Распределение баллов по уровням

Уровень Суммарный балл
I 45 - 60
II 29 – 44
III 13 - 28
IV (-2) - +12
V (-3) -(-60)

2. Выявляются данные по отдельным показателям эмоционального отношения подростка к школе и учению. Для этого данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых - 500 чел., девушек и юношей примерно поровну.

Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 24).

Таблица 24

Нормативные показатели

Шкала уровень Половозрастные группы, интервалы значений
10-11 л. 12-14 л. 15-16 л.
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Юн.
Познавательная активность Высокий 31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40
Средний 21-30 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
Низкий 10-20 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Мотивация Достижения Высокий 32-40 29-40 31-40 25-40 31-40 26-40
Средний 22-31 21-28 23-30 18-24 22-30 18-25
Низкий 10-21 10-20 10-22 10-17 10-21 10-17
Тревожность Высокий 27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
Средний 20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
Низкий 10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
Гнев Высокий 21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
Средний 14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
Низкий 10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Шкала разработана А.М.Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е.Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.

Шкала предназначена для подростков 11-16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Экспериментальный материал:

Бланк беседы

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Фамилия, имя

школьника_____________________ Школа________

Возраст _____________________ Класс_________

С кем проводится беседа (сам подросток, мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель, психолог – нужное подчеркнуть, в случае необходимости – дописать) ___________________

Дата проведения___________

Время проведения__________

№№ Шифр суб-шкалы Пункт шкалы Оценка 1, 2, 3 Примечания
1. У Обладает чувством собственного достоинства    
2. С Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки    
3. П Умеет принимать решения и выполнять их    
4. О Имеет друзей-сверстников      
5. И Интересуется происходящим в стране и мире    
6. Об Ответственно относится к школьным обязанностям      
7. И Любит читать      
8. С Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы      
9. П Выполняет намеченное дело до конца      
10. Об Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой      
11. И Читает газеты, журналы    
12. О Умеет прийти на помощь другому человеку      
13. У Проявляет требовательность к себе    
14. П Владеет средствами, способами достижения цели    
15. О Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками      
16. С Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги    
17. П Может составить план выполнения задания и придерживаться его.      
18. И Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио      
19. У Правильно реагирует на собственные неудачи      
20. С Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга    
21. И Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации    
22. У Правильно относится к собственным успехам      
23. О Можно полностью довериться, положиться    
24. Об Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины      
25. И Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т.п.)    
26. Об Участвует в делах класса, школы      
27. У Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности      
28. Об Выполняет повседневную работу по дому      
29. П Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь    
30. О Получает удовольствие от общения со сверстниками      
31. С Самостоятельно распределяет свое время    
32. П Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т.п.) и умеет подчиняться им      
33. У Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни    
34. О Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих    
35. Об Без напоминаний выполняет домашние задания    
36. С Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями    




Порядок проведения

Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.

Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом).

Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

1 б. - школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения

2 б. - владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно

3 б. - не владеет

В графе “Примечания” психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т.п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

Обработка результатов Распределение баллов по уровням - student2.ru

1. Распределение баллов по уровням - student2.ru
Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 25).

Таблица 25

Показатели социального возраста

Группа Количество баллов Социальный возраст
Девочки 102-108
96-101
89-95
82-88
75-81
70-76
63-69
56-62
49-36
Мальчики 95-108
88-94
81-87
74-80
67-73
62-66
57-61
50-56
43-36

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:

СК = (СВ - ХВ) • 0,1

где:

СК - коэффициент социальной компетентности

СВ - социальный возраст (определяется по таблице 1)

ХВ - хронологический возраст

3. В соответствии с ключом (таблица 26) вычисляется балл по каждой субшкале.

Таблица 26

Ключ

№№ Субшкала Шифр субшкалы Пункты
1. Самостоятельность С 2 8 16 20 31 36
2. Уверенность в себе У 1 13 19 22 27 33
3. Отношение к своим обязанностям Об 6 10 24 26 28 35
4. Развитие общения О 4 12 15 23 30 34
5. Организованность, развитие произвольности П 3 9 14 17 29 32
6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями И 5 7 11 18 21 25

4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 27). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

