Тема: Развитие малой группы.
Вопросы
1. Формирование и развитие малых групп.
2. Стадии и уровни группового развития.
3. Двухфакторная модель развития группы.
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2008, гл. 13.
Дополнительная:
2. Андреева Г.Г., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М.: Аспект-Пресс, 2002, гл. 4: 2 и 3; гл. 5: 3.
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы - М.: Аспект Пресс, 2009, гл. 2.
4. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007, с. 48-56.
Тема 13
Занятие 10.
Тема: Прикладные проблемы и практические приложения социальной психологии
Вопросы
Статус прикладного исследования в современной науке и его особенности. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.
2. Взаимоотношения социального психолога и заказчика. Проблема социальной и гражданской ответственности исследователя.
3. Методические проблемы прикладных социальных исследований.
4. Основные направления прикладных исследований.
5. Исследование социально-психологических особенностей массовых обществ как актуальная проблема социальной психологии.
Занятие проходит в форме групповой дискуссии.
Литература:
- Жуков Ю.М. Позиция психолога-практика. / В: Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск 10. М., 1998. С.4-15.
3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
4. Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск 10. Прикладные проблемы и практические приложения социальной психологии. М., 1998.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2008, гл. 9, 10.
6. Аронсон Э. Общественное животное. - М.: Аспект Пресс, 1999, гл. 3.
7. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. - СПб.: Питер, 2008, гл. 10.
8. Масионис Дж. Социология. – СПб.: Питер, 2004 гл. 20.
9. Московичи С. Век толп - М.: КСП+, 1999, гл. 2.
10. Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. гл. 19.
11. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007, гл. 19, 20.
V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
Текущая работа | ||
1. | Освоение материала практических занятий | Ответы на вопросы к занятиям. |
2. | Освоение тем самостоятельно | Аудиторная контрольная работа |
Анализ и структурирование информации | Коллоквиум по монографии | |
Освоение тем самостоятельно | тест | |
3. | Подготовка к контрольным работам | Контрольная работа |
Творческая и проблемно-ориентированная работа | ||
4. | Выполнение работы научно-исследовательского характера | Курсовая работа |
VI. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безбилетный проезд»
«Коммунальная» ориентация
«Коммунальные» отношения
Автокинетический эффект
Авторитарная личность
Агрессия
Адаптация
Аддитивная задача
Альтруистическое поведение
Аттракция
Аутгрупповая дискриминация
Аффилиация
Большая группа
Боязнь оценивания
Буферный эффект социальной поддержки
Влияние меньшинства
Гипотеза контакта
Гипотеза фрустрации-агрессии
Групповая динамика
Групповая поляризация
Группомыслие
Дебрифинг
Деиндивидуация
Действенная групповая эмоциональная идентификация
Дизъюнктивная задача
Диффузия ответственности
Избирательность внимания
Имплицитные установки
Ингрупповой фаворитизм
Информационное влияние
Коллектив
Коллективная агрессия
Конверсия
Конкурентная взаимозависимость
Конкуренция
Контрольная группа
Конфедерат
Конформность
Конъюнктивная задача
Кооперативная взаимозависимость
Кооперация
Координационные потери
Малая группа
Межгрупповое поведение
Межгрупповые отношения
Межличностные отношения
Мотивационные потери
Норма взаимности
Нормативное влияние
Отношения обмена
Парадигма минимальных межгрупповых различий
Подчинение
Покорность
Предрассудок
Приверженность
Привязанность
Принуждение
Просоциальное поведение
Процессуальные потери
Психология толпы
Референтная группа
Ситуационный подход
Ситуация с нулевой суммой
Социализация
Социальная группа
Социальная идентичность
Социальная леность
Социальная психология
Социальная установка
Социальная фасилитация
Социальное сравнение
Социальный стереотип
Социокогнитивный конфликт
Социология
Социометрия
Сплоченность
Структура группы
Сценарий эксперимента
Теория передачи возбуждения
Теория привязанности
Теория справедливости
Толпа
Ценностно-ориентационное единство
Эксперимента
Эмпатия
Эффект общего знания
VII.СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Цель самостоятельной работы – полное и глубокое освоение содержания изучаемой дисциплины, реализация задач, сформулированных во вводной части УМК.
Дисциплина не будет освоена, если студент ограничится посещением лекций и составлением их конспекта. Изучение (включая конспектирование) всей литературы из основного списка является обязательным. Изучение вопросов, вынесенных на семинарские, требует ориентации в более широком круге литературных источников, включенных в дополнительный список. Студенты заочного отделения так же, как и студенты очной формы обучения, осваивают темы семинарских занятий, работают с исследовательскими методиками, готовят письменные ответы на поставленные на занятиях вопросы. Студенты могут рассчитывать на консультативную помощь преподавателя.
Все этапы и формы самостоятельной работы студентов очной формы обучения контролируются преподавателем, успешное выполнение работы является условием допуска к экзамену. Самостоятельная работа студентов заочного отделения контролируется выборочно, в соответствии с учебным планом, однако в билеты итогового экзамена включаются все вопросы, вошедшие в программу дисциплины, в том числе и вопросы, которые изучаются самостоятельно.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы
Для создания курсовой работы студент выбирает тему из предложенного списка, согласуя ее с преподавателем, либо работает над темой, предложенной преподавателем. В работе над темой выделяются следующие этапы:
· Изучается материал и подходы к исследуемому вопросу в учебниках и учебных пособиях, приведенных в библиографическом списке (не менее 5 базовых учебников), литературные источники тщательно реферируются, проводится анализ и систематизация материала и создается собственная рабочая теоретическая модель исследуемого явления или процесса.
· Составляется библиографический список статей из научных периодических изданий, посвященных изучаемому вопросу. Необходимо найти не менее 6 статей в таких изданиях как «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ» (серия «Психология»), «Социологические исследования» за несколько последних лет. Статьи изучаются, анализируются и на их материале пишется вторая глава курсовой работы с аналитическим обзором особенностей эмпирических подходов, описанием экспериментальных схем и полученных результатов.
· Изучаются методические рекомендации по разработке программы научного исследования в социальной психологии (см., например, Социальная психология. Практикум. / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006, гл. 1; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007, , гл. 2) и разрабатывается программа собственного исследования одного из аспектов изучаемой темы.
· Письменный текст работы, состоящий из трех глав, введения с постановкой проблемы и Приложением, куда помещаются подобранные или разработанные методики, и оформленный в соответствии с нормами, опубликованными в «Методических рекомендациях по написанию курсовой и дипломной работ» представляется преподавателю, который принимает решение о допуске работы к защите.
· Происходит публичная защита курсовой работы, в процессе которой студент выступает с 7-минутным докладом и отвечает на вопросы членов комиссии.
- Установки и личные воспоминания.
- Я-концепция и когнитивный диссонанс.
- Самооценка и личные этические нормы.
- Особенности атрибуции «деятелей» и «наблюдателей».
- Когнитивный диссонанс и самовосприятие.
- Атрибуции при единичном и многократных наблюдениях.
- Атрибуции в близких межличностных отношениях.
- Установки и атрибуция.
- Детерминанты установок.
- Процесс формирования убеждений.
- Установки и поведение.
Успешная защита курсовой работы служит допуском к экзамену по дисциплине «Социальная психология». Процесс работы проходит под руководством преподавателя, с которым студент консультируется на разных этапах разработки темы.
Рекомендации к выполнению аудиторных контрольных работ.
Аудиторная контрольная работа посвящена проверке знаний научных терминов или персоналий. Студенты под диктовку преподавателя записывают несколько десятков терминов, входящих в понятийный минимум дисциплины (1), или несколько десятков фамилий психологов (2).
1.Задача:
- дать определение термина,
- написать, к какой теме курса он относится,
- как и кто исследовал это явление или процесс.
2.Задача сообщить как можно больше сведений об авторе:
- имя, годы жизни,
- какими научными проблемами занимался,
- вклад в науку (научная теория, гипотеза, модель эксперимента, научные факты и т.д.).
Рекомендации к выполнению докладов.
Основная тематика индивидуальных и групповых докладов и выступлений связана с содержанием семинарских занятий и отражена в разделе «Программа практических занятий».
Требования к докладу: устный 15-ти минутный обзорный доклад, подготовленный студентом или группой студентов на базе литературных источников, рекомендованных к изучению (см. раздел X), либо обобщающий результаты групповой работы.
1. Примерные задания для самостоятельной работы, письменных и внеаудиторных контрольных работ
Студенты письменно составляют классификацию современных теоретических направлений в социальной психологии по следующей схеме:
· Название теоретического направления,
· Основные представители,
· Суть научных принципов,
· Представление о человеке, сложившееся в этом направлении,
· Представление о социальном и межличностном взаимодействии,
· Объект исследовательского внимания,
· Эмпирические исследования, эксперименты и полученные с их помощью данные,
· Основной вклад в социальную психологию.
Работа должна быть представлена в рукописном виде в тетради для самостоятельной работы, содержать ссылки на используемую литературу. Эта работа является внеаудиторной письменной работой для студентов дневной формы обучения и плановой контрольной работой для студентов заочного отделения.
2. Примерные вопросы для подготовки к коллоквиумам по прочитанной литературе.