ПО бакалавриат, 1 курс, 1-2 семестр

Общая психология

ПО бакалавриат, 1 курс, 1-2 семестр

преподаватели Каданкова Н.Н. Общая психология

Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое

образование,

1 курс, 1 семестр

КАДАНКОВА Н.Н.

Тема 2 Становление предмета и метода психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

I. Развитие представлений о предмете и методе в зарубежной психологии:

1.Представление о душе как предмете психологии в философии Древней Греции (Платон, Аристотель, Демокрит)

2. Сознание как предмет исследования в психологии. Проблема изучения сознания в философии Нового времени. Явления сознания как предмета экспериментального исследования. Структура сознания и его свойства. Поток сознания. Метод интроспецкции, его возможности и ограничения.

3. Поведение как предмет исследования в психологии. Проблема объективного метода в психологии. Схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной.

4. Восприятие как предмет психологии. Гештальтпсихология. Гештальтфеномены. Общее представление об инсайте. Феноменологический эксперимент как метод исследования восприятия.

5. Бессознательное как предмет психологического знания. Неосознаваемые процессы в поведении человека и их классификация. Проблема бессознательного в психоанализе. Явление и понятие установки. Методы исследования.

Когнитивная психология: предмет и методы исследования.

6. Проблема предмета в гуманистической гуманистической психологии. Основные методы изучения индивидуальности в гуманистической психологии.

ЗАДАНИЯ:

1.Изучить литературу по проблеме;

Заполнить таблицу:

Основные предпосылки возникновения нового направления (школы) в психологии Направление (школа), представители предмет метод
научные политические экономические возможности ограничения
             

2. Выписать основные понятия: сознание, бессознательное, интроспекция, инсайт, поведение, поток сознания.

3. Представьте себя последователем (учеником) каждой школы (древнегреческой (Аристотеля, Платона), психологии сознания (Вундта, Джемса), бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивной психологии. На основе анализа литературы, придумайте аргументированное выступление в защиту основных положений своей школы. Придумай по 2 вопроса к представителям всех школ, которые бы помогли увидеть недостатки их концепций.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М, 1988, с.37-47,64-65, 129-139.или Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов –на-Дону, 2000, С.46-59, 68-71, 83-88. ИЛИ (лучше) Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М, 1995, с50-56-66, 72- 75; 106-127, 189, 193,195, 210, 214-215, 252-258, 272,277- 289,326-, 332, 338.

2. Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001 Вундт В. Сознание и внимание (52-68); Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста (116 -120) Уотсон Дж. Бихевиоризм (120 -128); Фрейд 3. Сознание и бессознательное (164 -169).ИЛИХрестоматия по истории психологии, 1980 с.17, 34-44 (Уотсон), 83,98-99,102-110,117-120 (Вертгаймер, Келер), 146-148, 184-188 (Фрейд).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Джемс У. Психология.- М, 1988, с. 56-72.

4. Фрейд З. Я и Оно /Психология бессознательного. М., 1990, с.425-440.

5. Фрейд З.Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. М., 1990, с.202-310.

6. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. //Хрестоматия по общей психологии. Психологии мышления /Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, с.235-255.

Общая психология

Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое

образование,1 курс, 1 семестр

КАДАНКОВА Н.Н.

ТЕМА: Проблема психического в отечественной психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:

Психики как основной предмет в отечественной психологии. Сравнительная характеристика психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий).тадии развития психики в филогинезе. Теория Леонтьева А.Н., К. Фабри.

1. Совместная деятельность людей и возникновение сознания человека.

2. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского.

ЗАДАНИЯ:

1. Заполнить таблицу « Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных.

Особенности трудовой деятельности людей Филогенетические предпосылки развития труда животных Природные ограничения для трудовой деятельности животных
     

2. Выписать основные условия возникновения психики человека (доп. Лит 6)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с.162-189.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.

5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.

6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. Ред. В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.

Общая психология

Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое

образование.

Практическое занятие № 5

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

− Дать характеристику основных видов деятельности.

− Выписать из словаря основные понятия.

− Ответить на вопрос: почему теория деятельности и деятельностный подход являются ведущими в отечественной психологии?

− Разложить основные виды деятельности (труд, игра, учебная, общение) на компоненты , в соответствии со структурой деятельности А.Н. Леонтьева.

− Привести примеры полимотивированности собственной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128) (1,3).

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 ( 1)

Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 ( 1).

ТЕМА: Психология личности

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1.Изучить литературу

2. Изучить критерии типологии личности, предложенные Р. Немовым. (2)

Проанализировать следующие теории согласно его типологии: диспозициональная теория личности Г. Олпорта, структурная теория черт личности Р. Кеттела, психосексуальная теория личности З.Фрейда, эпигенетическая теория Э. Эриксона, теория самоактуализации А. Маслоу, гуманистическая концепция К. Роджерса.

3. примерить на себя имеющиеся теории, (по возможности проанализировать у себя наличие конструктов, описанных их авторами, при наличие стадий, определить собственную стадию развития личности).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.

2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302.

3. Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.34-38.,38-44,134-220, 306-335.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды – М.: Межд. пед. академия, 1995 – с.56 – 68, 69 - 121

6. Годфруа Ж.Что такое психология? Т2 – М., 1996 – с 29 –46

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234

8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат, 1985 – 431 с.

9. Фрейд З. Психология бессознательного, М., 1989, с.425-439.

10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу)

Общая психология

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

· Выписать понятие темперамента. Дать характеристику типов темперамента. Исходя из особенностей каждого типа темперамента, сформулировать требования к обучению человека с учетом этих особенностей.

· Определить свой тип темперамента. Дать рекомендации, как учитывать эти особенности в деятельности и обучении.

ЗАДАНИЯ:

1.Познакомится с литературой.

2.Заполнить таблицу:

Основные понятия Понятие (определение) Сходства и различия примеры
Темперамент   Темперамент и Характер  
Характер   Характер и Личность  
Личность   Личность и Темперамент  

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М, 1988, с.234-281.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 535-551, 553-562, 567 -581. или

  1. Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.354-387, 408-436, 450-497

4. Психология // Под ред. Петровского 2001, М. С.401-460.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997, с.397-406.

6. Леонгард К Акцентуированные личности /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с. 360-367.

7. Мерлин В.С. «Отличительные признаки характера». /Психология индивидуальных различий» //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.я. Романова, М., 2000, с.172-179.

8. Небылицын В. Д. Темперамент . /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,с. 352-360.

9. Павлов И.П. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности животных и человек. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000, С. 160-163.

10. Теплов Б.М. Способности и одаренность. /Психология индивидуальных различий //Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000,262-273.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Понятие эмоций и чувств в психологии;

· Основные теории эмоций

· Функции эмоций

· Виды эмоций

· Характеристика высших чувств.

· Возможности развития эмоциональной сферы.

2. Понятие о воле. Значение воли в организации активности человека (деятельности и общения). Основные теории воли.

· Функции воли.

· Понятие воли и произвольности в психологии. Сходство и различия.

· Характеристика ситуаций требующих волевой или произвольной регуляции

· Волевое действие и его особенности. Структура волевого действия. Виды волевых действий.

· Характерные черты волевого поведения. Развитие воли человека.

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить литературу.

2. Выписать следующие понятия: эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация, воля, произвольность, волевое усилие, борьба мотивов, импульсивные действия, волевое и произвольное действие, простое и сложное волевое действие, сила воли, внешний локус контроля, внутренний локус контроля.

3. Выписать характерные черты волевого поведения из работы Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468.илиНемов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.517-551,560-613

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.

5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Понятие о потребностях как об основе процессов мотивации. Эволюция потребностей. Мотивы и мотивация. Специфика потребностей и мотивов человека.

2. Понятие потребностей и мотивов в отечественной психологии. Классификация потребностей и мотивов. Функции мотивов.

3. Иерархия потребностей в гуманистической психологии А.Маслоу.

4. Понятие и виды мотивов в психоанализе.

ЗАДАНИЯ:

1. Изучить литературу по проблеме.

2. Составить словарь терминов по теме мотивация.

Теория, автор. Понятие мотив, потребности ( если есть различия) Виды мотивов (потребностей). Критерий для классификации Источник мотивации (биологические, социальные)
Психоаналитическая теория З. Фрейд      
Гуманистическая А. Маслоу      
Теория деятельности А.Н. Леонтьева      
       
       

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)

3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж. Что такое психология. - 1992, Т.1. – С. 239-257.

2. Буллит У, Фрейд З. Представление о мотивах личности в психоанализе //Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. – С. 171-182.

3. Зейгарник Б. В. Понятие квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина. // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.182-195.

4. История зарубежной психологии. Тексты - М., 1986. - С .75-95, 142-170.

5. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.

6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.

7. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. - С..211-224.

8. ТЕМА: Самосознание – как сознание самости

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1 Проблема становления и понятие самосознание в отечественной психологии:

критерии самосознания; уровни развития самосознания, структура самосознания.

2. Понятие Я-концепцци.

· значение Я-концепции для личности человека;

· Структура я-концепции: когнитивная, оценочная и поведенческие составляющие Я-концепцц;

· внешний облик и Я-концепция.

3. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки и уровня притязаний. Факторы, влияющие на формирование самооценки.

4. Защитные механизмы личности. Роль (значение защитных механизмов) в формировании и поддержании я –концепции).

ЗАДАНИЯ:

1. изучить литературу

2. из источников выписать и проанализировать понятия: самосознание, самопознание, самопринятие, самоотношение, самооценка, Я-концепция.

3. законспектировать Р. Бернс «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) с.30-47,61-64, 97-113.

4. Проанализируйте защитные механизмы по представлено в таблице схеме, продумайте и представьте способы преодоления психологической защиты.

Название защитного механизма Определение Основные характеристики Пример проявления
       

5.Изучите и опишите собственные защитные механизмы. Приведите примеры.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.;

3. Реан А.А. Психология личности –СПб, Питер,2013.- С.35-49.55-68

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) С.30-47,61-64, 97-113.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997 Психологическая защита с.289-340

3. Прихожан А. Психологический справочник неудачника. М., 1994 с.99-118.

4. Столин В.В. Самосознание личности – М., 1984

Общая психология

ПО бакалавриат, 1 курс, 1-2 семестр

преподаватели Каданкова Н.Н. Общая психология

Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое

образование,

1 курс, 1 семестр

КАДАНКОВА Н.Н.

Наши рекомендации