Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов

в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия)   Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Подготовка докладов/презентаций   Доклад, презентация
написание рефератов     Реферат
написание эссе     Проверка эссе
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты)   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы     Проверка заполненной таблицы
Конспектирование   Проверка конспекта
Диагностическое исследование    
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость(ак. час.)  

Семинар 3. Психология младшего школьника

Цель: углубить и закрепить знания об особенностях и закономерностях развития младшего школьника.

Ключевые понятия:готовность к школе,учебная деятельность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника,произвольность, рефлексия, внутренний план действий, самоконтроль.

План:

1. Показатели готовности к школе.

2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.

4. Особенности познавательных процессов.

Семинар 4. Психология младшего школьника

План:

1. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте.

2. Особенности взаимоотношений младшего школьника со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками.

3. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.

Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы докладов и рефератов:

1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения.

§ Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004

?Тема для эссе:

Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.

´Вопросы и задания:

1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте.

2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения?

3. Как возникает и реализуется внутренний план действий?

4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника?

5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников?

6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка?

7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?

8. Закончите предложение:

§ В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

§ Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …

§ Новообразованием младшего школьного возраста является….

§ Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

§ Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …

§ Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются

§ Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

§ Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

§ Восприятие младших школьников характеризуется …

§ Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.

§ По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии

§ Характерная черта развития воли - это …

§ Ребёнок считает, что друг - это тот, кто:

в 1-2 классе …,

в 3-4 классе …

§ Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …

§ Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.

9. Установите аналогию:

Дошкольный возраст – анализирующее восприятие

Младший школьный возраст - …

10. Верно – не верно:

А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.

Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.

11. Исключите лишнее:

§ мотивы учения

§ учебная задача

§ рефлексия

§ действие контроля

§ действие оценки

12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.

У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….

Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки……

13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

§ На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

§ Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

§ Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

§ В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

§ Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…

§ Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

§ На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

§ Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

§ При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

§ Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

&Список литературы:

Основной‑ рекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Мухина, В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М. : Академия, 2003 - 456 с.

Дополнительный

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 352с.

3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.

4. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.– 992 с.

Наши рекомендации