Темы 6,7: Психическое развитие в раннем возрасте
Цель занятия:проанализировать особенности психического развития ребенка в раннем детстве, изучить основные новообразования этого возрастного периода.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Раскрыть особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.
2. Сущность орудийно-предметной деятельности. Каково качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных.
3. Какова роль активной речи ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым по поводу овладения предметными действиями.
4. Дайте общую характеристику психических особенностей ребенка в раннем возрасте: особенности восприятия, памяти, мышления. Возникновение стремления к самостоятельности. Феномен «Я сам» и характеристика других новообразований у детей в период кризиса трех лет.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить опорную схему по теме: «Изменение социальной ситуации развития при переходе от младенческого к раннему возрасту»
2. Подготовить эссе на тему «Главные новообразования раннего возраста».
3. Дать сравнительный анализ манипулятивной деятельности младенца и предметной деятельности ребенка раннего возраста.
4. Подготовить рефераты на тему:
¨ Предметная деятельность ребенка раннего возраста.
¨ Ориентировочная деятельность ребенка и развитие восприятия окружающего мира.
¨ Суждения и обобщения ребенка раннего возраста.
¨ Проявление и развитие самостоятельности у ребенка раннего возраста.
¨ Развитие самостоятельности и активности ребенка раннего возраста.
Занятие 6.
Цель занятия: обсудить основные особенности психического развития ребенка раннего возраста и овладеть практическими знаниями в их психолого-педагогическом сопровождении.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью.
2. Провести наблюдение, используя видеолекции по возрастной психологии Л.Ф. Обуховой) за предметной деятельностью ребенка и выделите:
а) характер соотносящих действий;
б) характер орудийных действий;
в) наличие условий для перехода к продуктивной деятельности (изобразительная деятельность и конструирование).
3. Понаблюдайте за свободной деятельностью ребенка (1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев).
♦ Опишите увиденные орудийные действия с предметом.
♦ Отметьте их роль в развитии мышления, сенсорики, в появлении предпосылок для изобразительной деятельности.
4. Охарактеризуйте предпосылки для возникновения игровой деятельности ребенка. В чем они проявляются и как развиваются?
5. Опишите необходимость внешних ориентировочных действий с предметами для развития восприятия ребенка. Раскройте важность взаимосвязи зрительного и слухового восприятия.
6. Понаблюдайте за процессом ознакомления ребенка с каким–либо новым для него предметом (например, с игрушкой).
♦ Дайте характеристику суждений и обобщений ребенка.
♦ Докажите необходимость развития наглядно–действенного мышления в раннем возрасте.
♦ Докажите необходимость формирования знаковой функции сознания.
Задания для самостоятельной работы
1. Докажите, что ранний возраст является сензитивным для развития речи ребенка. Дайте характеристику активной и пассивной речи ребенка.
2. Понаблюдайте за детьми раннего возраста (если возможно в ваших семьях и семьях ваших близких) и запишите их высказывания (или найдите такие высказывания в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание» и других). Дайте им психологический анализ.
3. Охарактеризуйте явления, называемые в психологии «чутье языка», «словотворчество».
4.Наблюдая за ребенком 3 лет, отметьте:
а) проявления самостоятельности («Я сам!»);
б) заметны ли в его поведении признаки переживаемого им кризиса, в чем они выражаются.
Дайте совет родителям по развитию самостоятельности ребенка и по преодолению кризисных явлений.
5. Наблюдая за маленькими детьми (от рождения до 3 лет), обратите внимание, в каких ситуациях и каким образом они обращаются за помощью. Как эти дети заботятся о других? Слушаются ли они или не слушаются взрослых?
6. Какого типа доводы чаще применяются педагогами для достижения желаемых результатов? Зависит ли это от того, кому адресовано обращение? Какого рода оценки используются?
7. Попробуйте определить, чем вы аргументируете для себя необходимость выполнения того или иного действия. Насколько уверенно вы себя при этом чувствуете? Каковы ваши ожидания по поводу реакции окружающих на ваши поступки?
Занятие 7
Тема 8:Психическое развитие в дошкольном возрасте. Развитие игровой деятельности
Цель занятия:изучить основные особенности психического развития дошкольника, формирование его условий, механизмов игровой деятельности.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.В чем состоит социальная природа сюжетно-ролевой игры?
2.Дайте характеристику компонентов ролевой игры.
3.Охарактеризуйте уровни развития игровой деятельности дошкольников.
4.Проанализируйте специфику разных видов игровой деятельности.
5. Роль различных видов деятельности дошкольника (изобразительная деятельность, элементарный труд, учение, восприятие сказки) в развитии психических процессов дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
1.Подготовьтесь к дискуссиям на темы: «Противоречия в психическом развитии современных дошкольников. В чем их суть?», «Игра как ведущий вид деятельности современного дошкольника (и только?)».
2. Самостоятельно поиграйте и проанализируйте ряд наиболее известных компьютерных игр. В чем их специфика? Каково их воздействие на психику дошкольника?
3.Составьте и заполните таблицу на тему: «Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину, используя его монографию по психологии игры, либо практикум по детской психологии Г.А. Урунтаевой.
4. Заполните таблицу «Развитие игровой деятельности дошкольника, используя монографию Г.С. Никифорова «Психологическое здоровье дошкольника» по следующей схеме:
Возраст ребенка | Игровые условия | Сюжет | Содержание |
3-4 года | |||
4-5 лет | |||
5-7 лет |
1. Подготовьте рефераты на тему:
¨ 1. Значение игры для психического развития ребенка.
¨ 2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Занятие 8.
Тема 9: Развитие общения в дошкольном возрасте
Цель занятия:сформировать у студентов знания, умения, навыки по вопросу формирования общения у дошкольников.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Проследите развитие форм общения ребенка со взрослыми на протяжении дошкольного возраста.
2. Что такое форма общения? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Проследите развитие форм общения со сверстниками на протяжении всего дошкольного возраста.
4.Раскройте роль общения со взрослыми и сверстниками на психическое развитие дошкольника.
4.Как различаются взаимоотношения мальчиков и девочек в дошкольном детстве?
5.Как с возрастом изменяются взаимоотношения детей в группах детского сада?
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте и заполните сравнительную таблицу
«Сравнительный анализ форм общения со взрослыми на протяжении дошкольного детства».
Возраст ребенка | Формы общения |
Младший дошкольный (3-4 года) | |
Средний дошкольный (4-5 лет) | |
Старший дошкольный (6-7 лет) |
2. Используя книгу Е.Е. Алексеевой «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку» проанализировать случаи проблемного общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста, ознакомиться с рекомендациями автора.
3. Подготовьте рефераты на тему:
¨ Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития активной речи детей дошкольного возраста
¨ Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
¨ Специфика основных форм общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте
4. Подготовить творческое эссе по материалам статьи А.Г. Рузской «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками», используя хрестоматию «Психология дошкольника» под редакцией Г.А. Урунтаевой М.2010.
Занятие 9.
Тема 10: Умственное и личностное развитие современного дошкольника
Цель занятия: изучить основные психологические особенности умственного и личностного развития дошкольника, условия его формирования
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.Что такое детское словотворчество?
2.Что дает освоение ребенком-дошкольником речи для его психического развития?
3.Как развивается восприятие дошкольников пространства, времени? Условия специфические механизмы восприятия.
4.Опишите развитие основных видов памяти дошкольника.
5.Какие условия влияют на развитие творческого воображения?
6.Проследите развитие мышления дошкольника.
7.Охарактеризуйте развитие мотивов в дошкольном возрасте. Что такое «соподчинение мотивов»?
Задания для самостоятельной работы
1.Проведение дискуссий по темам (на выбор студента):
♦ познавательные интересы;
♦ сенсорное развитие, сенсорные эталоны;
♦ наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление;
♦ логическое мышление;
♦ речевая деятельность;
♦ познавательные психические процессы дошкольника;
♦ эмоциональные, волевые процессы;
♦ типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;
♦ притязания дошкольника, его самооценка и самосознание.
2.Используя монографию Г.С. Никифорова «Психология здоровья дошкольника», СПб, 2010, заполнить таблицу по теме: «Развитие речи дошкольника»
Компонент речи | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
словарь | ||||
Грамматический строй речи | ||||
Связная речь |
3.Подготовьте рефераты на тему:
¨ Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста.
¨ Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.
¨ Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности
¨ Пути формирования творческих путей дошкольника в процессе конструктивной деятельности.
Занятие 10.
Тема 11: Кризис 7 лет и готовность ребенка к школе
Цель занятия:научить студентов разбираться в основных направлениях понимания кризисных ситуаций у дошкольников; сформировать основные знания, умения по содержанию и составляющих оценках психологической готовности к школе.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.Какова симптоматика кризиса 7 лет и его психологическая природа?
2.С чем связана трудновоспитуемость ребенка в конце дошкольного детства?
3.Каковы главные психологические новообразования этого периода?
4. Перечислите основные критерии психологической готовности дошкольников к школе.
5.Назовите современные стратегии диагностики психологической готовности к школе.
Задания для самостоятельной работы
1. Дать анализ психолого-педагогического состояния готовности современных дошкольников к обучению к школе (в анализ включите результаты научно-практических исследований за последние 5 лет, описанные в журналах «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Начальная школа до и плюс», и др., а также результаты мониторинговых исследований Департамента Смоленской области по образованию.
2. Изучить статью Е.Е. Сапоговой «Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет», используя хрестоматию «Психология дошкольника» под редакцией Г.А. Урунтаевой, 2010.
3.Проведение дискуссии на тему: «Когда начинать подготовку детей к школе», используя современные работы К.Н. Поливановой, Н.И. Гуткиной и др.
Занятие 11.
Тема 12: Развитие способностей в дошкольном возрасте. Одаренный ребенок-дошкольник
Цель занятия: показать особенности развития способностей в дошкольном возрасте; раскрыть сущность проблемы выявления одаренного ребенка.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Раскрыть особенности развития сенсорных, интеллектуальных, творческих и других способностей в дошкольном возрасте.
2.Что такое наглядное моделирование?
3.Покажите развитие практических способностей дошкольника.
4.Как развиваются художественные способности в дошкольном возрасте?
5. Каковы проявления одаренности в дошкольном возрасте?
Задания для самостоятельной работы
1. Проведение дискуссии на тему: «Какого ребенка следует отнести к одаренным?», «Нужны ли специальные образовательные программы для детей дошкольного возраста?».
2. Дайте сравнительный анализ изучения проблем одаренности в отечественной и зарубежной психологической практиках.
Практическое занятие №12. Познавательное развитие, начиная со школьного возраста.
Вопросы для обсуждения.
1.Процессы памяти и внимание с младшего школьного возраста.
2. Поэтапное формирование умственных действий в теории П.Я. Гальперина.
Литература.
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1967.
3. Мир детства. Дошкольник. - М., 1987.
4. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Ред. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1968.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
Под руководством преподавателя проводится
1. Изучение свойств внимания: таблицы Шульте, корректурная проба (различные модификации).
2. Изучение свойств памяти: «Заучивание 10 слов», «Узнавание фигур», методика «Оперативная память».
3. Студентам предлагается выполнить задания теста «ШТУР» (Школьный тест умственного развития – ШТУР (ШТУР 2, ТУРМШ, ТУРП, АСТУР) и оценить свои интеллектуальные возможности. Анализируются структура и содержание тестовых заданий, а также опыт применения методик в практической деятельности психолога.
Оборудование: стимульный материал для проведения тестирования
Практическое занятие №13. Развитие мышления и интеллекта (теория Ж. Пиаже).
Вопросы для обсуждения.
1. Основные положения теории Ж. Пиаже.
2. Стадии развития интеллекта.
3. Взаимосвязь развития мышления и нравственности.
Литература.
1. Пиаже Ж. Теория Пиаже //История зарубежной психологии. - М., 1986.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1967.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
4. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
5. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
Прочитайте текст, выделите специфические для теории Ж. Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
«Говоря об общем виде, прогрессирующее уравновешение между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавливающееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентраций, которые дают субъекту возможность занимать позицию других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации. Но это гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его формам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий необходимое условие самой объективности» (Пиаже, Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М., 2001. С.118)
Практическое занятие №14.Психическое развитие познавательных функций в младшем школьном возрасте.
Вопросы для обсуждения.