Место психологии в системе других наук.
Место психологии в системе других наук.
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на Место психологии как ядра системы наук о человеке.
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Отрасли психологии
Психологию принято подразделять на отрасли исходя из специфики тех задач, которые решаются. В частности выделяют:
1. Общая психология — она изучает особенности, механизмы функционирования и развития психики в филогенезе (историческом развитии).
2. Возрастная психология — изучает особенности развития психики в онтогенезе (прижизненное развитие). Она включает в себя такие разделы:
детская психология; психология подростка; психология юности; психология взрослости; герентопсихология (пожилого и старческого возраста).
3. Специальная психология — изучает особенности различных психических отклонений и включает в себя:
патопсихология — изучает закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; алигофренопсихология — изучает особенности умственно-отсталых детей; тифлопсихология — изучает психологию слепых людей; сурдопсихология — изучает психологию слепых людей.
4. Социальная психология — изучает специфику взаимодействия и общения в малых и больших группах. Включает в себя разделы:
психология общения; психология больших (массы) и малых групп; социальная психология личности (АТТИТЮД).
5. Психология труда —Изучает психологические особенности различных профессиональных деятельностей. Создает системы профессионального отбора специалистов.
6. Инженерная психология — изучает деятельность личности в системе «человек — машина» (авиационная психология, космическая психология).
7. Зоопсихология — изучает особенности развития и функционирования психики животных и их основные отличия от психики человека.
Психология может так же подразделяться на академическую и практическую:
Академическая психология — занимается разработкой концепций, проведением экспериментов;
Практическая психология — выполняет социальные заказы.
Виды деятельности.
На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Игра помогает реб овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, реб сам становится субъектом деятельности. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Виды деятельности:
1.Психологическая структура деятельности труда направлена на создание продукта, имеющего значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. 2.Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности.
3.Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете.
Структура деятельности
Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Деятельность – это процесс активного отношения чел к действительности, в ходе кот происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность обладает чертами: целенаправленность, общественный характер, систематичность и плановость.
Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.
Мотив – это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности.
Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Предметы, явления, задачи и объекты, наиболее важные и значимые для чел, кот он стремиться обладать, которые стремится достичь, в структуре деятельности являются целью.
Любая деятельность состоит из двух компонентов: внутреннего и внешнего.
Освоение деятельности
Осуществляя деятельность, чел взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Когда человек многократно выполняет одно и то же действие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций. Это цепь закрепленных в повторении операций, котсвязаны общей функцией.
Навыки делятся на простые и сложные. Простые – несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания.Сложные двигательные, перцептивные и интеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.
Навык формируется в несколько этапов:
Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;
Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;
Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.
Частые повторения не всегда гарантируют успешность овладения навыком, существуют и другие причины объективного и субъективного характера.
Для того, чтобы навык сохранялся, необходимо пользоваться им систематически.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения образуются при координации навыков, в результате их объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательным контролем. Через регулирование таких действий происходит управление умениями, которые будут обеспечивать гибкость и безошибочность тех или иных действий.
Так как в основе умений лежит активная интеллектуальная деятельность, в их состав непременно входят процессы мышления. И основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальный контроль при использовании умений
12.Структура общения – это совокупность основных элементов, из кот складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
· субъекты;
· средства;
· потребности, мотивация и цели;
· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
· результаты.
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.
Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, кот связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона
Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, кот предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.
Закономерности ощущений
К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременныйконтраст.
Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.
Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.
Свойства восприятия
Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.
Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности.
Предмет и фон в восприятии. Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.
Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Контрастность, необычность предметов позволяют быстро выделить их из фона.
Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности познающего человека, обнаруживается его определенное отношение к предмету восприятия.
Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение к ним.
Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.
Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.
Виды ощущений
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.
2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).
3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.
Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.
Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.
Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.
Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.
Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
Процессы памяти.
Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.
Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечат-ления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы. Эйдетизм в кратковременной памяти особенно часто встречается у детей. Эйдетические образы отличаются от последовательного образа тем, что в них сохраняются цвет и устойчивая форма, присущие самому предмету.
В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. Однако при высоком уровне развития одного из видов памяти запечатление может быть включено в деятельность.
Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.|
По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механические связи отражают пространственное положение, временную последовательность запоминаемых объектов. Смысловые – отражают закономерные связи.
Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучивание представляет специально организованную мнемическую деятельность, направленную на сохранение в сознании того, что связано с целями и намерениями личности.
По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. Дословное заучивание предполагает точное воспроизведение всего текста в тех словах и предложениях, как он написан. Определения, цифровой материал, термины в точных науках, художественные отрывки, значимые высказывания, стихотворения, образные выражения в гуманитарных науках – все это заучивается дословно.
Заучивание, близкое к тексту, допускает замену и пропуск слов и предложений при воспроизведении, но оно предполагает удержание в памяти логики, аргументации, основного словарного фонда и синтаксиса заучиваемого текста.
