Субъект труда и его структура
1. Дайте определения следующим понятиям:
1) деятельность, 2) субъект труда, 3) действие, 4) макроэлементы действий:
а) системная разноуровневая организация психики, включающая ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой);
б) труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности и ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности;
в) такая форма активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака: наличие процесса действий, сознательное направление его на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование, егозначение для существования и развития человека и (или) общества;
г) способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях;
д) совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.
2. Из перечисленных характеристик личности укажите относящиеся к психическим регуляторам труда:
1) работоспособность,
2) умения,
3) характер,
4) пол,
5) мотивы.
3. Из перечисленных характеристик личности укажите относящиеся к функциональным состояниям в труде:
1) утомление,
2) ПВК,
3) трудоспособность,
4) интересы,
5) знания.
4. Из перечисленных характеристик личности укажите относящиеся к индивидуально-личностным свойствам:
1) стресс,
2) возрастные особенности,
3) способности,
4) навыки,
5) опыт.
5. Какому психологическому признаку труда, по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:
1) более или менее ясное знание о продукте деятельности;
2) более или менее четкое сознание его социальной ценности;
3) более или менее выраженный аффективный тон соответствующих
знаний, представлений, образов.
6. Какому психологическому признаку труда по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:
1) знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) деятельно-
сти, их множестве, их возможностях и ограничениях;
2) собственно владение средствами деятельности (умелость);
3) положительное эмоциональное отношение к средствам труда и их
применению, состояние подъема чувств при этом.
7. Какому психологическому признаку труда, по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:
1) осведомленность, знание о соответствующих межлюдских связях;
2) эмоциональное сопровождение указанного знания.
8. Какому психологическому признаку труда, по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:
1) когнитивный (познавательный) – сознание субъектом большей
или меньшей ответственности перед людьми;
2) аффективно-волевой – эмоциональные реакции, состояния, отношения, связанные с параметрами «стабильности – изменчивости» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимых с ее целью.
ГЛАВА 4. методы построения теории
ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
4.1. Понятие о методологии науки. Методологические основания психологии труда.
4.2. Простые теоретические объекты, методы и приемы их построения.
4.3. Сложные теоретические объекты и методы их построения.
Понятие о методологии науки. Методологические основания
Психологии труда
У любой науки есть определенные основания – исходные положения, на которые она опирается при изучении феноменов, составляющих ее предметную область.
Этими исходными положениями являются методы как средства и процедуры работы психолога (мы говорим о психологии) в теории и практике. Система средств, как и в любом деле, имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.
Прежде чем говорить о методах построения теории психологии труда, необходимо дать определение в контексте взаимосвязи таким понятиям, как методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология, профессиональная этика, мораль.
Ø Методика – совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме.
Любая методика должна быть дополнена информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того, кто ее применяет.
Очень важно не упускать из вида ограничения морального порядка, выстроенных в сложную систему внутренних средств работы, применяющего методику специалиста (от приемов установления межличностного контакта до тонкого мастерства истолкования получаемых результатов. Поэтому следует считать неправомерным заявление, с которым неспециалисты иногда обращаются к психологам: «Дайте (продайте) нам методики, и мы будем изучать человека (или влиять на него)». Так же как, имея «под мышкой» хирургические инструменты, неуместно лишь на этом основании полагать себя хирургом, не следует и «лазить в душу» без особой научной подготовки. Психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник.
Ø Процедура – последовательность действий по применению методики. Процедура включает
функциональные средства психолога (выразительные возможности речи, поведения) | собственно внутренние средства (мыслительные схемы, планы, умозаключения) |
Процедура должна быть полно описана, но значительная часть «искусства» психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств, что проявляется в его культуре наблюдателя. От нее зависит, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его предвзятой интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит и что упустит в работе [18; 19; 20].
Ø Метод – система теоретических положений, которые определяяют возможности и ограничения той или иной группы профессиональных средств психолога. Метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. Интроспекционизм полагает, что единственно верным методом изучения субъективного мира человека является обозрение своим «внутренним оком» собственных переживаний, а чужая душа – потемки. Бихевиористы полагают, что сознание – это какая-то неуловимая «дырка от бублика» и изучать можно только действующие на человека сигналы и ответные реакции.
Мы постараемся придерживаться более оптимальной позиции, которая представлена в изданных в нашей стране учебниках и пособиях по общей психологии. Слово «метод» может применяться не только в значении, отмеченном выше, но и как собирательное значение всего того, к чему это учение относится.
Проблема методов должна рассматриваться в контексте взаимосвязи методологии, методов и методик исследований.
Ø Методология (в том числе и в рамках психологии) – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов.
Методологией определяются принципы и способы организации построения исследования. Известны такие уровни методологии: общая, специальная и частная. Общая методология обеспечивает представлениями об общих законах развития, о месте тех явлений, которые она изучает. Специальная методология, или методы конкретной науки, позволяет сформулировать свои собственные законы и закономерности. Частная методология представляет собой совокупность методов, приемов, методик, техник исследования различных явлений конкретной науки [22; 27].
В качестве методологических оснований психологии труда выступают базовые научные представления о
- первичности материи и вторичности сознания;
- причинной обусловленности психической деятельности;
- единстве внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности;
- социальной обусловленности психики человека;
- сознании как высшей форме отражения;
- ведущей роли деятельности в развитии психики человека.
Ø Профессиональная идеология – система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала).
Ø Профессиональная мораль, этика – система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала.
Эти регуляторы особенно важно сознавать при работе с людьми. Де- тально разработаны врачебная этика и деонтология – учение о долге и должном в отношении больного. Педагогическая этика находит выражение в понятиях и принципах педагогического такта. На 3-м съезде Российского психологического общества (июнь 2003 г., С.-Петербург) был принят этический кодекс психолога.
Психолог в отличие от естествоиспытателя, инженера не может (по моральным соображениям) испытывать свой предмет на предельную выносливость. И вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями – дело не бесспорное с моральной точки зрения [18;19; 20].
Требования упомянутого выше рода следуют не из чистой логики, а из норм этики психологов, которые передаются чаще «из рук в руки», от учителя к ученику. Возможно, потому, что здесь важны не столько «буква», сколько «дух» моральных норм.
Приведем определения еще нескольких важных компонентов понятийного аппарата науки.
Ø Законы – открытые устойчивые связи между явлениями действительности, позволяющие их описывать, объяснять и предсказывать. Законы формулируются в рамках определенной науки.
Ø Теории– формулировки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенной предметной области действительности, возникающих на основе гипотез.
Ø Гипотезы – научные предположения относительно указанных выше закономерностей [35, с. 36 ].
Ø Объект теории –то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию(И. Кант, ХVШ в.). Идеальный объект – только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета. Реальный объект – часть внешнего мира. Субъект постигает, а объект постигаем [38, с.313 ].