Тревожность. Перевод “сырых” баллов в стены
Половозрастные группы (результаты в баллах) | ||||||||
7 лет | 8-9 лет | 10-11 лет | 12 лет | |||||
Стены | девоч. | Мальч. | Девоч. | мальч. | девоч. | мальч. | девоч. | мальч. |
0-2 | 0-3 | 0-1 | 0-3 | 0-2 | 0-6 | 0-5 | ||
3-4 | 4-6 | 1-3 | 2-4 | 4-7 | 3-6 | 7-9 | 6-8 | |
5-7 | 7-9 | 4-7 | 5-7 | 8-10 | 7-9 | 10-13 | 9-11 | |
8-10 | 10-12 | 8-11 | 8-11 | 11-14 | 10-13 | 14-16 | 12-14 | |
11-14 | 13-15 | 12-15 | 12-14 | 15-18 | 14-16 | 17-20 | 15-17 | |
15-18 | 16-18 | 16-19 | 15-17 | 19-21 | 17-20 | 21-23 | 18-20 | |
19-21 | 19-21 | 20-22 | 18-20 | 22-25 | 21-23 | 24-27 | 21-22 | |
22-25 | 22-24 | 23-26 | 21-23 | 26-28 | 24-27 | 28-30 | 23-25 | |
26-29 | 24-26 | 27-30 | 24-26 | 29-32 | 28-30 | 31-33 | 26-28 | |
29 и более | 27 и более | 31 и более | 27 и более | 33 и более | 31 и более | 34 и более | 29 и более |
4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого, который соотносится с уровнем мониторинга (таблица 4).
Таблица 10.
Характеристика уровней тревожности
Стеновые Показатели | Уровень | Характеристика | Примечания |
1-2 | I | Состояние тревожности испытуемому не свойственно | Подобное “чрезмерное спокойствие” может как иметь, так и не иметь защитного характера |
3-6 | II | Нормальный уровень тревожности | Необходим для адаптации и продуктивной деятельности |
7-8 | III | Несколько повышенная тревожность | Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни |
IV | Явно повышенная тревожность | Обычно носит “разлитой”, генерализованный характер | |
V | Очень высокая тревожность | Группа риска |
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-16 ЛЕТ
Краткая характеристика шкалы
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-83 г.г. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является, на наш взгляд, то, что, во-первых, они позволяют, выделить области действительности, вызывающие тревогу и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Предлагаемый вариант шкалы прошел стандартную отработку. Поскольку первый вариант настоящей шкалы, опубликованный нами в 1984 г. (см. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной), без ведома автора и без ссылки на него был опубликован в книге Е.И.Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании»[28], а затем воспроизведен в ряде других изданий, обращаем внимание читателей на то, что первый вариант был нормирован в 1980-82 г.г. и соответственно не может быть использован в настоящее время.
Публикуемый в данной книге вариант методики прошел всестороннюю отработку и апробацию в 1995-1998 г.г.[29] Важным его отличием является то, что нормирование проходило не по классам, а по возрасту испытуемых, что связано с современной ситуацией в образовании, когда в одном классе могут учиться дети могут учиться дети различных возрастов. Работа включала современную экспертную оценку пунктов шкалы, психометрическую проверку и апробацию на различных половозрастных и региональных выборках. Всего в психометрической проверке участвовали около 1400 чел.
Первый вариант методики содержал три субшкалы, определяющих соответственно тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную), с ситуациями общения (межличностную) и с отношением к себе (самооценочную). Настоящий вариант дополнен шкалой мистических, магических страхов (магическую), поскольку она оказалась очень чувствительной и позволила отделить общую, генерализованную тревогу от вариантов частной, парциальной тревоги.
Описание методики
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма «А» предназначена для школьников 10-12 лет, форма «Б» - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Форма А - 10-12 лет
Инструкция(на первой странице бланка).На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах, и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Еслиситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Переверни страницу.
Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.
