Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы», М.,2009.

1. Лидерство и руководство в малой группе. Основные идеи.

2. Этапы развития малой группы. Двумерные модели.

3. Развитие группы в экстремальных условиях.

4. Модели группообразования Обера, Мабри, Волкова.

5. Модель социализации личности в малой группе Ливайна и Морленда.

6. Механизмы групповой динамики.

7. Структурные характеристики малой группы.

8. Нормативное поведение в группе.

9. Групповая сплоченность.

Р.Бэрон, Н.Керр, Н.Миллер. «Социальная психология группы», СПб,2008

1. Модель групповой активности Стейнера.

2. Теории социальной фасилитации (Зайонц, Коттрел, Бэрон и Сандрес).

3. Теории социальной фасилитации (теория самосознания, теория самопрезентации, теория внимания).

4. Характеристики группы.

5. Мотивационные потери группы.

6. Социальное влияние: теория социального сравнения и конформизма.

7. Модель социального влияния Латане и исследование послушания Милгрэма.

8. Влияние меньшинства и большинства.

9. Социально-комбинационные подходы к принятию группового решения. SDS – модель.

10. Социальные дилеммы. Дилемма двух узников. Кооперация в социальных дилеммах.

Дж.Тернер. «Социальное влияние».СПб,2002

1. Дуалистическая модель нормативного и информационного влияния.

2. 5 основных проблем социального влияния.

3. Субъективная валидность и тестирование реальности.

4. Теория самокатегоризации.

5. Теория социального сравнения.

6. Социальная зависимость и конформность.

7. Теория информационного влияния.

8. Групповое давление в неформальном общении.

К.Ойстер «Социальная психология групп», СПб,2004

1. Характеристики групп.

2. Факторы, влияющие на выбор индивидом группы.

3. Социализация человека в группе.

4. Модели коммуникации.

5. Модели принятия решений.

6. Групповая продуктивность.

7. Влияние в группе: варианты взаимодействия отношения и действия.

8. Модели лидерства.

9. Социальные дилеммы.

Студенты очной и заочной форм обучения составляют конспект одной из монографий, посвященных социально-психологическим проблемам. Варианты представлены выше. Конспект, выполненный от руки, является внеаудиторной контрольной работой для студентов заочного отделения, кроме того, студенты очного отделения участвуют в коллоквиуме по представленным выше вопросам.

VIII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Примерная тематика курсовой работы.

  1. Конформность как регулятор поведения человека в группе.
  2. Личный статус индивида в группе.
  3. Малая группа в социальном окружении.
  4. Межличностные и межгрупповые отношения.
  5. Особенности невербального общения
  6. Ответственность за агрессию.
  7. Построение образа социальной реальности.
  8. Проблема референтной группы.
  9. Проблемы формирования социальной идентичности.
  10. Психологические проблемы персональной территориальности.
  11. Психологический анализ этнических стереотипов
  12. Роль больших и малых групп в социализации.
  13. Роль общения в формировании социальных установок.
  14. Роль ситуации в поведении.
  15. Ситуационные факторы социального взаимодействия.
  16. Современные проблемы групповой динамики.
  17. Социальная дилемма во внутригрупповом общении.
  18. Социальное влияние и индивидуальное принятие решений.
  19. Социально-психологические факторы развития личности.
  20. Социально-психологический анализ гендерных различий .
  21. Социометрический анализ малой группы.
  22. Человек в контексте социальных групп.
  23. Конформность и подчинение.
  24. Ситуационные и диспозиционные переменные при оказании помощи.
  25. Насилие, отображаемое в СМИ, и агрессивное поведение.
  26. Социальные суждения о физической привлекательности.
  27. Групповое давление и самоопределение индивида в группе.
  28. Влияние меньшинства на поведение индивида в группе.
  29. Влияние и уступчивость.
  30. Нормативное и информационное влияние.
  31. Власть и влияние во внутригрупповых отношениях.
  32. Механизмы групповой поляризации.
  33. Социальные и приватные отношения в межличностном общении.
  34. Механизмы социальной фасилитации.
  35. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой активности.
  36. Процессуальные потери в групповой работе.
  37. Мотивационные потери группы.
  38. Аффилиация и социальная поддержка.
  39. Человек как территориальное животное.
  40. Агрессия в межгрупповых отношениях.
  41. Факторы, влияющие на принятие групповых решений.
  42. Кооперация и конкуренция в социальных дилеммах.
  43. Когнитивная адаптация в социуме.
  44. Проявление эмоций как социальный феномен.
  45. Отношения обмена и общности в межличностном взаимодействии.
  46. Просоциальное поведение в отношениях с чужими.
  47. Агрессия в близких межличностных отношениях.
  48. Социальные и личные нормы проявления агрессии.
  49. Агрессия и справедливость.
  50. Межличностные отношения в диадах и триадах.
  51. Аффилиация и аттракция в межличностных отношениях.
  52. Динамика межличностных отношений в группе друзей.
  53. Размер группы и особенности внутригрупповых межличностных отношений.
  54. Группа как система совместной деятельности.
  55. Подчинение приказам и самооправдание.
  56. Особенности коллективной творческой деятельности.
  57. Структура группы.
  58. Статус индивида в группе.
  59. Членство в группе и социальная идентичность.
  60. Роль референтных групп и групп членства в формировании представления о себе.




2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Социологически и психологически ориентированная социальная психология.

2. Развитие социальной психологии на Западе.

3. Развитие социальной психологии в России.

4. Актуальные проблемы социальной психологии.

5. Предмет и задачи социальной психологии.

6. Экспериментальный период в развитии социальной психологии.

7. Влияние ситуации на поведение.

8. Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо.

9. Психологические аспекты подчинения. Эксперимент С. Милграма

10. Эксперимент и корреляционное исследование в социальной психологии.

11. Этические проблемы экспериментирования в социальной психологии

12. Проблема группы в социальной психологии.

13. Представление о социальной группе. Динамика представлений о группе.

14. Классификация социальных групп

15. Значение социальной группы для индивида

16. Структура группы.

17. Групповая динамика

18. Сравнительный анализ характеристик больших и малых групп.

19. Группа и лидер.

20. Групповое давление.

21. Социальное влияние в малых группах.

22. Действия по решению задач в присутствии других (фасилитация и ингибиция).

23. Действия в группах. Классификация задач Стайнера.

24. Действия в группах (социальная леность, боязнь оценки, «безбилетный проезд» и др.).

25. Группа и принятие решений (групповое давление, меньшинство, «сдвиг к риску», поляризация, «огруппленное» мышление).

26. Развитие малой группы (отечественный подход).

27. Развитие малой группы (западные подходы).

28. Концепции группового развития Уманского и Лутошкина.

29. Концепция группового развития Такмана.

30. Концепция группового развития Морланда и Ливайна

31. Особенности групп высокого уровня развития.

32. Концепция деятельностного опосредствования МЛО (психологическая теория коллектива Петровского).

33. Групповая идентификация и сплоченность группы в концепции Петровского.

34. Социально-психологические характеристики высокоразвитых групп

35. Проблема межгрупповых отношений

36. Мотивационный и ситуационный подходы к межгрупповым отношениям

37. Когнитивный подход к межгрупповым отношениям.

38. Группа в условиях межгрупповых конфликтов.

39. Социальное познание: основные закономерности.

40. Агрессивное поведение. Факторы, влияющие на агрессивное поведение. Классификация агрессии.

41. Теории агрессивного поведения: Фрейд, Лоренц, Миллер и Доллард.

42. Теории агрессивного поведения: Берковиц, Зильманн, Бандура

43. Формирование близких межличностных отношений. Потребности, регулирование МЛО.

44. Факторы, влияющие на установление близких межличностных отношений.

45. Сохранение и разрушение близких МЛО. Атрибуция и близкие МЛО

46. Социально-психологические характеристики толпы

47. Динамика толпы.

48. Общение, взаимодействие, совместная деятельность и межличностные отношения. Связь общения и деятельности.

49. Категория «общение» в отечественной психологии.

50. Представление об общении в основных теоретических подходах.

51. Общение и социализация.

52. Агенты, сферы и институты социализации.

53. Процесс социализации.

54. Механизмы, средства и факторы социализации.

55. Концепции социализации.

56. Методы социально-психологического исследования.

57. Корреляционное и экспериментальное исследование.

58. Необихевиоризм в социальной психологии: общая характеристика.

59. Необихевиоризм в социальной психологии: подход Н.Миллера и Д.Долларда.

60. Необихевиоризм в социальной психологии: подход А. Бандуры.

61. Необихевиоризм в социальной психологии: подход Д. Тибо и Г. Келли

62. Необихевиоризм в социальной психологии: подход Дж. Томаса.

63. Когнитивизм в социальной психологии: общая характеристика.

64. Когнитивизм в социальной психологии: теории когнитивного соответствия (общие идеи).

65. Когнитивизм в социальной психологии: подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.

66. Когнитивизм и современная психология социального познания.

67. Психоанализ в социальной психологии: общая характеристика.

68. Психоанализ в социальной психологии: теория группы В. Байона (Биона).

69. Психоанализ в социальной психологии: теория группы В. Бенниса и Г. Шепарда.

70. Психоанализ в социальной психологии: теория В. Шутца.

71. Психоанализ в социальной психологии: природа авторитарной личности.

72. Интеракционизм в социальной психологии: общая характеристика.

73. Интеракционизм в социальной психологии: концепция Дж. Мида.

74. Интеракционизм в социальной психологии: Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма.

75. Интеракционизм в социальной психологии: ролевые теории.

76. Интеракционизм в социальной психологии: теории референтной группы.

77. Интеракционизм в социальной психологии: современные тенденции.

78. Критика в отношении американской социальной психологии.

79. Европейская социальная психология: общая характеристика.

80. Европейская социальная психология: концепция С. Московиси (Московичи).

81. Европейская социальная психология: концепция Г. Тэджфела (Тэшфела).

82. Современная социальная психология: концепции К. Гергена и Р. Харре.

83. Современная российская социальная психология: общая характеристика.

84. Гуманистическое направление в социальной психологии: общая характеристика.

Примеры тестов

1) В исследовании Шерифа, посвященном межгрупповым отношениям, выявлено, что:

a) Конфликт возникает, если одна группы не может достичь цели, пока к ней стремится другая группа;

b) Враждебность к чужой группе неизбежна и универсальна;

c) Возникновение агрессии связано с фрустрацией;

d) Несовместимость целей групп не является необходимым условием межгрупповых конфликтов;

e) На общение между группами влияет «общность судьбы».

2) Возникновение социальной психологии формально связывают с появлением в 1908 году в США двух книг:

a) Оллпорта и Дюркгейма;

b) Джемса и Энджела;

c) Мак-Дауголла и Боринга;

d) Лебона и Богардуса;

e) Мак-Дауголла и Росса.

3) Эксперименты Аша по исследованию конформности показали, что конформность можно уменьшить за счет:

a) Увеличения размера группы;

b) Изменения длины стимулов;

c) Давания единодушных ответов;

d) Давания неединодушных ответов;

e) Изменения гендерного состава группы.

4) Концепция, в которой утверждается, что люди лучше действуют, когда они находятся в контакте с другими людьми, чем когда они действуют в одиночку, называется:

а) Парадокс Лапьера;

b) Концепция социальной фасилитации;

c) Закон Йеркса-Додсона;

d) Теория групповой динамики;

е) Теория социального сравнения.

IX. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Требования к проведению итоговой отчетности

Для очной формы обучения

Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:

· посещение семинарских занятий в полном объеме (в случае пропуска занятия студент должен самостоятельно проработать материал занятия и представить отчет преподавателю);

· выполнение аудиторных практических работ в полном объеме;

· выполнение плановых письменных домашних работ;

· успешное выполнение контрольных работ и тестовых заданий.

Итоговый экзамен включает вопросы по всему учебному материалу и может проводиться как в устной, так и в письменной форме по билетам (каждый билет содержит вопросы теоретического и практического характера).

На экзамене помимо вопросов, указанных в билете, студенту может быть задан дополнительный вопрос.

Требования к проведению итоговой отчетности

Для заочной формы обучения

Студенты заочной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:

· выполнение полного объема самостоятельной работы;

· выполнение и сдача контрольных работ к началу сессии.

До итоговой аттестации контрольные работы должны быть зачтены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Итоговый экзамен включает вопросы по всему учебному материалу и может проводиться как в устной, так и в письменной форме по билетам (каждый билет содержит вопросы теоретического и практического характера).

На экзамене помимо вопросов, указанных в билете, студенту может быть задан дополнительный вопрос.

Ответ студента на вопросы итоговой отчетности оцениваетсяследующим образом:

■ оценка «отлично» ставится, если студент правильно ответил на все вопросы билета и дополнительный вопрос преподавателя;

■ оценка «хорошо» ставится, если студент правильно ответил на все вопросы билета, но не ответил на дополнительный вопрос преподавателя или недостаточно полно ответил на вопросы билета;

■ оценка «удовлетворительно» ставится, если студент правильно ответил на половину вопросов билета и на дополнительный вопрос преподавателя, продемонстрировав пробелы в освоении дисциплины;

■ оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент неправильно (поверхностно, с существенными ошибками) ответил (или не ответил вообще) на вопросы билета и дополнительный вопрос преподавателя.

X. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Учебники, учебные пособия

1.Основная

Наши рекомендации