Учебные материалы и практические разработки
НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направлений подготовки – | 030300 Психология |
профиль | Социальная психология |
квалификация (степень) – | бакалавр |
формы обучения – | очная, заочная |
Разработчики: Бусыгина Инна Сергеевна Д-р.психол.н., доцент Николаева Елена Юрьевна ст. преподаватель |
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _______________________И. К. Кощеева 12 сентября 20102 г. СОГЛАСОВАНО: Декан факультета социальной психологии ____________________Е. Б. Перелыгина 12 сентября 2012г.. |
ПРИНЯТО: Ученым советом факультета социальной психологии РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры социальной психологии № 1 от 10 сентября 2012г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© И.С.Бусыгина, Е.Ю.Николаева 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины «Педагогическая психология»составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению 030300 «Психология».
Дисциплина относится к базовойчастипрофессиональногоцикларабочего учебного плана.
Форма обучения | очная |
Учебный семестр | VI |
Трудоемкость дисциплины Аудиторная работа: (в том числе, интерактивные занятия – _8_ (час.))[1]: Лекций Практические занятия Самостоятельная работа: Текущая, творческая, проблемно- ориентированная | 3 ЗЕТ 108 час., в том числе 48 час. 16 час 32 час. 60 час. |
Вид итогового контроля Экзамен | В VI семестре |
Форма обучения | заочная |
Учебный семестр | VII |
Трудоемкость дисциплины Аудиторная работа: (в том числе, интерактивные занятия – __3_ (час.)): Лекций Практические занятия Самостоятельная работа: Текущая, творческая, проблемно- ориентированная | 3 ЗЕТ 108 час., в том числе 12 час. 4 час 8 час. 96 час. |
Контрольная работа | 1 в VIII семестре |
Вид итогового контроля Экзамен | в VIII семестре |
I. общая характеристика дисциплины
1. Требования к уровню подготовки
Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями:
- воспринимать, обобщать, анализировать предоставляемую информацию, уметь работать с информацией самостоятельно,
профессиональными компетенциями
- обладание знаниями основ общей психологии;
- наличие представления об основных предметных областях психологии;
- умение ориентироваться в различных подходах к пониманию личности;
- обладанием знаниями основ возрастной психологии.
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
Общекультурные:
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач, понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- восприятие личности другого, эмпатии, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей (ОК-7)
Общепрофессиональные:
- реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
- понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- выбор магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
В результате освоения компетенций студенты:
Знают:
- основные концепции образовательного процесса и его психологические основания;
- основные характеристики различных компонентов учебной деятельности;
- основные характеристики педагога и обучаемого как субъектов образовательного процесса;
- психологические основы педагогической деятельности;
- психологические принципы воспитания в образовательном процессе.
Умеют
-выявлять критериев обучаемости;
- дифференцировать и сопоставлять категорий знания, умения, навыки;
- самостоятельно определять педагогические методы и модели на основе полученных теоретических знаний;
- анализировать конкретные ситуации и проблемы психолого-педагогического общения;
- анализировать конфликты в психолого-педагогическом процессе, предлагать пути выхода из него;
- определять стили педагогического общения, их «сильные» и «слабые» сторон.
Владеют
- навыками диагностики педагогических способностей;
- навыками анализа психолого-педагогических источников
- навыками критического анализа педагогических технологий с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности.
Технологии обучения
В преподавании используются следующие технологии и методы активного обучения: командная работа, работа в малых группах, проблемное обучение – дискуссии на основе реализации методов «майевтики» и «диалога».
