Тема 9 (работа 2). Установки и восприятие социальных объектов.
Вопросы
1. Какие функции выполняют установки индивида? Приведите примеры для каждой функции установки.
2. В каком смысле структура установки может быть более или менее согласованной?
3. Каким образом установки в отношении объектов и установки в отношении других людей соотносятся в сознании индивида?
4. При каких условиях поведение, противоречащее установке, может привести к ее изменению?
5. При каких условиях установки успешно предсказывают поведение?
Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.
Литература
1. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003, гл. 8. 13.
2. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 8.
3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.:КСП+, 1999, с. 100-119.
Тема 10. Научные понятия и «психология здравого смысла».
Студенты, готовясь к занятию, знакомятся со статьей С. Московиси и М. Хьюстона «От науки – к здравому смыслу», анализируя основные идеи. Далее, пользуясь предложенной в статье схемой для сравнения информативного и репрезентативного мышления, которую они получают в виде раздаточного материала, они анализируют ряд статей, посвященных проблемам социального познания, опубликованных в научных и научно-популярных журналах. Цель этого анализа – найти признаки информативного и репрезентативного мышления в исследуемых текстах.
Сравнение информативного и репрезентативного мышления
Информативное мышление | Репрезентативное мышление |
Понятия и знаки | Образы и символы |
Эмпирическая валидность | Валидность, основанная на консенсусе |
Господствует «как ?» | Господствует «почему?» |
Фиксированные типы выводов | Выбор типа выводов свободный |
Ограничение последовательности мыслительных актов | Гибкая последовательность мыслительных актов |
Использование определенных синтаксических форм | Свободный выбор синтаксических форм |
Вопросы:
1. В чем отличие научного мышления от обыденного мышления
2. Почему эти два вида мышления отличаются друг от друга?
3. Какие характеристики должны доминировать в научном тексте?
4. Какие функции выполняют эти характеристики?
Литература
1. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. гл. 12. 13, 14.
V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
Текущая работа | ||
1. | Освоение материала практических занятий | Ответы на вопросы к занятиям. |
2. | Освоение тем самостоятельно | Аудиторная контрольная работа «Словарь терминов» |
3. | Освоение тем самостоятельно | Контрольная (аудиторная) работа (проверка уровня усвоения знаний) |
4. | Анализ и структурирование информации | Проверка конспектов литературы, включенной в обязательный список |
Поиск, анализ, структурирование информации | Отчет по заданиям по построению теоретических схем анализа социально-когнитивных проблем и планированию эмпирических исследований | |
5. | Освоение тем самостоятельно | Тест |
.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной и заочной форм обучения
Цель самостоятельной работы – полное и глубокое освоение содержания изучаемой дисциплины, реализация задач, сформулированных во вводной части УМК.
Дисциплина не будет освоена, если студент ограничится посещением лекций и составлением их конспекта. Изучение (включая конспектирование) всей литературы из основного списка является обязательным. Изучение вопросов, вынесенных на семинарские и практические занятия, требует ориентации в более широком круге литературных источников, включенных в дополнительный список. Студенты заочного отделения так же, как и студенты очной формы обучения, осваивают темы семинарских занятий, работают с исследовательскими методиками, готовят письменные ответы на поставленные на занятиях вопросы. Студенты могут рассчитывать на консультативную помощь преподавателя.
Все этапы и формы самостоятельной работы студентов очной формы обучения контролируются преподавателем, успешное выполнение работы является условием допуска к экзамену. Самостоятельная работа студентов заочного отделения контролируется выборочно, в соответствии с учебным планом, однако в билеты итогового экзамена включаются все вопросы, вошедшие в программу дисциплины, в том числе и вопросы, которые изучаются самостоятельно.
2.Примерные задания для самостоятельной работы
1. Основным направлением самостоятельной работы является конспектирование всех литературных источников, включенных в список основной литературы, и ряда текстов из списка дополнительной литературы, обозначенных в программе семинарских занятий. Конспекты составляются в тетради для самостоятельной работы и периодически проверяются преподавателем.
2. Кроме этого, студенты выполняют отчеты, посвященные анализу данных эмпирических исследований (см. Раздел 4).
3. Одним из заданий является составление глоссария по всем темам курса по схеме:
ü термин
ü все известные определения
ü автор определения
ü ссылки на источник информации.
4. Еще один тип заданий - составление сводных таблиц. Пример такого задания помещен ниже.
Задание №1_. Составление и заполнение таблицы по теме
«Научные гипотезы и теории атрибуции»
Студенты письменно составляют классификацию теорий и гипотез, с помощью которых интерпретируются особенности процесса каузальной атрибуции, по следующей схеме:
Ø Название теории
Ø Автор
Ø Суть теории
Ø Схема эмпирического исследования
Ø Полученные данные.
Все работы должны быть представлены в рукописном виде в тетради для самостоятельной работы, содержать ссылки на используемую литературу. Эти работы являются внеаудиторными письменными работами для студентов дневной и заочной форм обучения.
VII. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Ассимиляция – тенденция, проявляющаяся в процессе изменения установки и состоящая в том, что реципиент воспринимает позицию коммуникатора как более близкую к своей собственной позиции, чем это есть в действительности.
Атрибутивная предрасположенность в пользу своего «Я» - тенденция человека считать, что положительные моменты его поведения определены внутренними ресурсами, а негативные обусловлены внешними обстоятельствами.
Аттитюд (социальная установка) – психологическая тенденция, проявляющаяся в оценке некоторого социального объекта с известной долей одобрения или неодобрения.
Аттитюдная избирательность – тенденция к избирательному вниманию, переработке и запоминанию информации, соответствующей установке индивида.
Вера в справедливость мироустройства - общее представление, что в целом люди получают то, что заслуживают.
Групповое сознание – представление об надындивидуальной природе и независимости коллективного разума группы.
Заметность («выпуклость») – отличительные признаки персоны относительно контекста
Иллюзорная корреляция – переоценка значимости связи между обычно не связанными переменными, возможная когнитивная основа стереотипа.
Имплицитные установки – оценочные тенденции, которые могут влиять на поведение и суждения субъекта, хотя он не осознает этого.
Категория– объединение двух или более объектов, рассматриваемых сходным образом.
Каузальная атрибуция – процесс умозаключения, посредством которого наблюдатели приписывают некий эффект одной или более причинам.
Когнитивный диссонанс – центральное понятие теории когнитивного диссонанса Фестингера. Отрицательно эмоционально окрашенное состояние активации, обусловленное наличием когниций, не совместимых друг с другом.Такое состояние побуждает субъекта уменьшить переживаемый диссонанс, делая когнитивные структуры более согласованными.
Ошибки атрибуции – тенденции в приписывании причин поведения, не совпадающие с законами формальной логики.
Предрассудок (предубеждение) – уничижительная установка или набор установок в отношении всех или большинства членов группы.
Принцип ковариации – по теории каузальной атрибуции Келли субъект, мотивированный и располагающий временем, может осуществить атрибуции, наблюдая согласованность изменений события и его возможной причины.
Принцип обесценивания – предполагает, что роль данной причины в возникновении события снижается, если существуют другие «правдоподобные» объяснения.
Проверка социальной гипотезы – проверка предположений в ходе социально мотивированных процессов внимания, поиска информации, логического рассуждения и запоминания (часто избирательного).
Прототип – то, что наиболее точно характеризует категорию.
Различия между деятелем и наблюдателем – положение, согласно которому люди, выполняющие какое-либо действие, приписывают причины своего поведения внешним условиям, а те, кто за ними наблюдает, - устойчивым личностным чертам.
Самореализующееся пророчество – исходно ошибочное убеждение приводит к заложенному в нем результату.
Самоэффективность– представления индивида о своей способности выполнять определенные действия.
Социальная идентичность – представление человека о том, кем он является, определяемое членством в группах.
Социальное сравнение – сравнение собственного поведения с поведением других людей с целью оценки его точности и адекватности.
Социальные представления – представления, разделяемые многими членами общества, включают в себя как информацию, так и ее преобразования.
Стереотип – убеждения относительно личностных черт и поведения представителей определенной социальной группы.
Структура установки – отображения установки в памяти, такие как полярность, размерность и степень согласованности ее отдельных компонентов.
Сценарий – структура знания, отображающая типичный способ поведения в определенной ситуации.
Теория самовосприятия Бема – индивиды приходят к пониманию своих установок посредством атрибутивных суждений, так же, как и внешний наблюдатель.
Теория самокатегоризации – подчеркивает влияние Я-определений различной степени абстрактности (индивидуальный, групповой, общечеловеческий уровни) на суждения и поведение.
Теория структурного баланса Хайдера – предполагает, что индивиды стремятся к поддержанию и восстановлению равновесия между своими знаниями. Используется для объяснения отношений между сходством установок и межличностными симпатиями.
Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность наблюдателя недооценивать роль ситуативных факторов и переоценивать роль личности в поведении.
Функция поддержания самооценки – рассмотрение себя как связанного с чем-то положительным и не связанного с чем-то отрицательным.
VIII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Теоретические предпосылки психологии социального познания: схема теоретических источников, основные представители.
2. Схема социально-перцептивных процессов.
3. Межличностное восприятие и социальное познание. Рефлексивная структура межличностного восприятия Холмса.
4. Типология субъектов социального познания.
5. Почему социальное познание называется социальным?
6. Теоретические источники теорий когнитивного соответствия.
7. Теория структурного баланса Хайдера.
8. Теория коммуникативных актов Ньюкома
9. Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума.
10. Теория когнитивного диссонанса Фестингера.
11. Диссонанс и принятие решений.
12. Сравнительный анализ теорий когнитивного соответствия.
13. Понятие психологики, закономерности психологики.
14. Атрибуция как переход от восприятия к познанию.
15. Логический путь приписывания причин (Джонс и Дэвис, Келли).
16. Факторы, влияющие на атрибутивные процессы.
17. Каузальная атрибуция: основные теоретические представления.
18. Ошибки атрибуции.
19. Тенденции атрибутивного процесса.
20. Социальная атрибуция. Теории социальной атрибуции.
21. Социальная категоризация. Эвристики.
22. Эмоции и когнитивные процессы.
23. Роль аттитьюдов в перцептивных процессах.
24. История исследований установок.
25. Установки и поведение.
26. Структура и функции социальных установок.
27. Аттитюдные системы.
28. Подходы, ииследующие связь аттитюдов и поведения.
29. Теории, объясняющие изменение установок.
30. Перцептивная защита.
31. Социальный контекст социального познания: социальный консенсус.
32. . Социальные нормы, ценности и социальное познание.
33. Социальная идентичность.
34. Теория социальных представлений.
35. Общество, коммуникации и социальные представления.
36. Структура и функции социальных представлений.
37. Сравнительный анализ теорий социальной идентичности и социальных представлений.
38. Временная идентичность.
39. Средовая идентичность.
40. Социальный конструкционизм.
41. Модель социальных влияний. Социальные институты.
42. Социально-психологические аспекты социализации.
43. Особенности процесса социализации.
44. Агенты и механизмы социализации.
45. Изменения в обществе и социально-когнитивные процессы.
46. Мотивация формирования и изменения представления о себе.
47. Структура и функции Я-концепции.
48. Самоотношение как элемент Я-концепции.
49. Самоэффективность и самооправдание.
50. Я-концепция и межличностные отношения.
Примеры тестов для проверки знаний
1) Хайдер ассоциируется с:
a) Теорией социальной установки;
b) Стратометрической концепцией:
c) Теорией баланса;
d) Ролевой теорией;
e) Теорией развития группы.
2) Теория каузальной атрибуции предполагает, что:
a) Похожие личности привлекают друг друга, независимо от культурных причин;
b) Профессиональные психологи являются лучшими судьями характера и поступков других людей;
c) Люди. Облеченные властью, в случае опасности склонны помогать людям, имеющим более низкий социальный статус;
d) Человек склонен преувеличивать различия между своей и чужой группой;
e) Наблюдатель и участник события по-разному интерпретируют его;
3) Фраза «Мы постепенно научаемся любить то, что вынуждены терпеть» является иллюстрацией:
a) Когнитивной теории эмоций;
b) Теории когнитивного диссонанса;
c) Психологической теории коллектива;
d) Социальной дилеммы;
e) Принципа ковариации.