Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов
в связи с ее видами и содержанием
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия) | Устное собеседование, оценка работы на семинаре | ||
Подготовка докладов/презентаций | Доклад, презентация | ||
написание рефератов | Реферат | ||
написание эссе | Проверка эссе | ||
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) | Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование | ||
Составление таблицы | Проверка заполненной таблицы | ||
Конспектирование | Проверка конспекта | ||
Диагностическое исследование | |||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость(ак. час.) |
Семинар 3. Психология младшего школьника
Цель: углубить и закрепить знания об особенностях и закономерностях развития младшего школьника.
Ключевые понятия:готовность к школе,учебная деятельность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника,произвольность, рефлексия, внутренний план действий, самоконтроль.
План:
1. Показатели готовности к школе.
2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности.
4. Особенности познавательных процессов.
Семинар 4. Психология младшего школьника
План:
1. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте.
2. Особенности взаимоотношений младшего школьника со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками.
3. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.
Задания для самостоятельной работы студентов
4Темы докладов и рефератов:
1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения.
§ Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
?Тема для эссе:
Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.
´Вопросы и задания:
1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте.
2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения?
3. Как возникает и реализуется внутренний план действий?
4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника?
5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников?
6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка?
7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?
8. Закончите предложение:
§ В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …
§ Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что …
§ Новообразованием младшего школьного возраста является….
§ Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …
§ Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются …
§ Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются
§ Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …
§ Внимание на протяжении всего возраста преобладает …
§ Восприятие младших школьников характеризуется …
§ Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.
§ По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии
§ Характерная черта развития воли - это …
§ Ребёнок считает, что друг - это тот, кто:
в 1-2 классе …,
в 3-4 классе …
§ Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует …
§ Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера.
9. Установите аналогию:
Дошкольный возраст – анализирующее восприятие
Младший школьный возраст - …
10. Верно – не верно:
А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.
Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.
11. Исключите лишнее:
§ мотивы учения
§ учебная задача
§ рефлексия
§ действие контроля
§ действие оценки
12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности.
У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает ….
Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки……
13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.
§ На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…
§ Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…
§ Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…
§ В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…
§ Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…
§ Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…
§ На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…
§ Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…
§ При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…
§ Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…
&Список литературы:
Основной‑ рекомендуемые учебники:
1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.
2. Мухина, В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М. : Академия, 2003 - 456 с.
Дополнительный
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 352с.
3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
4. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.– 992 с.