II. Распределение часов ДИСЦИПЛИНЫ
По темам и видам работ
Учебно-тематический план занятий
студентов очного отделения)
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Теоретико-методологические основы педагогической психологии. | |||||
Психология обучения. Понятие образования и обучения. Традиционная и инновационная схемы обучения. | |||||
Соотношение обучения и развития. Законы обучения. Деятельностный подход в педагогической психологии. | |||||
Психология деятельности обучения. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности. Психология понимания. | |||||
Научное знание. Психологическое знание, его специфические особенности. Логика построения психологического знания и психологического образования. | |||||
Основы когнитивной психологии. | |||||
Субъекты образовательного процесса. | |||||
Проблемное поле современной педагогической психологии. | |||||
ИТОГО |
Учебно-тематический план занятий
студентов заочного отделения
№ | Наименование разделов и тем курса | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия. | ||||
Теоретико-методологические основы педагогической психологии. | - | ||||
Психология обучения. Понятие образования и обучения. Традиционная и инновационная схемы обучения. | |||||
Соотношение обучения и развития. Законы обучения. Деятельностный подход в педагогической психологии. | |||||
Психология деятельности обучения. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности. Психология понимания. | - | ||||
Научное знание. Психологическое знание, его специфические особенности. Логика построения психологического знания и психологического образования. | - | - | |||
Основы когнитивной психологии. | - | - | |||
Субъекты образовательного процесса. | |||||
Проблемное поле современной педагогической психологии. | - | - | |||
ИТОГО |
III. СТРУКТУРА И Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема дисциплины | Содержание темы в дидактических единицах |
Тема 1. Теоретико-методологические основы педагогической психологии. | Подходы к определению педагогической психологии (В.А.Крутецкий, Т.В. Габай, Л.И.Божович, И.А. Зимняя, В.В. Двыдов). Взаимосвязь педагогики с психологией. Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии. История становления, теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования (теория учения Платона, Руссо, психологические основы образования и воспитания Честерфилда, теория Ушинского, Толстого, Макаренко, современные теории интегративного обучения, становление педагогической психологии в России). Педология. Предмет и задачи педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии. Основные задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике. Проблема методов педагогической психологии. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований. Суть формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, метод активного формирования психики. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Виды экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент; коллективное экспериментальное обучение. Основные черты методики экспериментального обучения. Достоинства формирующего эксперимента. Основные результаты применения формирующего эксперимента в педагогической психологии Система базовых понятий педагогической психологии. | |
Тема 2. Психология обучения. Понятие образования и обучения. Традиционная и инновационная схемы обучения. | Понятие обучения, образование. Традиционная схема обучения. Виды обучения: развивающее, личностно-ориентированное, контекстное, витагенное, позиционное. Инновационная схема обучения Психологический анализ развивающихся функций традиционной и инновационной стратегии организации образования. Обучение в контексте основных направлений современной психологии: бихевиористский, ассоциативный, личностно – деятельностный, гештальт подходы. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе. Различные подходы к определению научения (Л.Б.Ительсон, И.А.Зимняя, К.К.Платонов, Н.Ф.Талызина, Р.С.Немов). Различные подходы к определнию учения (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов). Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту). Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования. Соотношение понятий: научение, учение, обучение. Проблемы теории научения. Типы научения. Виды научения. Теории научения (ассоциативные, условно-рефлектоные, операциональные, знаковые). Бихевиоральные законы наученя в педагогической психологии. Научение: виды научения у человека – импритинг, условно-рефлекторное научение, викарное научение, вербальное научение; механизмы научения у человека – формирование ассоциаций, повторение, различение, обобщение, инсайт, творчество. Учебные мотивы. Мотивация достижения успеха. Проблема мотивации достижения успеха. Мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Стремление к достижению успеха (Ф. Хоппе), "мотив достижения" (Д. Макклелланд). Теория мотивации достижения Аткинсона. Изучение мотивации достижения успеха в отечественной психологии. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева. Мотивация достижения (в понимании М. Ш. Магомед-Эминова). Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Способы самоконтроля у людей с мотивом стремления к успеху и с мотивом избегания неудачи. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе. Феномен "обученной беспомощности" (М. Селигман). Беспомощность и самооценка. Сферы беспомощности. | |
