Тема 6. Эмоции и социальная перцепция.
Классические представления об эмоциях. «Центральные» и «периферические» теории эмоций. Теория Джемса-Ланге. Эмоция как социально-психологический конструкт. Компоненты эмоции: чувство, физиологическая реакция, экспрессивные движения. Эмоция и настроение. Когнитивная оценка как компонент конструкта эмоции. Эмоции и поведение. Функции эмоций. Эволюционное значение эмоций. Представление об эмоциях как о социальной сигнальной системе. Эмоции и изменчивость поведения. Роль эмоций в переработке информации. Место эмоций в регуляции социального поведения. Процесс вызывания эмоции. Когнитивная теория эмоций С. Шехтера: восприятие повышения уровня активации симпатической нервной системы и когнитивные процессы, связанные с интерпретацией ситуации в свете прошлого опыта индивида как факторы, вызывающие определенную эмоцию. Экспериментальная проверка теории Шехтера: эксперимент Шехтера и Сингера. Современные теории когнитивной оценки. Роль оценочных действий в коррекции эмоциональной реакции. Представление Р. Лазаруса о превичной и вторичной оценке события, вызывающего эмоцию (транзактная модель возникновения эмоций). Важность понимания механизмов оценки, предшествующей эмоции, для объяснения культуральных различий в эмоциях и их выражении. Переживание вины и стыда в коллективистских и индивидуалистических культурах. Паттерны реакций для разных типов эмоций. «Прикрепление вербальных ярлыков» к эмоциональным состояниям. Управление эмоциями. Эмоция как механизм, служащий связующим звеном между мотивацией, познанием и поведением в социальном контексте.
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 5.
2. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 6.
Дополнительная:
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. с. 112-120.
4. Гозман Л.Я. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования. // Социальная психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. /Составители Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: МГУ, 1998. с. 103-114.
5. Перспективы социальной психологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.гл. 9.
Доступность литературы: № 1 – 5 - методкабинет
Тема 7. Феномен атрибуции.
Тенденция поиска объяснений своего поведения и поведения других людей. Понятие каузальной атрибуции. Представление Ф. Хайдера об атрибуции как составной части «психологии здравого смысла». Место атрибуции в поведении «наивного наблюдателя». Разграничение диспозиционной, личностной, «внутренней» и ситуационной, «внешней» причины. Склонность наблюдателя игнорировать особенности ситуации и связывать поведение с внутренними причинами.
Логический путь приписывания причины поведения. Теория корреспондентного выведения Э. Джонса и К. Дэвиса. Вывод из эксперимента Джонса, Дэвиса и Гергена об усилении мотивации к приписыванию причин в случае отступления наблюдаемого поведения от ролевых требований. Теория каузальной атрибуции Г. Келли (модель ANOVA). Атрибуции, основанные на многих наблюдениях: принцип ковариации. «Каузальное пространство» Келли. Атрибуции, основанные на единичном наблюдении: принцип конфигурации (теория каузальных схем). Использование когнитивных схем (причинные схемы). Принципы обесценивания и усиления.
Ошибки атрибуции. Понятие «сверхатрибуции» (фундаментальная ошибка атрибуции). Условия возникновения сверхатрибуции: «ложное согласие», неравенство возможностей, большее доверие к фактам. Чем к суждениям, легкость построения ложных корреляций, игнорирование информационной ценности неслучившегося. Первичность личностных атрибуций по сравнению с ситуационными. Атрибутивные тенденции и социокультурные нормы. Вариативность атрибутивных тенденций: представление об уровне субъективного контроля. Тенденции приписывания причины участником события и наблюдателем. Эксперимент М. Стормза. Мотивационные причины атрибутивных искажений: установка на самооправдание. Самоосуждение как форма установки на самооправдание. Процесс каузальной атрибуции. Атрибутивные процессы во внутригрупповых и межгрупповых отношениях. Представление о социальной атрибуции. Прикладные аспекты исследования каузальной атрибуции.
Литература
Основная:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 3.
2. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. гл. 7.
Дополнительная:
3. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности / Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987.
4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. с. 125-145.
5. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер,2005 с. 99-129.
6. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 гл. 15.
7. Росс Л., Нисбетт Р., Человек и ситуация. - М.: Аспект Пресс, 1999, гл. 5.
8. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. гл. 11.
9. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.123-135.
10. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. с.82-84.
Доступность литературы: № 1-10 – методкабинет