Нижнегородский государственный

НИЖНЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕКИЙ ИНСТИТУТ им. М. ГОРЬКОГО

Н. Ф. КОМАРОВА

ДИАГНОСТИКА ИГРЫ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации

Нижний Новгород, 1992

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Показатели анализа игры детей.

3. Диагностические листы по определению уровня развития игры детей

4. Методика диагностирования игры детей

5. Характеристика уровней развития игры детей

Введение

Большинство педагогов испытывают трудности в анализе игр, он часто превращается в пересказ взрослыми того содержания, которое передавали дети в играх. Такие обсуждения не дают возможности правильно, с учетом уровня развития игры, поставить задачи руководства на будущее.

В методических рекомендациях выделены показатели, по которым можно разносторонне анализировать детские игры. А предложенные диагностические листы облегчают обработку полученных материалов. Предлагаются 2 варианта диагностических листов: первый - для методистов и воспитателей, которые углубленно занимаются вопросами руководства игрой; второй — это упрощенный вариант.

Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. В методических рекомендациях даны характеристики высокого, среднего, низкого уровней развития сюжетно-отобразительной игры, начального этапа сюжетно-ролевой и развитой сюжет-но-ролевой игры. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок. Это позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства игрой.

ПОКАЗАТЕЛИ АНАЛИЗА ИГРЫ ДЕТЕЙ

Для анализа игры нужно выделить показатели, по которым он будет осуществляться. Известно, что ученые пользуются разными единицами анализа игры. Так, Е.В.Зворыгина выделила игровую задачу. Она дала определение: «Игровая задача — это система условий, в которой задается мнимая цель, попятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами»[1]).

Исследования, проведенные Н.Т.Гринявичене, Н.Ф.Комаровой, Л.Д.Пеневой, А.Д.Саар и другими показали, что с помощью игровой задачи можно разносторонне анализировать игру, поэтому при разработке диагностического листа она тоже использовалась для анализа игры.

Для полноты анализа игры было выделено четыре группы показателей. Рассмотрим каждую группу показателей, в соответствии с которыми будет осуществляться анализ игры.

I. Содержание игры

С.Л.Новоселова считает, что игра — это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры. Подобные мысли высказывали известные педагоги Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова и многие другие. Они отмечали, что о развитии игры свидетельствует усложнение сюжета. Исходя из этих теоретических положений, была выделена первая группа показателей, характеризующая содержание игр.

Чтобы иметь представление о содержании игры. педагогу нужно выяснить следующие вопросы:

1. Как у играющих возникает замысел? Дети могут сами придумать, во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.

2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Безусловно, если понаблюдать за играми 1—2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или из бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.

3. Сколько игровых задач ставит ребенок?

Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть в «семью», она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет. Другой пример: мальчик ремонтирует машину. увидев поблизости игрушечную собаку, кормит ее «косточкой», потом подходит к телефону, звонит маме, в этой игре мальчик тоже поставил три игровые задачи.

4. Насколько разнообразны поставленные игровые задачи? Анализируя поставленные ребенком игровые задачи, педагог определяет разнообразные они или однообразные.

5. Какова степень самостоятельности детей при постановке игровых задач?

Игровую задачу ребенку может поставить взрослый, если заметит, что малыш бесцельно проводит время, например, он может сказать: «Покорми кукол». Некоторым детям требуется лишь незначительная помощь взрослого в постановке игровых задач, например, воспитателю достаточно сказать: «Куклы грустные, что они хотят?» и ребенок самостоятельно ставит любую игровую задачу. В этом случае отмечается, что игровую задачу, ребенок ставит с помощью взрослого. Дети могут и самостоятельно ставить игровые задачи без какой-либо помощи взрослого.

Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании детских игр.

IV. Самостоятельность детей в игре

Развитию самостоятельности детей в игре придается большое значение. А.В.Запорожец по этому поводу писал: "...переходя в форму детской самодеятельности, игра приобретает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка и вместе с тем получает наибольшую педагогическую ценность»[3]. Поэтому важно определить степень сформированности самостоятельности детей в игре.

Отдельно эта группа показателей не выделяется, она присутствует в каждой рассмотренной группе. Так, определяя содержание игры, выясняется самостоятельность детей в выборе замысла и постановке игровых задач. При характеристике способов решения игровых задач уточняется, насколько самостоятельны дети в выборе предметных и ролевых способов. В третьей группе показателей устанавливается, по чьей инициативе играющие вступают во взаимодействие: по собственному побуждению или по предложению взрослого, сверстников.

Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности игры у детей.

3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЛИСТЫ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДЕТЕЙ

На основе выделенных показателей были разработаны два диагностических листа по определению уровня развития игры детей: для методистов детских садов и для воспитателей.

Диагностический лист № 1 предназначается для методистов и творчески работающих воспитателей, внедряющих в практику материалы исследований по проблеме руководства играми детей.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ № 1

Показатели развития игры Имена детей
Содержание игры 1. Замысел игры появляется:      
а) с помощью взрослого;      
б) самостоятельно      
2. Разнообразие замыслов      
3. Количество игровых задач      
4. Разнообразие игровых задач      
5. Самостоятельность при постановке игровых задач      
а) ставит взрослый;      
б) с помощью взрослого;      
в) самостоятельно      
Способы решения игровых задач      
6. Разнообразие игровых действий с игрушками      
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:      
а) развернутые;      
б) обобщенные.      

8. Игровые действия с предметами-заместителями      
а) с помощью взрослого;      
б) самостоятельно.      
9. Игровые действия с воображаемыми предметами      
а) в помощью взрослого;      
б) самостоятельно.      
10. Принимает роль      
11. Разнообразие ролевых действий      
12. Выразительность ролевых действий      
13. Наличие ролевых высказываний      
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:      
а) взрослого;      
б) ребенка.      
15. Ролевая беседа возникает:      
а) со взрослым;      
б) со сверстником.      
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:      
а) взрослого;      
б) ребенка.      
17. Содержательность ролевой беседы.      
Взаимодействие детей в игре      
18. Вступает во взаимодействие:      
а) со взрослыми;      
б) со сверстниками.      
19. Ставит игровые задачи      
а) взрослому;      
б) сверстникам.      
20. Принимает игровые задачи от:      
а) взрослого;      
б) сверстников;      
в) тактично отказывается.      
21. Длительность взаимодействия:      
а) кратковременное;      
б) длительное.      

Диагностический лист № 2 предназначается для воспитателей, в нем выделены только основные показатели развития игры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ № 2

Показатели развития игры Имена детей
Содержание игры 1. Замысел игры появляется:      
а) с помощью взрослого;      
б) самостоятельно      
2. Разнообразие замыслов      
3. Самостоятельность при постановке игровых задач      
а) ставит взрослый;      
б) с помощью взрослого;      
в) самостоятельно      
Способы решения игровых задач      
4. Разнообразие игровых действий с игрушками      
5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями      
а) с помощью взрослого;      
б) самостоятельно.      
6. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами:      
а) с помощью взрослого;      
б) самостоятельно.      
7. Принимает роль      

8. Разнообразие ролевых действий      
9. Выразительность ролевых действий      
10. Наличие ролевых высказываний      
11. Наличие ролевой беседы:      
а) со взрослым;      
б) со сверстниками.      
Взаимодействие детей в игре      
12. Вступает во взаимодействие:      
а) со взрослыми;      
б) со сверстниками.      

I. Содержание игры.

О разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений за играми одного ребенка. Кроме этого, дополнительную информацию может дать воспитатель, ему задают вопросы: «Ребенок предпочитает играть в одну и ту же игру в течение нескольких дней или тематика его игр меняется? Какие по тематике игры Вы наблюдали у него?»

Самостоятельность детей при постановке игровых задач выясняется во время наблюдений или путем предложения игровых проблемных ситуаций. Например, если будет замечено, что кто-то из детей не ставит игровую задачу, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то этому ребенку ставится игровая задача в косвенной формулировке, его внимание обращается на какую-нибудь игрушку: «Смотри, какая собачка грустная, ей одной скучно». Если ребенок самостоятельно не поставит игровую задачу, взрослый продолжает: «Может быть собачка проголодалась или захотела погулять?» Возможно, что ребенок опять не примет игровую задачу, поставленную косвенно, в этом случае ее можно предложить в прямой формулировке, педагог говорит: «Покорми собачку, она проголодалась».

Если выяснится, что игра ребенка однообразна, т.е. он ставит 1—-2 знакомые игровые задачи и многократно повторяет их, например, кормит куклу, укладывает ее спать, снова кормит и т.д., то ему можно предложить какую-то другую игровую задачу. Например, к мальчику, который долго катает машину, можно обратиться: «Дорога была дальняя, бензин уже, наверно, кончился, что делать?» или: «Как сильно гудит мотор. Что с ним случилось? Он, наверно, изломался».