Тема 3 Соотношение обучения и развития. Законы обучения. Деятельностный подход в педагогической психологии. | Проблемы обучения и психического развития. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Диалог Л.С.Выготского и Ж.Пиаже. Законы обучения Л.С.Выготского (понятие ЗБР). Становление деятельностного подхода в современной педагогической психологии. Деятельностная теория как основное направление современной концепции образования. Походы к определению обучения (К.К.Платонов, П.И.Пидкасистый, Н.Ф.Талызина, И.А.Зимняя, И.Ф.Харламов). Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Основные линии психического развития в учебном процессе. Основные тенденции психического развития в учебном процессе. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического развития (УАР, ЗБР). Обучаемость: виды, уровни, проявления. Факторы обучаемости. Основные положения изучения личностного развития каждого ученика. | |
Тема 4 Психология деятельности обучения. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности. Психология понимания. | Психология деятельности обучения. Общая характеристика учебной деятельности: предметное содержание, средства и структура учебной деятельности. Трактовки понятия «учебная деятельность». Уровневый анализ учебной деятельности. Проблемы теории учебной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Предметное содержание и свойства учебной деятельности. Этапы решения учебной задачи. Виды и этапы усвоения учебных действий. Учебная мотивация: характеристика как психологической категории, приемы формирования позитивной мотивации, познавательный интерес. Виды учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая; непосредственная, опосредованная; сообщение, обобщение. Усвоение знаний как центральное звено учебной деятельности: общая характеристика, стадии усвоения, критерии усвоения. Формирование понятий. Обучение умениям: понятие умения; условия формирования умений – распознавание типа задачи, установка, представление ситуации в целом, использование предшествующего опыта. Условия и пути формирования навыков: пробные попытки и отбор, осмысливание цели; расчлененный показ, детальный инструктаж, применение карточек, тренажеров, проговаривание. Факторы, влияющие на успешность усвоения: личностные, дидактические, методические. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Стили обучения. Умение учиться. Основные категории герменевтики. | |
Тема 5 Научное знание. Психологическое знание, его специфические особенности. Логика построения психологического знания и психологического образования. | Научное знание: строение, особенности, виды, характеристики; функции основных видов научного знания. Знание гуманитарное и естественнонаучное. Теоретическое знание, эмпирическое: общая характеристика. Психологическое знание, его специфические особенности. Логика построения психологического знания и психологического образования. Личностно ориентированная концепция подачи научного и психологического знания. Инноватика концепции – личность как цель образования. Технологическое обеспечение личностно ориентированного образования. | |
Тема 6 Основы когнитивной психологии. | Исторический анализ возникновения и развития когнитивной психологии. Психология мышления как основа когнитивной психологии. Концепции латерального и критического мышления как альтернативные ветви психологии познания. Когнитивное обучение – понятие, основные формы. Обучение критическому (латеральному, творческому) мышлению. Психология креативности. Традиционная модель организации процесса познания и усвоения социокультурного опыта и ее когнитивные модификации. | |
Тема 7 Субъекты образовательного процесса. | Категория субъекта. Специфические особенности субъектов образовательного процесса. Личность педагога – психологические характеристики. Виды деятельности педагога как субъекта образовательного процесса: обучающая, воспитывающая, научно-исследовательская, учебная, проектировочная. Педагогическая деонтология. Модульное представление профессиональной компетенции педагога (по А.К. Макаровой). Смысловой барьер между педагогом и обучаемым. Причины возникновения смыслового барьера. Уровни продуктивности деятельности педагога Стили педагогической деятельности. Характеристика индивидуального стиля деятельности педагога. Профессиональная позиция педагога. Дефекты личности педагога. Синдром эмоционального сгорания педагога. Схема психологического анализа педагогического опыта. Комплексный анализ урока. Психологические особенности способности к обучению на разных возрастных этапах. Обучаемость как характеристика субъектов учебной деятельности. Возрастные психологические и социальные специфические особенности обучаемых: младший школьник; младший, средний и старший подросток; младший юношеский возраст; студенты. Условия успешного взаимодействия с обучаемыми разных возрастных этапов в образовательном процессе. Личность психолога. Составление профессиограммы | |
Тема 8 Проблемное поле современной педагогической психологии. | Кризис педагогической психологии. Исторические вехи и переломные моменты науки. Проблемы развития психолого-педагогической науки Основные проблемы педагогической психологии сегодня. Соотношение обучения и развития. Обучение взрослых. Проблематика активных методов обучения. Оценка результатов обучения. Проблемы оценки – отсроченность результатов, неочевидность результатов и др. Бизнес-обучение. Ошибки педагогического общения. Провокации. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении, подчинение; должностная инструкция и варианты контракта педагога-психолога. Функционал, выполняемый педагогом-психологом; диагностический, консультационный, коррекционный аспекты. |