Смысловое заучивание предполагает сохранение в памяти основных положений текста и связи между ними. Аргументация, лексика и грамматика текста создаются при воспроизведении.
Процессы воображения.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер и в этом они похожи на процессы восприятия, памяти, мышления
Если память восстанавливает образы и ситуации, копируя реальные, то воображение создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что имеет человек, но эти образы предстают в новых неожиданных связях и сочетаниях Слово \"новый'' имеет двойное значение: различаютзняють объективноновое и субъективно новое Объективно новое - это образы, идеи, которые не существуют в этот момент ни в материальном, ни в идеальном плане Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка) Новый образ воображения моути материализованный или остаться на уровне идеальногого.
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер и осуществляются различными способами Основные из них:
Агглютинация (от лат aggiutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост - рыбы Этот прием ом не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи Впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, аккордеон, амфибия, тролейбуйбус.
Гиперболизация - характеризуется увеличением предмета (великан Гулливер) изменением количества частей предмета (дракон, который имеет семь голов), или их смещением
литота - в отличие от гиперболизации, характеризуется уменьшением предмета (мальчик-с-пальчик) Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях
Подчеркивание - акцентирование какой-то части образа или определенного качества С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры
Схематизация - образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выступают на первый план
Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах Это сложный прием, его широко используют в литературе.
Место психологии в системе других наук.
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на Место психологии как ядра системы наук о человеке.
Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.
Отрасли психологии
Психологию принято подразделять на отрасли исходя из специфики тех задач, которые решаются. В частности выделяют:
1. Общая психология — она изучает особенности, механизмы функционирования и развития психики в филогенезе (историческом развитии).
2. Возрастная психология — изучает особенности развития психики в онтогенезе (прижизненное развитие). Она включает в себя такие разделы:
детская психология; психология подростка; психология юности; психология взрослости; герентопсихология (пожилого и старческого возраста).
3. Специальная психология — изучает особенности различных психических отклонений и включает в себя:
патопсихология — изучает закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; алигофренопсихология — изучает особенности умственно-отсталых детей; тифлопсихология — изучает психологию слепых людей; сурдопсихология — изучает психологию слепых людей.
4. Социальная психология — изучает специфику взаимодействия и общения в малых и больших группах. Включает в себя разделы:
психология общения; психология больших (массы) и малых групп; социальная психология личности (АТТИТЮД).
5. Психология труда —Изучает психологические особенности различных профессиональных деятельностей. Создает системы профессионального отбора специалистов.
6. Инженерная психология — изучает деятельность личности в системе «человек — машина» (авиационная психология, космическая психология).
7. Зоопсихология — изучает особенности развития и функционирования психики животных и их основные отличия от психики человека.
Психология может так же подразделяться на академическую и практическую:
Академическая психология — занимается разработкой концепций, проведением экспериментов;
Практическая психология — выполняет социальные заказы.
Виды деятельности.
На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Игра помогает реб овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, реб сам становится субъектом деятельности. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Виды деятельности:
1.Психологическая структура деятельности труда направлена на создание продукта, имеющего значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. 2.Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности.
3.Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете.
Структура деятельности
Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Деятельность – это процесс активного отношения чел к действительности, в ходе кот происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность обладает чертами: целенаправленность, общественный характер, систематичность и плановость.
Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.
Мотив – это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности.
Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Предметы, явления, задачи и объекты, наиболее важные и значимые для чел, кот он стремиться обладать, которые стремится достичь, в структуре деятельности являются целью.
Любая деятельность состоит из двух компонентов: внутреннего и внешнего.
Освоение деятельности
Осуществляя деятельность, чел взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Когда человек многократно выполняет одно и то же действие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций. Это цепь закрепленных в повторении операций, котсвязаны общей функцией.
Навыки делятся на простые и сложные. Простые – несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания.Сложные двигательные, перцептивные и интеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.
Навык формируется в несколько этапов:
Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;
Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;
Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.
Частые повторения не всегда гарантируют успешность овладения навыком, существуют и другие причины объективного и субъективного характера.
Для того, чтобы навык сохранялся, необходимо пользоваться им систематически.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения образуются при координации навыков, в результате их объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательным контролем. Через регулирование таких действий происходит управление умениями, которые будут обеспечивать гибкость и безошибочность тех или иных действий.
Так как в основе умений лежит активная интеллектуальная деятельность, в их состав непременно входят процессы мышления. И основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальный контроль при использовании умений
12.Структура общения – это совокупность основных элементов, из кот складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Основные компоненты общения:
· субъекты;
· средства;
· потребности, мотивация и цели;
· способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
· результаты.
Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.
Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, кот связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона
Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, кот предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.
Закономерности ощущений
К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст