Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская «Социальная психология малой группы», М.,2009.
1. Лидерство и руководство в малой группе. Основные идеи.
2. Этапы развития малой группы. Двумерные модели.
3. Развитие группы в экстремальных условиях.
4. Модели группообразования Обера, Мабри, Волкова.
5. Модель социализации личности в малой группе Ливайна и Морленда.
6. Механизмы групповой динамики.
7. Структурные характеристики малой группы.
8. Нормативное поведение в группе.
9. Групповая сплоченность.
Р.Бэрон, Н.Керр, Н.Миллер. «Социальная психология группы», СПб,2008
1. Модель групповой активности Стейнера.
2. Теории социальной фасилитации (Зайонц, Коттрел, Бэрон и Сандрес).
3. Теории социальной фасилитации (теория самосознания, теория самопрезентации, теория внимания).
4. Характеристики группы.
5. Мотивационные потери группы.
6. Социальное влияние: теория социального сравнения и конформизма.
7. Модель социального влияния Латане и исследование послушания Милгрэма.
8. Влияние меньшинства и большинства.
9. Социально-комбинационные подходы к принятию группового решения. SDS – модель.
10. Социальные дилеммы. Дилемма двух узников. Кооперация в социальных дилеммах.
Дж.Тернер. «Социальное влияние».СПб,2002
1. Дуалистическая модель нормативного и информационного влияния.
2. 5 основных проблем социального влияния.
3. Субъективная валидность и тестирование реальности.
4. Теория самокатегоризации.
5. Теория социального сравнения.
6. Социальная зависимость и конформность.
7. Теория информационного влияния.
8. Групповое давление в неформальном общении.
К.Ойстер «Социальная психология групп», СПб,2004
1. Характеристики групп.
2. Факторы, влияющие на выбор индивидом группы.
3. Социализация человека в группе.
4. Модели коммуникации.
5. Модели принятия решений.
6. Групповая продуктивность.
7. Влияние в группе: варианты взаимодействия отношения и действия.
8. Модели лидерства.
9. Социальные дилеммы.
Студенты очной и заочной форм обучения составляют конспект одной из монографий, посвященных социально-психологическим проблемам. Варианты представлены выше. Конспект, выполненный от руки, является внеаудиторной контрольной работой для студентов заочного отделения, кроме того, студенты очного отделения участвуют в коллоквиуме по представленным выше вопросам.
VIII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Примерная тематика курсовой работы.
- Конформность как регулятор поведения человека в группе.
- Личный статус индивида в группе.
- Малая группа в социальном окружении.
- Межличностные и межгрупповые отношения.
- Особенности невербального общения
- Ответственность за агрессию.
- Построение образа социальной реальности.
- Проблема референтной группы.
- Проблемы формирования социальной идентичности.
- Психологические проблемы персональной территориальности.
- Психологический анализ этнических стереотипов
- Роль больших и малых групп в социализации.
- Роль общения в формировании социальных установок.
- Роль ситуации в поведении.
- Ситуационные факторы социального взаимодействия.
- Современные проблемы групповой динамики.
- Социальная дилемма во внутригрупповом общении.
- Социальное влияние и индивидуальное принятие решений.
- Социально-психологические факторы развития личности.
- Социально-психологический анализ гендерных различий .
- Социометрический анализ малой группы.
- Человек в контексте социальных групп.
- Конформность и подчинение.
- Ситуационные и диспозиционные переменные при оказании помощи.
- Насилие, отображаемое в СМИ, и агрессивное поведение.
- Социальные суждения о физической привлекательности.
- Групповое давление и самоопределение индивида в группе.
- Влияние меньшинства на поведение индивида в группе.
- Влияние и уступчивость.
- Нормативное и информационное влияние.
- Власть и влияние во внутригрупповых отношениях.
- Механизмы групповой поляризации.
- Социальные и приватные отношения в межличностном общении.
- Механизмы социальной фасилитации.
- Сравнительный анализ индивидуальной и групповой активности.
- Процессуальные потери в групповой работе.
- Мотивационные потери группы.
- Аффилиация и социальная поддержка.
- Человек как территориальное животное.
- Агрессия в межгрупповых отношениях.
- Факторы, влияющие на принятие групповых решений.
- Кооперация и конкуренция в социальных дилеммах.
- Когнитивная адаптация в социуме.
- Проявление эмоций как социальный феномен.
- Отношения обмена и общности в межличностном взаимодействии.
- Просоциальное поведение в отношениях с чужими.