Таблица 27

Показатели социального возраста по субшкалам

Субшкала Девочки Мальчики
Баллы Социальный возраст Баллы Социальный возраст
Самостоя-тельность 15-18 9-11 17-18 9-10
13-14 12-13 15-16 11-12
10-12 12-14 13-14
7-9 15-16 9-11
6-8 16-17
Уверен-ность в себе 16-18 9-11 15-18 9-10
12-15 12-14
10-11
8-10 14-15 7-9 13-14
6-7 16-17 15-17
Отношение к своим обязанно- стям 10-18 9-12 15-18 9-11
8-9 13-15 12-14 12-14
6-7 16-17 8-11 15-16
- - 6-7
Развитие общения 17-18 13-18 9-10
15-16 10-11 10-12 11-12
12-14 12-13 7-9 13-15
9-11 14-16 16-17
6-8 - -
Организо-ванность, развитие произволь-ности 9-11   9-10
10-12 12-13   11-12
7-9 14-15   13-14
16-17   15-17
Интерес к социальной жизни 17-18 9-10 14-18 9-11
15-16 9-13 12-14
10-14 12-13 6-8 15-17
8-9 14-15 - -
6-7 16-17 - -

5. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:

СК = (СВ - ХВ) • 0,1

где:

СК - коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере

СВ - социальный возраст (определяется по таблице 3)

ХВ - хронологический возраст

Интерпретация результатов

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми - как экспертная оценка социальной компетентности.

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от –1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

Ø 0 - 0,5 - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив)

Ø 0,6 - 0,75 - подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников

Ø 0,76 – 1 - подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития

Ø 0 – (-0,5) - социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив)

Ø (-0,6) – (-0,75) - отставание в развитии социальной компетентности

Ø (-0,76) – (-1) - существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы “опережения” и “отставания” в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.

ГИМНАСТИКА МОЗГА

Гимнастика мозга - это двигательные упражнения, которое направлены на повышение активности ребенка, развитие межполушарных связей, улучшение зрительно-моторной координации, регуляцию дыхания и т.п. Но помимо этого, всеми, использующими этот метод, отмечается также повышение уровня эмоционального благополучия, снижение эмоциональной напряженности, снятие телесных «зажимов», увеличение степени принятия себя, что в итоге приводит к повышению уровня интегрированности личности. Все это особенно важно для детей, воспитывающихся без родителей.

Хорошие результаты достигаются во многом за счет того, что дети с удовольствием включаются в работу, выполняют упражнения, в которых нельзя быть неуспешными.

«Гимнастика мозга» представляет собой фрагмент кинесиологии - направления медицинской психотерапии. Применительно к системе образования (образовательная кинесиология) разработал П.Деннисон. Применение этой методики К.Ханнафорд на группе слабо успевающих детей показало, что при ежедневных 5-10 минутных занятиях на протяжении года 50% таких учеников резко повысили показатели по математике, чтению и другим школьным предметам. При этом было зафиксировано значительное повышение самооценки и рост способности детей концентрироваться на выполняемом задании.

«Гимнастика мозга» П.Деннисона подробно описана в целом ряде изданий[34].

Приведем некоторые из основных упражнений. Обратим внимание на то, что все объяснения психолог должен сопровождать показом того, как именно выполнять упражнения.

Начинают гимнастику с упражнений, повышающих энергетику и создающих позитивную мотивацию.

Перед гимнастикой рекомендуется выпить стакан воды.

Кнопки мозга»

Праваяладонь кладется на пупок, а левая - на грудь.

(рисунок с.39, по книге П. и Г.Деннисонов «Гимнастика мозга» )  

Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела. Здесь расположены мышцы, играющие важную роль в поддержании. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат.

Большой и указательный палец второй руки легко массирует углубление между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Это и есть «кнопки мозга», которые находятся как раз над тем местом, где разветвляются две сонные артерии.

Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

Перекрестные шаги и прыжки»

. Упражнение желательно выполнять очень медленно. Его можно проводить под музыку или пение. Шагайте или прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А в такт движения левой ноги - правая рука. Шагайте или прыгайте вперед, вправо, влево, назад, двигая глазами во всех направлениях.

Возможны любые вариации: шагая или прыгая, прикасаться локтем правой руки к колену левой (и наоборот) и т.п. (см. рисунок).

Для детей, которым плохо понимают, как надо выполнять упражнение, можно использовать цветные наклейки, наклеив, например, красные кружочки на правую руку и левую ногу, а зеленые - на левую руку и правую ногу.

Рисунок, с .19 по книге П. и Г.Деннисонов    

Это упражнение способствует сбалансированной активизации нервных путей мозолистого тела головного мозга.

Автор «Гимнастики мозга» П.Деннисон обнаружил высокий уровень корреляции между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения. Он показал также, что часто стресс разрушает перекрестно-латеральные навыки.

По мнению доктора нейрофизиологии К.Ханнафорд, изучавшей «Гимнастику мозга», «если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрировано, делая возможным причинно обусловленный уровень мышления» (1999, с.133).

Крюки»

Это упражнение можно делать стоя, сидя или лежа. Дается следующая инструкция: «Скрестите лодыжки так, чтобы было удобно (например, в положении «сидя» положите правую лодыжку на левую или левую на правую). Затем скрестите руки на груди, соедините пальцы в «замок» и выверните руки. . Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекрестите руки, возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами».