Форма «А»
Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень | |
Пример. Перейти в новую школу | |||||
1. Отвечать у доски | |||||
2. Оказаться среди незнакомых ребят | |||||
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |||||
4. Слышать заклятия | |||||
5. Разговаривать с директором школы[30] | |||||
6. Сравнивать себя с другими | |||||
7. Учитель смотрит по журналу, кого спросит | |||||
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |||||
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |||||
10. Видеть плохие сны | |||||
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |||||
12. После контрольной, теста - учитель называет отметки | |||||
13. У тебя что-то не получается | |||||
14. Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | |||||
15. На тебя не обращают внимания | |||||
16. Ждешь родителей с родительского собрания | |||||
17. Тебе грозит неуспех, провал | |||||
18. Слышать смех за своей спиной. | |||||
19. Не понимать объяснений учителя | |||||
20. Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | |||||
21. Слышать предсказания о космических катастрофах | |||||
22. Выступать перед зрителями | |||||
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |||||
24. С тобой не хотят играть | |||||
25. Проверяются твои способности | |||||
26. На тебя смотрят, как на маленького | |||||
27. На экзамене тебе достался 13 билет | |||||
28. На уроке - учитель неожиданно задает тебе вопрос | |||||
29. Оценивается твоя работа | |||||
30. Не можешь справиться с домашним заданием | |||||
31. Засыпать в темной комнате | |||||
32. Не соглашаешься с родителями | |||||
33. Берешься за новое дело | |||||
34. Разговаривать со школьным психологом | |||||
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |||||
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |||||
37. Слушать страшные истории | |||||
38. Спорить со своим другом (подругой) | |||||
39. Думать о своей внешности | |||||
40. Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах |
Форма Б - 13-16 лет
Инструкция(на первой странице бланка).На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах, и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4 - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Еслиситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Переверни страницу.
Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.
Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень | |
Пример. Перейти в новую школу | |||||
1. Отвечать у доски | |||||
2. Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку | |||||
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |||||
4. Слышать заклятия | |||||
5. Разговаривать с директором школы[31] | |||||
6. Сравнивать себя с другими | |||||
7. Учитель делает тебе замечание | |||||
8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |||||
9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |||||
10. Видеть плохие или «вещие» сны | |||||
11. Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |||||
12. После контрольной, теста - учитель называет отметки | |||||
13. У тебя что-то не получается | |||||
14. Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил | |||||
15. На тебя не обращают внимания | |||||
16. Ждешь родителей с родительского собрания | |||||
17. Тебе грозит неуспех, провал | |||||
18. Слышать смех за своей спиной. | |||||
19. Не понимать объяснений учителя | |||||
20. Думаешь о своем будущем | |||||
21. Слышать предсказания о космических катастрофах | |||||
22. Выступать перед большой аудиторией | |||||
23. Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |||||
24. Ссориться с родителями | |||||
25. Участвовать в психологическом эксперименте | |||||
26. На тебя смотрят, как на маленького | |||||
27. На экзамене тебе достался 13 билет | |||||
28. На уроке - учитель неожиданно задает тебе вопрос | |||||
29. Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) | |||||
30. Не можешь справиться с домашним заданием | |||||
31. Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи | |||||
32. Не соглашаешься с родителями | |||||
33. Берешься за новое дело | |||||
34. Разговаривать со школьным психологом | |||||
35. Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |||||
36. Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |||||
37. Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса | |||||
38. Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях | |||||
39. Смотреться в зеркало | |||||
40. Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого |
Обработка результатов
Распределение пунктов шкалы по указанным выше субшкалам представлено в таблице 1. Ключ является общим для обеих форм.
Таблица 11.
Ключ к шкале личностной тревожности[32]
Субшкала | Пункты шкалы |
Школьная тревожность | 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34 |
Самооценочная тревожность | 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39 |
Межличностная Тревожность | 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38 |
Магическая Тревожность | 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40 |
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или “сырую” оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицы 2-6). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности.