Дидактическая единица 3. Психологические особенности младшего школьника.
Очное отделение
Дидактические единицы и темы | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Самост. работа |
Раздел 1. Психология развития как наука. | ||||
1. Предмет возрастной психологии. | ||||
2. Методы психологии развития. | ||||
3. Основные закономерности психического развития | ||||
Раздел 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте. | ||||
1. Психология младенца. | ||||
2. Психическое развитие в раннем возрасте. | ||||
3. Кризисы в психическом развитии | ||||
4. Психология дошкольника | ||||
5. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. | ||||
6. Развитие мышления и интеллекта в онтогенезе (теория Ж. Пиаже). | ||||
7. Сексуальное развитие в дошкольном возрасте (теория З. Фрейда) | ||||
8. Формирование психологической готовности к школьному обучению. | ||||
Раздел 3. Психологические особенности младшего школьника. | ||||
1.Психическое развитие познавательных функций в младшем школьном возрасте. | ||||
2.Личностное развитие младшего школьника | ||||
Раздел 4. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте. | ||||
1. Подростковый возраст как социокультурное явление | ||||
2. Познавательное развитие в подростковом периоде онтогенеза | ||||
3. Особенности формирования личности подростка | ||||
Раздел 5. Особенности психического развития в юношеском возрасте. | ||||
1.Юношество как составная часть онтогенеза психического. | ||||
2. Взаимосвязь физического и психологического развития в юношестве. | ||||
3. Развитие личности в юношестве. | ||||
Раздел 6. Психология взрослого человека. | ||||
| ||||
2. Социально-психологическая специфика ранней взрослости. | ||||
3. Кризисы развития и профессионализм в поздней взрослости. | ||||
Раздел 7. Старение и индивидуальное восприятие смерти. | ||||
1. Психология пожилого возраста. | ||||
2. Социально-психологичекая жизнь в старости. | ||||
3. Психофизическое старение как естественная закономерность. | ||||
4. Теории старения, факторы физического и психического долголетия. | ||||
Раздел 8. Теории психического развития. | ||||
1. Теории нравственного становления личности (Ж. Пиаже , Ш. Бюллер, Л. Кольберг) | ||||
2.Стадии психосоциального развития в теории Э. Эриксона. | ||||
3.Стадии субъектного развития в онтогенезе | ||||
Контроль (экзамены) | ||||
Всего |
Виды учебной деятельности.
Лекции
Лекция 1.
Тема. Предмет возрастной психологии (ч.1).
Специфика предмета возрастной психологии, различные подходы к изучению развития психики. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля. Биогенетический закон (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), как одна из первых попыток поиска общих закономерностей в возрастной психологии. Претворение этого закона в работах Ст. Холла, раннего В. Штерна. Типы психического развития. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер. Нормативный подход в возрастной психологии (А. Гезел, Л. Термен). Теория конвергенции (поздний В. Штерн).
Лекция 2.
Тема. Предмет возрастной психологии (ч.2).
Принцип детерминизма в отечественной психологии: внешнее через внутреннее (С.Л. Рубинштейн). Активность ребенка в присвоении культуры. Культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский). Ребенок как субъект и индивидуальность общественного развития. Психическое развитие личности как освоение опыта предшествующих поколений через разрешение противоречий культуры. Общественный, социальный опыт как проблема и проблемная ситуация (В.Т. Кудрявцев).
Лекция 3.
Тема. Методы возрастной психологии (ч.1).
Классификации методов психологии. Требования к методу наблюдения. Виды наблюдения. Особенности эксперимента в возрастной психологии. Формирующий эксперимент в возрастной и педагогической психологии. Специфика методов возрастной психологии. Лонгитюд и сравнительный метод как наиболее типичные методы возрастной психологии. Особенности использования тестов в различные возрастные периоды онтогенеза. Виды тестов, компьютерные тесты.
Лекция 4.
Тема. Методы возрастной психологии (ч.2).
Современные методы в возрастной психологии. Использование методов психосемантики для изучения сознания в дошкольном и младшем школьном возрастах. Тест «Сказочный дифференциал В.Ф. Петренко». Сущность методов виртуальной реальности (создание трехмерных изображений объектов средствами программирования; введение широкой интерактивности и анимации, эффект присутствия). Использование методов виртуальной реальности в обучении. Программы в виртуальной реальности с использованием аватаров, преодоление фобий с их помощью.
Лекция 5.
Тема. Периодизация психического развития в отечественной психологии (ч.1).
Периодизация психического развития в отечественной психологии. Понятие ведущего вида деятельности. Возрастная периодизация на основе ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития в отечественной психологии (Д. Б. Эльконин). Эмоциональное общение со взрослым, предметно-манипулятивная деятельность, игра, учение, общение со сверстниками, учение с основами профессиональной ориентации, труд как ведущие виды деятельности на разных этапах возрастного становления психики. Понятие сензитивного периода. Сущность психологических кризисов (как этап приобретения качественных новообразований психического (1), как этап возникновения конфликтности (2)). Кризис первого года жизни. Прямохождение как мощный стимул психологического роста. Выход из кризиса первого года жизни (развитие предметно-манипулятивной деятельности). Кризис трех лет – кризис самосознания. Основные качественные новообразования ребенка трех лет. Становление самосознания и сознания в этот период. Развитие игровой деятельности как основное условие разрешения конфликтности в трехлетнем возрасте. Кризис, связанный с поступлением ребёнка в школу. Основные трудности школьной жизни (особенности режима, специфика учебной деятельности, восприятие отметок первоклассниками, «насыщение учением», возрастание доли нервно-психических нагрузок). Преодоление кризиса шести лет. Смена ведущего вида деятельности в критические периоды развития как важнейшее условие разрешения конфликтности.
Лекция 6.
Тема. Периодизация психического развития в отечественной психологии (ч.2).
Кризис трех лет – кризис самосознания. Основные качественные новообразования ребенка трех лет. Становление самосознания и сознания в этот период. Развитие игровой деятельности как основное условие разрешения конфликтности в трехлетнем возрасте. Кризис, связанный с поступлением ребёнка в школу. Основные трудности школьной жизни (особенности режима, специфика учебной деятельности, восприятие отметок первоклассниками, «насыщение учением», возрастание доли нервно-психических нагрузок). Преодоление кризиса шести лет. Смена ведущего вида деятельности в критические периоды развития как важнейшее условие разрешения конфликтности.
Лекция 7.
Тема. Психология младенца (ч.1).
Анатомо-физиологические особенности ребёнка в младенческом возрасте. Безусловные и условные рефлексы новорожденного. Импритинг у животных (К, Лоренц, Я. Тинберген). Расширенное понимание импритинга (как формы первой встречи потребности с объектом своего удовлетворения). Формы проявления импритинга в младенчестве. Физиологическое и психическое развитие в младенчестве. Перцептивное развитие. Становление темперамента.
Лекция 8.
Тема. Психология младенца (ч.2).
Основные фазы становления мышления в младенческом возрасте: наличие только безусловных рефлексов; взаимодействие между рефлексами; первичные круговые реакции; координация сенсомоторных схем; вторичные круговые реакции; возникновение новых сенсомоторных схем и третичные круговые реакции, направленные на изменение действия (Ж. Пиаже). Сенсомоторный интеллект и его особенности. Наглядно-действенное мышление как доминирующий вид мышления в младенчестве, его связь с наглядно-образным и словесно-логическим в этот период. Развитие речи младенца (гуление, лепет, первые слова). Сенсорные процессы и память. Эмоциональное общение со взрослым как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте.
Лекция 9.
Тема. Развитие предметно-манипулятивной деятельности и речи в раннем возрасте.
Психологические особенности раннего детства. Усвоение значений предметов, их функций в ходе ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Развитие предметных действий. Соотносящие и орудийные действия в ходе предметно-манипулятивной деятельности. Активное освоение языка и речи. Фазы формирования связи действия с предметом (В.С. Мухина): 1) предмет используется только по назначению; 2) свободное использование предмета; 3) свободное употребление предмета, но со знанием его основной функции. Формирование сознания ребёнка в связи со становлением предметных действий. Освоение грамматического строя речи детьми. Ранний детский возраст как сензитивный этап к усвоению речи. Виды речи в этот период (эгоцентрическая, социализированная, «телеграфная»). Речь и общение в этот период, функции речи.
Лекция 10.
Тема. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте (ч.1).
Психика дошкольника. Становление самосознания и личности в дошкольном возрасте. Сущность игровой деятельности. Становление иерархии (соподчинения) мотивов как основное образование личностного развития ребенка. Формирование способностей дошкольника в процессе обучения и воспитания. Становление речи дошкольника. Последовательность развития видов речи в теории Ж. Пиаже: аутистическая речь – эгоцентрическая – социализированная. Взгляды Л.С. Выготского на последовательность развития видов речи: внешняя речь – эгоцентрическая – внутренняя.
Лекция 11.
Тема. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте (ч.2).
Развитие воображения в дошкольном возрасте. Влияние сказок и рассказов на воображение ребенка. Темперамент дошкольника. Формы проявления темперамента в дошкольном возрасте. Диагностика особенностей темперамента у детей. Темперамент, индивидуальный стиль деятельности, когнитивные стили в дошкольном возрасте.
Лекция 12.
Тема. Психология игровой деятельности.
Психология игровой деятельности дошкольника. Основные виды деятельности. Игра как исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. Психологическая сущность игры, ее двуплановый характер. Виды игр. Игра как универсальная форма целостного развития психологических функций, процессов и свойств ребенка. Основные этапы развития игры. Дидактические, компьютерные игры и их роль в подготовке ребенка к школе. Современные развивающие игрушки, основные требования к детской игрушке.
Лекция 13.
Тема. Сенсорное развитие дошкольника.
Сенсорные эталоны (А.В. Запорожец) и усвоение ребёнком цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем. Простые, сложные и целостные свойства сенсорного эталона. Виды действий восприятия (действия идентификации, отнесение к эталону, моделирующие) и последовательность их развития у ребенка. Усвоение пространственных и временных отношений дошкольником. Основные этапы восприятия рисунка. Тема. Психология дошкольника
Лекция 14.
Тема. Развитие мышления и интеллекта в онтогенезе (теория Ж. Пиаже).
Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте. Стадии развития мышления и интеллекта в онтогенезе: сенсомоторная, дооперационная, операционная, стадия формальных операций (Ж. Пиаже). Развитие мышления дошкольника как развитие мыслительных операций, форм мышления и мыслительного процесса. Становление личности в связи с развитием мышления. Психологическое содержание возрастных особенностей мышления дошкольника. Характеристики дооперационного мышления по Ж. Пиаже. Центрация мышления, как ориентация на один–два признака познаваемого предмета, жесткая фиксация на однозначных связях между признаками. Опыты («феномены») Ж. Пиаже. Преодоление центрации. Процессы обобщения в дошкольном возрасте. Соотношение наглядно-действенного, образного и словесного видов мышления. Нравственное развитие ребенка (нравственный реализм (Ж. Пиаже).
Лекция 15.
Тема. Психическое развитие познавательных функций
и личности в младшем школьном возрасте.
Особенности памяти. Развитие внимания в младшем школьном возрасте. Специфика эмоциональной сферы. Развитие мышления. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Семья как важный фактор социализации ребенка. Развитие саморегуляции, самодостаточности ребенка как проблема. Полные и неполные семьи, их влияние на психическое развитие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками. Основные трудности при приходе ребенка в школу. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Строение учебной деятельности. Неспособность к учению как проблема. Дислексия (наличие трудностей при обучении чтению), дисграфия (трудности при обучении письму) и дискалькуляция (сложности в обучении счету и вычислениям) у современных первоклассников. Дети с ЗУР и ЗПР, работа с ними психолога.
Лекция 16.
Тема. Юношество как составная часть онтогенеза психического.
Физическое развитие в юношестве. Выбор профессии и основы профессиональной ориентации в юношестве. Личностное развитие в юности. Рискованные формы поведения, их причины. Факторы рискованного поведения (биологические, социальные, особенности личности, актуальное поведение). Наркомания и аддикции в юношеской среде. Особенности мотивации, самосознание, самооценка. Поиск нравственных идеалов, смысла жизни. Психологический механизм образования смысловых образований. Личностное самоопределение. Типы самоопределения в юношестве: «ценностный», «адаптивный», «непротиворечивый», «затрудненный» (Т.В. Снегирева). Социальное и личностное самоопределение. сть в автономии и в других людях. Переживания чувств одиночества, непонятности, депрессии и др. Молодость как период развития способности к творчеству, высокой интеллектуальной активности и трудоспособности. Психология юношеской дружбы.
Лекция 17.
Тема. Психологические особенности взрослости.
Инволюция психологических функций и процессов во взрослом возрасте. Неравномерность угасания психологических функций. Образование и умственный труд как факторы, препятствующие старению организма. Включенность взрослого в систему непрерывного обучения. Трудовая деятельность как ведущий вид деятельности взрослого. Развитие текучего (флюидного) и стабильного (кристаллизованного) интеллекта. Интеграция социальных и профессиональных функций (ролей), профессиональная и социальная адаптация личности. Развитие системного чувства – генеративности (по Э. Эриксону).«Кризис середины жизни».Виды биографических кризисов (А.Р. Ахмеров).
Лекция 18.
Тема. Психология пожилого и старческого возрастов.
Психологические изменения в пожилом и старческом возрасте. Физиологические основы этих изменений. Психофизиология долголетия. Основы здорового образа жизни: система питания, физические нагрузки, закаливание, укрепление иммунной системы организма. Признаки благополучного и неблагополучного старения. Смерть как естественный итог жизнедеятельности высших животных. Психология индивидуального восприятия небытия. Группы теорий старения: стохастические (старение как результат случайных повреждений организма, изнашивания); генетически запрограммированногостарения (старение – это результат действия около двухсот наследуемых генов).
Лекция 19.
Тема. Теории нравственного становления
личности (Ж. Пиаже , Ш. Бюллер, Л. Кольберг, Э. Эриксон).
Нравственный реализм и релятивизм в теории Ж. Пиаже. Зависимость реализма и релятивизма в психическом развитии от децнтрации мышления человека. Теория интенциональности Ш. Бюлер. Теория развития личности как становление нравственности Л. Кольберга. Уровни развития нравственности: 1) преднравственный; 2) 2) конвенциональный; 3) постконвенциональный. Уровни развития женской нравственности в теории С. Гиллиган (самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение). Развитие психического как результат борьбы крайних возможностей развития. Становление идентичности личности в онтогенезе как базовая характеристика стадий психосоциального развития. Надежда, верность, забота как основные движущие силы развития личности в онтогенезе. Восемь периодов, восемь кризисов жизненного цикла по Э. Эриксону. Стадии субъектного развития человека в онтогенезе.
Практические занятия
Занятие 1.
Занятие 3.
Занятие 4.
Цель занятия: закрепить основные теоретические представления о психическом развитии новорожденного и младенца и на основе полученных знаний выработать навыки практической деятельности в их исследовании
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это выражение силы или слабости развития ребенка? Докажите.
2.Безусловные рефлексы младенца следующие: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Раскрыть их значение для дальнейшего психического развития младенца.
3. Описать психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым.
4. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующих только друг с другом?
5. Основные виды предречевых вокализаций ребенка: их последовательность и условия возникновения.
Задания для самостоятельной работы
1. Понаблюдайте за взаимосвязью перцептивных действий, хватательных движений и сенсорных процессов у младенца, используя материалы видеолекции профессора Л.Ф. Обуховой на тему «Детская психология». Раскройте значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца.