- Агрессия в близких межличностных отношениях.
- Социальные и личные нормы проявления агрессии.
- Агрессия и справедливость.
- Межличностные отношения в диадах и триадах.
- Аффилиация и аттракция в межличностных отношениях.
- Динамика межличностных отношений в группе друзей.
- Размер группы и особенности внутригрупповых межличностных отношений.
- Группа как система совместной деятельности.
- Подчинение приказам и самооправдание.
- Особенности коллективной творческой деятельности.
- Структура группы.
- Статус индивида в группе.
- Членство в группе и социальная идентичность.
- Роль референтных групп и групп членства в формировании представления о себе.
2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Социологически и психологически ориентированная социальная психология.
2. Развитие социальной психологии на Западе.
3. Развитие социальной психологии в России.
4. Актуальные проблемы социальной психологии.
5. Предмет и задачи социальной психологии.
6. Экспериментальный период в развитии социальной психологии.
7. Влияние ситуации на поведение.
8. Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо.
9. Психологические аспекты подчинения. Эксперимент С. Милграма
10. Эксперимент и корреляционное исследование в социальной психологии.
11. Этические проблемы экспериментирования в социальной психологии
12. Проблема группы в социальной психологии.
13. Представление о социальной группе. Динамика представлений о группе.
14. Классификация социальных групп
15. Значение социальной группы для индивида
16. Структура группы.
17. Групповая динамика
18. Сравнительный анализ характеристик больших и малых групп.
19. Группа и лидер.
20. Групповое давление.
21. Социальное влияние в малых группах.
22. Действия по решению задач в присутствии других (фасилитация и ингибиция).
23. Действия в группах. Классификация задач Стайнера.
24. Действия в группах (социальная леность, боязнь оценки, «безбилетный проезд» и др.).
25. Группа и принятие решений (групповое давление, меньшинство, «сдвиг к риску», поляризация, «огруппленное» мышление).
26. Развитие малой группы (отечественный подход).
27. Развитие малой группы (западные подходы).
28. Концепции группового развития Уманского и Лутошкина.
29. Концепция группового развития Такмана.
30. Концепция группового развития Морланда и Ливайна
31. Особенности групп высокого уровня развития.
32. Концепция деятельностного опосредствования МЛО (психологическая теория коллектива Петровского).
33. Групповая идентификация и сплоченность группы в концепции Петровского.
34. Социально-психологические характеристики высокоразвитых групп
35. Проблема межгрупповых отношений
36. Мотивационный и ситуационный подходы к межгрупповым отношениям
37. Когнитивный подход к межгрупповым отношениям.
38. Группа в условиях межгрупповых конфликтов.
39. Социальное познание: основные закономерности.
40. Агрессивное поведение. Факторы, влияющие на агрессивное поведение. Классификация агрессии.
41. Теории агрессивного поведения: Фрейд, Лоренц, Миллер и Доллард.
42. Теории агрессивного поведения: Берковиц, Зильманн, Бандура
43. Формирование близких межличностных отношений. Потребности, регулирование МЛО.
44. Факторы, влияющие на установление близких межличностных отношений.
45. Сохранение и разрушение близких МЛО. Атрибуция и близкие МЛО
46. Социально-психологические характеристики толпы
47. Динамика толпы.
48. Общение, взаимодействие, совместная деятельность и межличностные отношения. Связь общения и деятельности.
49. Категория «общение» в отечественной психологии.
50. Представление об общении в основных теоретических подходах.
51. Общение и социализация.
52. Агенты, сферы и институты социализации.
53. Процесс социализации.
54. Механизмы, средства и факторы социализации.
55. Концепции социализации.
56. Методы социально-психологического исследования.
57. Корреляционное и экспериментальное исследование.
58. Необихевиоризм в социальной психологии: общая характеристика.
59. Необихевиоризм в социальной психологии: подход Н.Миллера и Д.Долларда.
60. Необихевиоризм в социальной психологии: подход А. Бандуры.
61. Необихевиоризм в социальной психологии: подход Д. Тибо и Г. Келли
62. Необихевиоризм в социальной психологии: подход Дж. Томаса.
63. Когнитивизм в социальной психологии: общая характеристика.
64. Когнитивизм в социальной психологии: теории когнитивного соответствия (общие идеи).
65. Когнитивизм в социальной психологии: подход С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда.
66. Когнитивизм и современная психология социального познания.
67. Психоанализ в социальной психологии: общая характеристика.
68. Психоанализ в социальной психологии: теория группы В. Байона (Биона).
69. Психоанализ в социальной психологии: теория группы В. Бенниса и Г. Шепарда.
70. Психоанализ в социальной психологии: теория В. Шутца.
71. Психоанализ в социальной психологии: природа авторитарной личности.
72. Интеракционизм в социальной психологии: общая характеристика.
73. Интеракционизм в социальной психологии: концепция Дж. Мида.
74. Интеракционизм в социальной психологии: Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма.
75. Интеракционизм в социальной психологии: ролевые теории.
76. Интеракционизм в социальной психологии: теории референтной группы.
77. Интеракционизм в социальной психологии: современные тенденции.
78. Критика в отношении американской социальной психологии.
79. Европейская социальная психология: общая характеристика.
80. Европейская социальная психология: концепция С. Московиси (Московичи).
81. Европейская социальная психология: концепция Г. Тэджфела (Тэшфела).
82. Современная социальная психология: концепции К. Гергена и Р. Харре.
83. Современная российская социальная психология: общая характеристика.
84. Гуманистическое направление в социальной психологии: общая характеристика.
Примеры тестов
1) В исследовании Шерифа, посвященном межгрупповым отношениям, выявлено, что:
a) Конфликт возникает, если одна группы не может достичь цели, пока к ней стремится другая группа;
b) Враждебность к чужой группе неизбежна и универсальна;
c) Возникновение агрессии связано с фрустрацией;
d) Несовместимость целей групп не является необходимым условием межгрупповых конфликтов;
e) На общение между группами влияет «общность судьбы».
2) Возникновение социальной психологии формально связывают с появлением в 1908 году в США двух книг:
a) Оллпорта и Дюркгейма;
b) Джемса и Энджела;
c) Мак-Дауголла и Боринга;
d) Лебона и Богардуса;
e) Мак-Дауголла и Росса.
3) Эксперименты Аша по исследованию конформности показали, что конформность можно уменьшить за счет:
a) Увеличения размера группы;
b) Изменения длины стимулов;
c) Давания единодушных ответов;
d) Давания неединодушных ответов;
e) Изменения гендерного состава группы.
4) Концепция, в которой утверждается, что люди лучше действуют, когда они находятся в контакте с другими людьми, чем когда они действуют в одиночку, называется:
а) Парадокс Лапьера;
b) Концепция социальной фасилитации;
c) Закон Йеркса-Додсона;
d) Теория групповой динамики;
е) Теория социального сравнения.
IX. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Требования к проведению итоговой отчетности
Для очной формы обучения
Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:
· посещение семинарских занятий в полном объеме (в случае пропуска занятия студент должен самостоятельно проработать материал занятия и представить отчет преподавателю);
· выполнение аудиторных практических работ в полном объеме;
· выполнение плановых письменных домашних работ;
· успешное выполнение контрольных работ и тестовых заданий.
Итоговый экзамен включает вопросы по всему учебному материалу и может проводиться как в устной, так и в письменной форме по билетам (каждый билет содержит вопросы теоретического и практического характера).
На экзамене помимо вопросов, указанных в билете, студенту может быть задан дополнительный вопрос.
Требования к проведению итоговой отчетности
Для заочной формы обучения
Студенты заочной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:
· выполнение полного объема самостоятельной работы;
· выполнение и сдача контрольных работ к началу сессии.
До итоговой аттестации контрольные работы должны быть зачтены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Итоговый экзамен включает вопросы по всему учебному материалу и может проводиться как в устной, так и в письменной форме по билетам (каждый билет содержит вопросы теоретического и практического характера).
На экзамене помимо вопросов, указанных в билете, студенту может быть задан дополнительный вопрос.
Ответ студента на вопросы итоговой отчетности оцениваетсяследующим образом:
■ оценка «отлично» ставится, если студент правильно ответил на все вопросы билета и дополнительный вопрос преподавателя;
■ оценка «хорошо» ставится, если студент правильно ответил на все вопросы билета, но не ответил на дополнительный вопрос преподавателя или недостаточно полно ответил на вопросы билета;
■ оценка «удовлетворительно» ставится, если студент правильно ответил на половину вопросов билета и на дополнительный вопрос преподавателя, продемонстрировав пробелы в освоении дисциплины;
■ оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент неправильно (поверхностно, с существенными ошибками) ответил (или не ответил вообще) на вопросы билета и дополнительный вопрос преподавателя.
X. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Учебники, учебные пособия
1.Основная