Рис. с. 135. К.Ханнафорд  

К.Ханнафорд отмечает, что это сложное перекрестное движение оказывает на мозг то же интегрирующее действие, что и «Перекрестные шаги». Когда язык прижимается к небу, это «возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. (там же, с.134).

К.Ханнафорд рассказывает, что когда она работала консультантом в школе, то ввела правило «двухминутки». Если к ней приводили учеников (от 5 до 15 лет), которые плохо себя вели или дрались, они должны были сидеть в позе «Крюков» в течение двух минут, прежде чем начать разговор. «Такое правило, - пишет К.Ханнафорд, - способствовала сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах выживания и рептильном мозге и снижения таким образом выработки адреналина» (Там же, с.135). Уже через две минуты дети были способны понять точку зрения другого и свою собственную.

Это упражнение полезно и взрослым, когда они испытывают стресс, хотят успокоиться. Педагоги могут его использовать для переключения внимания учеников после перемены, уроков физкультуры и т.п.

«Гимнастика мозга» содержит также большое количество упражнений, способствующих развитию отдельных функциональных систем мозга. Приведем некоторые из них.

4. "Ленивые восьмерки" для письма

Для выполнения этого упражнения нужны доска и мел или прикрепленный к стене большой лист бумаги и карандаш. Необходимо непрерывным движением нарисовать «восьмерку», лежащую на боку (знак бесконечности). Рисование начинается от центра, затем идет против часовой стрелки - вверх, влево и обратно через низ к центральной точке. Далее рисунок продолжается от центра вправо - верх по часовой стрелке, в сторону по окружности и вновь возврат в исходную точку. Во время рисования необходимо следить за рукой, рисующей восьмерку, слегка поворачивая голову.

Сначала три восьмерки рисуются левой рукой, затем три - правой, а затем три - двумя руками вместе.

Лучше всего рисовать «восьмерки» крупными.

Это упражнение активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля - левое и правое, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля, процесса слежения глазами. расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, стимулирует тактильную чувствительность.

Рис. с. 20 по книге П. и Г.Деннисонов  

Ленивые восьмерки» для глаз

В этом случае «восьмерки» чертятся в воздухе . Упражнение заключается в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающем восьмерку. Детям дается следующая инструкция: «Встаньте. Выставите руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы примерно на расстоянии локтя и рисуйте в воздухе лежащую на боку восьмерку. Движения должны быть медленны. Думайте о том, что вы делаете. Держите голову прямо, но не напрягайтесь. За движениями большого пальца следите только глазами. Восьмерка должна быть большой. Но при этом вы все время должны видеть свой большой палец. Он должен идти по краю того, что вы вообще видите. Большой палец начинает свое движение от центра и идет вверх, затем следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке - вверх - вправо - вниз – в центр». Движения необходимо повторить не менее трех раз каждой рукой.

Рис. с.137 по книге К.Ханнафорд  

После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют букву «Х». Проделайте то же упражнение сцепленными руками.

«Ленивые восьмерки» часто сложно даются людям, которые испытали сильны стресс, но именно для них это очень полезно.

Эти упражнения снимают усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине, которые часто бывают следствием долгого сидения за партой, компьютером и т.п.

6. «Слон»

При выполнении этого упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы можно было держать лист бумаги. Затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра, идя вверх и против часовой стрелки. При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Упражнения надо выполнять медленно, 3-5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой.

Рис. с. 23 по книге П. и Г.Деннисонов  

По мнению доктора нейрофизиологии К.Ханнофорд, изучавшей действие «Гимнастики мозга», «Слон» - одно из интегрирующих упражнений.. Оно активизирует целостную систему «интеллект-тело» и обеспечивает ее сбалансированность. «Движения осуществляются, - пишет К.Ханнофорд, - в основном центральными мышцами корпуса, что возбуждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха. Упражнение также задействует координацию «руки- глаза». Оно активизирует работу базального ганглия лимбической системы, мозжечка, сенсорных и моторных зон коры и, особенно, лобных долей мозга. Зрительная информация, поступающая в мозг, активизирует затылочную долю. А если к этому упражнению добавить «слоновьи звуки», то возбуждаются слуховые механизмы височных долей мозга» (1999, с.139).

«Слон» особенно рекомендуется людям с нарушениями концентрации внимания.

7. "Думающий колпак"

Большим и указательным пальцем мягко оттягивают назад и , слегка массируя, заворачивают ушную раковину. Массаж начинают с верхней части уха и постепенно, перехватывая пальцами, доходят до мочки.