2. Проследите за характером манипуляций ребенка с предметом (хватание, манипулирование, повторные действия, соотнесение, разученные действия). Докажите их значение для дальнейшего психического развития ребенка.
3. Раскройте влияние действий с предметами на развитие памяти и мышления ребенка
4.Подготовьте рефераты на тему:
¨ Как стать правильной мамой.
¨ Роль манипулирования предметами для психического развития ребенка.
¨ Развитие сенсорных процессов ребенка.
¨ Развитие речи младенца.
Занятие 5.
Занятие 6.
Цель занятия: обсудить основные особенности психического развития ребенка раннего возраста и овладеть практическими знаниями в их психолого-педагогическом сопровождении.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью.
2. Провести наблюдение, используя видеолекции по возрастной психологии Л.Ф. Обуховой) за предметной деятельностью ребенка и выделите:
а) характер соотносящих действий;
б) характер орудийных действий;
в) наличие условий для перехода к продуктивной деятельности (изобразительная деятельность и конструирование).
3. Понаблюдайте за свободной деятельностью ребенка (1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев).
♦ Опишите увиденные орудийные действия с предметом.
♦ Отметьте их роль в развитии мышления, сенсорики, в появлении предпосылок для изобразительной деятельности.
4. Охарактеризуйте предпосылки для возникновения игровой деятельности ребенка. В чем они проявляются и как развиваются?
5. Опишите необходимость внешних ориентировочных действий с предметами для развития восприятия ребенка. Раскройте важность взаимосвязи зрительного и слухового восприятия.
6. Понаблюдайте за процессом ознакомления ребенка с каким–либо новым для него предметом (например, с игрушкой).
♦ Дайте характеристику суждений и обобщений ребенка.
♦ Докажите необходимость развития наглядно–действенного мышления в раннем возрасте.
♦ Докажите необходимость формирования знаковой функции сознания.
Задания для самостоятельной работы
1. Докажите, что ранний возраст является сензитивным для развития речи ребенка. Дайте характеристику активной и пассивной речи ребенка.
2. Понаблюдайте за детьми раннего возраста (если возможно в ваших семьях и семьях ваших близких) и запишите их высказывания (или найдите такие высказывания в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание» и других). Дайте им психологический анализ.
3. Охарактеризуйте явления, называемые в психологии «чутье языка», «словотворчество».
4.Наблюдая за ребенком 3 лет, отметьте:
а) проявления самостоятельности («Я сам!»);
б) заметны ли в его поведении признаки переживаемого им кризиса, в чем они выражаются.
Дайте совет родителям по развитию самостоятельности ребенка и по преодолению кризисных явлений.
5. Наблюдая за маленькими детьми (от рождения до 3 лет), обратите внимание, в каких ситуациях и каким образом они обращаются за помощью. Как эти дети заботятся о других? Слушаются ли они или не слушаются взрослых?
6. Какого типа доводы чаще применяются педагогами для достижения желаемых результатов? Зависит ли это от того, кому адресовано обращение? Какого рода оценки используются?
7. Попробуйте определить, чем вы аргументируете для себя необходимость выполнения того или иного действия. Насколько уверенно вы себя при этом чувствуете? Каковы ваши ожидания по поводу реакции окружающих на ваши поступки?
Занятие 7
Тема 8:Психическое развитие в дошкольном возрасте. Развитие игровой деятельности
Цель занятия:изучить основные особенности психического развития дошкольника, формирование его условий, механизмов игровой деятельности.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.В чем состоит социальная природа сюжетно-ролевой игры?
2.Дайте характеристику компонентов ролевой игры.
3.Охарактеризуйте уровни развития игровой деятельности дошкольников.
4.Проанализируйте специфику разных видов игровой деятельности.
5. Роль различных видов деятельности дошкольника (изобразительная деятельность, элементарный труд, учение, восприятие сказки) в развитии психических процессов дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
1.Подготовьтесь к дискуссиям на темы: «Противоречия в психическом развитии современных дошкольников. В чем их суть?», «Игра как ведущий вид деятельности современного дошкольника (и только?)».
2. Самостоятельно поиграйте и проанализируйте ряд наиболее известных компьютерных игр. В чем их специфика? Каково их воздействие на психику дошкольника?
3.Составьте и заполните таблицу на тему: «Уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину, используя его монографию по психологии игры, либо практикум по детской психологии Г.А. Урунтаевой.
4. Заполните таблицу «Развитие игровой деятельности дошкольника, используя монографию Г.С. Никифорова «Психологическое здоровье дошкольника» по следующей схеме:
Возраст ребенка | Игровые условия | Сюжет | Содержание |
3-4 года | |||
4-5 лет | |||
5-7 лет |
1. Подготовьте рефераты на тему:
¨ 1. Значение игры для психического развития ребенка.
¨ 2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Занятие 8.
Тема 9: Развитие общения в дошкольном возрасте
Цель занятия:сформировать у студентов знания, умения, навыки по вопросу формирования общения у дошкольников.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Проследите развитие форм общения ребенка со взрослыми на протяжении дошкольного возраста.
2. Что такое форма общения? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Проследите развитие форм общения со сверстниками на протяжении всего дошкольного возраста.
4.Раскройте роль общения со взрослыми и сверстниками на психическое развитие дошкольника.
4.Как различаются взаимоотношения мальчиков и девочек в дошкольном детстве?
5.Как с возрастом изменяются взаимоотношения детей в группах детского сада?
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте и заполните сравнительную таблицу
«Сравнительный анализ форм общения со взрослыми на протяжении дошкольного детства».
Возраст ребенка | Формы общения |
Младший дошкольный (3-4 года) | |
Средний дошкольный (4-5 лет) | |
Старший дошкольный (6-7 лет) |
2. Используя книгу Е.Е. Алексеевой «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку» проанализировать случаи проблемного общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста, ознакомиться с рекомендациями автора.
3. Подготовьте рефераты на тему:
¨ Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития активной речи детей дошкольного возраста
¨ Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
¨ Специфика основных форм общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте
4. Подготовить творческое эссе по материалам статьи А.Г. Рузской «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками», используя хрестоматию «Психология дошкольника» под редакцией Г.А. Урунтаевой М.2010.
Занятие 9.
Тема 10: Умственное и личностное развитие современного дошкольника
Цель занятия: изучить основные психологические особенности умственного и личностного развития дошкольника, условия его формирования
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.Что такое детское словотворчество?
2.Что дает освоение ребенком-дошкольником речи для его психического развития?
3.Как развивается восприятие дошкольников пространства, времени? Условия специфические механизмы восприятия.
4.Опишите развитие основных видов памяти дошкольника.
5.Какие условия влияют на развитие творческого воображения?
6.Проследите развитие мышления дошкольника.
7.Охарактеризуйте развитие мотивов в дошкольном возрасте. Что такое «соподчинение мотивов»?
Задания для самостоятельной работы
1.Проведение дискуссий по темам (на выбор студента):
♦ познавательные интересы;
♦ сенсорное развитие, сенсорные эталоны;
♦ наглядно–действенное, наглядно–образное и образно–схематическое мышление;
♦ логическое мышление;
♦ речевая деятельность;
♦ познавательные психические процессы дошкольника;
♦ эмоциональные, волевые процессы;
♦ типы мотивов поведения дошкольника, соподчинение мотивов;
♦ притязания дошкольника, его самооценка и самосознание.
2.Используя монографию Г.С. Никифорова «Психология здоровья дошкольника», СПб, 2010, заполнить таблицу по теме: «Развитие речи дошкольника»
Компонент речи | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
словарь | ||||
Грамматический строй речи | ||||
Связная речь |
3.Подготовьте рефераты на тему:
¨ Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста.
¨ Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.
¨ Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности
¨ Пути формирования творческих путей дошкольника в процессе конструктивной деятельности.
Занятие 10.
Тема 11: Кризис 7 лет и готовность ребенка к школе
Цель занятия:научить студентов разбираться в основных направлениях понимания кризисных ситуаций у дошкольников; сформировать основные знания, умения по содержанию и составляющих оценках психологической готовности к школе.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.Какова симптоматика кризиса 7 лет и его психологическая природа?
2.С чем связана трудновоспитуемость ребенка в конце дошкольного детства?
3.Каковы главные психологические новообразования этого периода?
4. Перечислите основные критерии психологической готовности дошкольников к школе.
5.Назовите современные стратегии диагностики психологической готовности к школе.
Задания для самостоятельной работы
1. Дать анализ психолого-педагогического состояния готовности современных дошкольников к обучению к школе (в анализ включите результаты научно-практических исследований за последние 5 лет, описанные в журналах «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Начальная школа до и плюс», и др., а также результаты мониторинговых исследований Департамента Смоленской области по образованию.
2. Изучить статью Е.Е. Сапоговой «Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет», используя хрестоматию «Психология дошкольника» под редакцией Г.А. Урунтаевой, 2010.
3.Проведение дискуссии на тему: «Когда начинать подготовку детей к школе», используя современные работы К.Н. Поливановой, Н.И. Гуткиной и др.
Занятие 11.
Тема 12: Развитие способностей в дошкольном возрасте. Одаренный ребенок-дошкольник
Цель занятия: показать особенности развития способностей в дошкольном возрасте; раскрыть сущность проблемы выявления одаренного ребенка.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Раскрыть особенности развития сенсорных, интеллектуальных, творческих и других способностей в дошкольном возрасте.
2.Что такое наглядное моделирование?
3.Покажите развитие практических способностей дошкольника.
4.Как развиваются художественные способности в дошкольном возрасте?
5. Каковы проявления одаренности в дошкольном возрасте?
Задания для самостоятельной работы
1. Проведение дискуссии на тему: «Какого ребенка следует отнести к одаренным?», «Нужны ли специальные образовательные программы для детей дошкольного возраста?».
2. Дайте сравнительный анализ изучения проблем одаренности в отечественной и зарубежной психологической практиках.
Практическое занятие №12. Познавательное развитие, начиная со школьного возраста.
Вопросы для обсуждения.
1.Процессы памяти и внимание с младшего школьного возраста.
2. Поэтапное формирование умственных действий в теории П.Я. Гальперина.
Литература.
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1967.
3. Мир детства. Дошкольник. - М., 1987.
4. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий /Ред. П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1968.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
Под руководством преподавателя проводится
1. Изучение свойств внимания: таблицы Шульте, корректурная проба (различные модификации).
2. Изучение свойств памяти: «Заучивание 10 слов», «Узнавание фигур», методика «Оперативная память».
3. Студентам предлагается выполнить задания теста «ШТУР» (Школьный тест умственного развития – ШТУР (ШТУР 2, ТУРМШ, ТУРП, АСТУР) и оценить свои интеллектуальные возможности. Анализируются структура и содержание тестовых заданий, а также опыт применения методик в практической деятельности психолога.
Оборудование: стимульный материал для проведения тестирования
Практическое занятие №13. Развитие мышления и интеллекта (теория Ж. Пиаже).
Вопросы для обсуждения.
1. Основные положения теории Ж. Пиаже.
2. Стадии развития интеллекта.
3. Взаимосвязь развития мышления и нравственности.
Литература.
1. Пиаже Ж. Теория Пиаже //История зарубежной психологии. - М., 1986.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М., 1967.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
4. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981.
5. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М., 1985.
Прочитайте текст, выделите специфические для теории Ж. Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
«Говоря об общем виде, прогрессирующее уравновешение между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавливающееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентраций, которые дают субъекту возможность занимать позицию других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации. Но это гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его формам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий необходимое условие самой объективности» (Пиаже, Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М., 2001. С.118)
Практическое занятие №14.Психическое развитие познавательных функций в младшем школьном возрасте.
Вопросы для обсуждения.
Работа с кейсом
&