Ниже приводим перечень диагностических показателей по параметру, связанному с содержанием игры детей, и методику их оценки. Цифрами указывается порядковый номер графы, которая заполняется.

1а + Замысел игры появляется с помощью взрослого

1а — В появлении замысла игры взрослый не принимал участия.

1б + Ребенок сам придумал, как будет играть.

1б — Ребенку требуется помощь в появлении замысла игры.

2 + Замыслы игр у ребенка разнообразные.

2 — Замыслы однообразные, изо дня в день повторяются одни и те же сюжеты.

3 Количество игровых задач указывается цифрами. Если ребенок ставит разное количество игровых задач, то указывается от минимального до максимального. Если игровая задача несколько раз повторяется в игре, то её считают за одну.

4 + Игровые задачи разнообразные.

4 — Игровые задачи однообразные.

5а + Игровые задачи взрослый ребенку ставит.

5а — Игровые задачи взрослый ребенку не ставит.

5б + Взрослый оказывает незначительную помощь в постановке игровых задач, ставит их в косвенной формулировке.

5б — Ребенку не требуется помощь взрослого в постановке игровой задачи.

5в + Ребенок самостоятельно ставит игровые задачи

5в — Ребенок не может самостоятельно поставить игровую задачу.

Высокий уровень

Замысел игры у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь. В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять в игре многократно.

Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого Количество игровых задач, поставленных в игре, колеблется от 1 до 5—6. Они могут быть взаимосвязаны между собой и разрозненные.

У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые, предметы-заместители, воображаемые предметы.

Иногда малыш принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее словом.

Игра носит преимущественно индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.

Средний уровень

Замысел игры появляется как но инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображает знакомые события, с удовольствием повторяет одну какую-то ситуацию. Игровые задачи ребенок может ставить как самостоятельно, так и с помощью взрослого. Количество поставленных игровых задач может быть от 1 до 3—5, они могут быть взаимосвязанные и разрозненные

У ребенка сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности развернутые и обобщенные. Самостоятельно использует в играх только знакомые предметы-заместители в известном значении, по мере необходимости включает в игру воображаемые предметы. Возможна и помощь взрослого в выборе любого способа.

Роль взрослого не принимает.

Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.

Низкий уровень

Чаще всего играть ребенок начинает после предложения взрослого, т.е. он помогает малышу в появлении замысла. Отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи также помогает ребенку поставить взрослый, в отдельных случаях некоторые игровые задачи он ставит самостоятельно. Их количество не более 1—2.

Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия с игрушками чаще всего однообразные, по степени обобщенности они только развернутые. Не использует в играх предметы-заместители и воображаемые, предметы.

Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.

Высокий уровень

Игровые замыслы у ребенка возникают самостоятельно, они разнообразные. В игре отображает знакомые и мало знакомые события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.

Предметные способы решения, игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутыми, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.

У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще мало содержательная.

Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, т.к. он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.

Средний уровень

Содержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне развития игры.

Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.

Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.

Низкий уровень

Замысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и мало знакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.

Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.

Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого

Высокий уровень

У ребенка возникают разнообразные игровые замыслы. Он при их реализации комбинирует знакомые и мало знакомые события. С особым интересом ребенок отображает в играх взаимодействие и общение людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи ребенок всегда ставит самостоятельно.

Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, он легко их варьирует в зависимости от возникшей ситуации.

Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли использует разнообразные ролевые действия, передает настроение, характер человека, т.е. ролевые действия эмоционально-выразительные. Легко, чаще по собственной инициативе, вступает в ролевую беседу со взрослыми и сверстниками. Она интересная и длительная.

Вступая во взаимодействие, ребенок ставит и принимает игровые задачи, умеет тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры ребенок может вступать и в кратковременное взаимодействие.

Средний уровень

Игра отличается от высокого уровня тем, что у ребенка менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего он вступает в кратковременное взаимодействие.

Считаем, что низкого уровня развитой сюжетно-ролевой игры нет.

[1] Зворыгина Е.В. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления (ранний возраст). //Дошкольное воспитание. - 1981 - № 12. - С.38.

[2] Игра дошкольника /под ред. С.Л.Новоселовой, М.: Просвещение. 1989 - 286 с.

[3] Запорожец А.В. Избранные психологические труды: Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - с. 239.

НИЖНЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Наши рекомендации