Рисунок с.44 по книге П. и Г.Деннисонов  

Упражнение активизирует механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Как пишет К.Ханнафорд, «связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Мои студенты в Гавайском университете выяснили, что «Думающий колпак» очень помогает им, когда необходимо вспомнить какую-либо техническую информацию для реферата или теста, Они делали это упражнение каждый раз, когда я говорила им: «Я прошу вас запомнить эту информацию. Часто, когда я не могу вспомнить имя автора или ссылку для статьи, я делаю «Думающий колпак», и ответ сам всплывает у меня в памяти. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия (Специалисты по акупунктуре насчитывают более 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела). (Там же, с. 141).

Энергетическая зевота»

Инструкция: «Представьте, что вы готовы зевнуть. Закройте глаза и помассируйте указательным и средним пальцами зоны соединения нижних и верхних коренных зубов. Сделайте глубокий расслабляющий звук зевоты и массируйте эти мышцы. Сделайте упражнение 3-6 раз».

Рисунок с.43 П.Деннисон  

Через сустав, соединяющий верхние и нижние челюсти (место, которые массируется в этом упражнении) проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию глазных мышц, языка, рта и активизируют мышцы лица, глаз и рта. «Энергетическая зевота» расслабляет все лицо и поэтому сенсорная информация поступает в большем объеме. Расслабление мышц и снятие напряжения в челюстно-височном суставе существенно улучшает функционирование глаз, лицевых мышц и рта. Это упражнение полезно для детей, испытывающих трудности при обучении чтению.

Помпа»

Помпа - упражнение, способствующее расслаблению икроножной мышцы ноги. Это упражнение способствует восстановлению естественной длины сухожилий стоп, которая сокращается в ситуации стресса.

Инструкция: «Встаньте. Обопритесь руками на стену или на спинку стула

Рис. с.34 П.Деннисон  

Поставьте одну ногу позади корпуса тела, а другую впереди. Делайте выпады, сгибая в колене ногу, находящуюся впереди. Нога, расположенная сзади, должна быть выпрямлена. Держите корпус прямо. Вначале упражнения пятка ноги, расположенной сзади, оторвана от пола, и вес тела приходится на ногу, выставленную вперед. Далее вес с этой ноги переносится на ногу, расположенную сзади, а пятку надо постараться опустить на пол. Делайте выдох при движении, когда пятка опускается, м вдох, когда нога расслабляется, и пятка поднимается от пола. Повторить упражнение три раза или более».

Было показано, что упражнение способствует улучшению вербальных навыков и значительно облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомами аутизма. Работая с подростками, П.Деннисон обнаружил позитивное влияние этого упражнения в случаях, когда подростки не могли выразить свои мысли с помощью слов или вербально описать знакомый им материал.

Энергетизатор»

Инструкция. «Для того чтобы выполнить это упражнение сядьте за стол, положите на него руки, наклоните подбородок к груди так, чтобы ощутить, как растягиваются мышцы спины и расслабляются плечи. Затем с глубоким вдохом запрокиньте голову назад, и прогните спину так, чтобы развернулась грудная клетка. После этого сделайте выдох, расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

Рис. с. 144. К.Ханнафорд  
Рис. с 28 П.Деннисон  

Повторите упражнение не менее трех раз, отслеживая, насколько легче становится выполнять его после повторений. Сосредоточьтесь на дыхании как источнике вашей силы. Помните, что нужно начинать дышать как бы от основания позвоночника (покажите, где находится основание позвоночника).

Упражнение повышает концентрацию внимания, активизирует вестибулярный аппарат, усиливает циркуляцию кислорода.

10. "Сова"

Инструкция: «С силой сожмите левой рукой правое плечо. Расслабьте мышцы шеи. Медленно поворачивайте голову налево, потом направо. Подбородок держите прямо. Голова при поворотах налево и направо достигает крайних позиций и опускается вниз, когда проходит серединную линию тела. Повторите то же самое с другим плечом».

Рис. с.31 П.Деннисон  

Это упражнение удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение, повышает циркуляцию крови в мозге и таким образом способствует концентрации внимания, улучшает память, мышление.

Привлекательность «Гимнастики мозга», по мнению многих авторов, состоит в ее простоте и практичности. Упражнения полезно проводить в любое время, чтобы повысить эффективность того, что делаешь в данный момент. Все упражнения программы следует выполнять легко и свободно, так, как у каждого получается. При проведении этой гимнастики психологу важно следить за тем, чтобы дети правильно понимали инструкцию. Следует также обратить внимание на то, что занятия проходили при положительном эмоциональном настрое. Исключаются всякая критика, отрицательные оценки. Возможны только поддерживающие реплики: «Молодцы!», «Как хорошо у вас получается! и т.п.

Наши рекомендации