Перечень основной и дополнительной учебной литературы.
Основная литература по курсу.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов .- М. : Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000 .- 624 с
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии : Учеб. пособие для студ. вузов .- 3-е изд., стереотип .- М. : Academia, 2001 . - 318 с.
3. Акимова, М.К. Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимова, В.Т. Козлова .- М. [и др.] : Питер, 2006 . - 240 с
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна . - М. : Международная педагогическая энциклопедия, 1995 .- 212 с.
5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов пед. спец. / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов .- М. : Academia, 2001 .- 624 с .
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский; под ред. А.М. Матюшкина; Академия пед. наук СССР .- М. : Педагогика. Т.3 : Проблемы развития психики .- 1983 .- 368 с.
7. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников / А.З. Зак; Рос. акад. образования; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психол .- соц. ин-т .- М. : Моск.
психол .- соц. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000 .- 192 с .
8. Кон И.С. Дружба .- М. : Политиздат, 1980 .- 221 с .
9. Крайг Г. Психология развития = Human Development : Пер с англ. / Под. общ. науч. ред. А.А. Алексеева .- 7-е междунар. изд . - СПб. : Питер, 2000 . - 992 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов пед. спец - 5-е изд., стереотип . - М.: Academia, 2000 . - 456 с
11. Першина, А.А. Возрастная психология : учебн. пособие для вузов /А.А. Першина .- М. Академический проект, 2004 . - 256 с
12. Психология развития : хрестоматия /под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой .- М. : ЧеРо, 2005 . - 522 с.
13. Психология человека от рождения до смерти : Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость: Полный курс психологии развития / Под ред. А.А.Реана .- СПб.,
М. : прайм-ЕВРОЗНАК, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 .- 652 с.
14. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта /Науч. ред. А.В. Брушлинский; Смол. гуманитар. ун-т .- 2-е изд. , доп. и перераб . - Смоленск : Универсум, 2003 .- 311 с.
15. Селиванов В.В. Возрастная психология : Учеб .- метод. комплекс для студ. психол. ф-та оч. и заоч. отд-ния /В.В. Селиванов; Смол. гум. ун-т. - Смоленск : Универсум, 2002 . - 52 с.
16.Терещенко В.В. Психология дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Изд-во Смолгу, 2013.
17. Терещенко В.В. Психология подросткового возраста. Коллекция кейсов. Учебно-методическое пособие. Изд-во СмолГУ, 2014.
Дополнительная литература.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М. - 1979.
2. Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М. - 1977.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. - М. - 1982. – Т. 1 и 2.
4. Бауер Т. Психическое развитие младенца. - М. - 1985.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М. – 1991.
6. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности //Избранные педагогические и психологические произведения. - М. - 1979. - Т. 1.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. - 1968.
8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М. - 1986.
9. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. – М. – 1985.
10. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М. - 1969.
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. - М. – 1985.
12. Возрастная и педагогическая психология /Ред. А.В. Петровский/. - М. - 1973.
13. Выготский Л.С. Собрание Сочинений. - М. - 1982. - Т. 2.
14. Деркач А.А., Михайлов А.С. Методология акмеологии //Психологический журнал. – 1999. - № 4.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М. -1986. - Т. 1 и 2.
16. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М. - 1983.
17. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М. – 1986.
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М. – 1991.
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М. - 1979.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. - М. - 1989.
21. Курс общей, возрастной и педагогической психологии (Ред. М. В. Гамезо). - М. - 1984. - Вып. 2.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. - 1973.
23. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка //Избранные психологические произведения. - М. - 1983. - Т. 1.
24. Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. - М. - 1983.
25. Люблинская А.А. Детская психология. – М. - 1971.
26. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс-Пресс. - 2005.
27. Курс общей, возрастной и педагогической психологии (Ред. М. В. Гамезо). - М. - 1984. - Вып. 2.
28. Масару Ибука. После трех уже поздно. - М. - 1992.
29. Миллер С. Психология развития (методы исследования). – СПБ.: Питер, 2002.
30. Мир детства. Дошкольник. - М. - 1987.
31. Мир детства. Младший школьник. - М. – 1981.
32. Мир детства. Подросток. - М. - 1982.
33. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - М. - 1976.
34. Мухина В.С. Детская психология. - М. - 1985.
35. Общая психодиагностика (Ред. А. А. Бодалев). - М. - 1987.
36. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. – Спб. - 1995.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. - 1999.
38. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. - М. - 1986.
39. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М. - 1967.
40. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье. - М. -1967.
41. Сенсорное воспитание в детском саду (Ред. Н.Н. Подьяков). - М. - 1969.
42. Тинберген Н. Поведение животных. - М. - 1985.
43. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М.-Воронеж. – 1996.
44. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов //Психология бессознательного. - М. - 1989.
45. Формирование личности старшеклассника /Ред. Дубровина И.В. – М. – 1989.
46. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Ред. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ. - 1968.
47. Хейзинга Й. Homo Luidus. Человек играющий. – М. - 1989.
48. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (Ред. И.И. Илясов). - М. -1980.
49. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (Ред. И.И. Илясов). -М. - 1981.
50. Хрестоматия по истории психологии (Ред. П. Я. Гальперин). - М. - 1980.
51. Шмальгаузен И.И. Проблема смерти и бессмертия. - М. - 1926.
52. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М. - 1992.
53. Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте //Избранные психологические труды. - М. - 1989.
54. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М. - 1981.
55. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - Спб.: Алетейя. – 2003.
56. Братусь Б.А. Аномалии личности. - М. - 1988.
57. Брунер Дж. Психология познания. - М. - 1977.
58. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. - М. - 1976.
59. Величковский Е.М. Современная когнитивная психология. - М. -1982.
60. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М. - 1982.
61. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. - М. - 1982.
62. Изард К. Эмоции человека. - М. - 1980.
63. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М. – 1987.
64. Крайг Г. Психология развития. – СПб. – 2000.
65. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: Академия. - 2002.
66. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М. - 1965.
67. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М. - 1991.
68. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Записки психиатра. - Л. - 1983.
69. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М. – 1991.
70. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М. - 1981.
71. Толстых А.В. Возрасты жизни. М. – 1988.
- Уайт В. Первые три года жизни. - М. –1982.
73. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М. - 1988.
74. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М. - 1972.
- Психология виртуальной реальности /под ред. Селиванова В.В. (учебное пособие). - Смоленск: Издательство СмолГУ, 2015.
76. Развитие личности ребенка (Ред. А. М. Фонарев). - М. - 1987.
77. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М. - 1959.
78. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М. - 1989. - Т. 1 и 2.
79. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М. - 1976.
80. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М. – 1999.
81. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл //Психология индивидуального и группового субъекта (Ред. Брушлинский А.В.). - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 310-329.
82. Селиванов В.В. Стадии развития субъекта в онтогенезе //Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности. – Казань: ЮЛАКС, 2004. – С. 23-37.
83. Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение /под ред. Селиванова В.В. (монография). - Смоленск: Издательство СмолГУ, 2016.
84. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004.
85. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Из-во Институт психологии РАН, 2011.
86. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. – М.: ИПРАН, 2004.