоть до так называемых «остенсивных», сводящихся к молчаливому указанию на нечто очевидное.
Следует обратить внимание на требования, предъявляемые к определению:
ü соразмерность определяемой и определяющей частей по признаку объема понятий; определяющая часть должна быть свободна от понятий, которые становятся ясными только благодаря определяемому;
ü определение не должно быть только отрицательным суждением, должно быть внутренне непротиворечивым и недвусмысленным [там же].