IV. СОДЕРЖАНИЕ практических ЗАНЯТИЙ.
Занятие № 1.Теоретико-методологические основы педагогической психологии.
В ходе занятий студенты:
Овладеют основными понятиями педагогической психологии.
Вопросы:
1. Место педагогической психологии среди человековедческих наук.
2. Объект, предмет, структура педагогической психологии.
3. Психологические течения, оказавшие влияние на развитие педагогической психологии.
4. Этапы развития педагогической психологии
Рекомендация:
В ходе занятий проводится «круглый стол» для обсуждения основных категорий педагогической психологии: образование, содержание образования, обучение, воспитание, социализация, индивидуальность, адаптация, социальный опыт, учение, учебная деятельность, приобретение опыта, усвоение социального опыта, навык, знания, умения, педагогические способности).
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. М., 1997.
2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологичеких понятий. – М., 1984.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995
4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
Занятие № 2. Взаимосвязь процессов обучения и развития психики
В ходе занятий студенты:
Приобретут понимание взаимосвязи процессов обучения и развития психики
Вопросы:
1. Понятие развития в педагогической психологии.
2. Развитие психики в норме и патологии
3. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития – Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев.
4. Принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития.
5. Взаимосвязь развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания).
Рекомендации: В ходе занятий студенты представляют подготовленные доклады.
Литература:
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М., 2002.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
4. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 2000.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы
(для очной и заочной форм обучения)
1. Прочитать и дайть анализ первоисточников и монографий авторов (Выготский Л.С., Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Л., Талызина Н.Ф., Лернер И.Я).
2. Разработать «Руководство начинающему учителю» с точки зрения психологической теории и практики (тема «Педагогический менеджмент»).
3. Разработать методические рекомендации по решению конкретной проблемы дошкольника, младшего школьника, подростка (варианты: агрессивность, тревожность, страхи, гиперкинетический синдром, синдром дефицита внимания, замкнутость и др.).
4. Разработать вариант контракта педагога-психолога с образовательным учреждением.
5. Проанализировать проблемное поле современной педагогической психологии на основе изучения периодических изданий (Вопросы психологии, Психологический журнал и др.).
6. Построить в виде графика и обоснуйте историческую динамику развития науки «Педагогическая психология».
7. Предложить два варианта структуры курса «Педагогическая психология» на основе анализа классической структуры курса и структуры Зимней И.А.
8. На основе схемы психологического анализа урока пронаблюдать и запротоколировать, дать анализ и оценку реального урока в среднем общеобразовательном учреждении.
9. Разработать коррекционные мероприятия по совершенствованию познавательных процессов (подобрать тестовые методики по диагностике памяти, внимания, мышления; подобрать коррекционные упражнения и простроить схему мероприятия).
10. Построить структурно-логическую схему курса на основе учебников «Педагогическая психология» И.А.Зимней, Т.В.Габай, Н.Ф.Талызиной и др. (не менее 4-х).
11. Дать развернутый психологический анализ собственной личности с точки зрения профессиональной пригодности к педагогической деятельности (самодиагностика по подобранным тестовым методикам, концепция Я-педагог, структура педагогических способностей).
VIi. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Акмеологические инварианты в педагогической деятельности - такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность педагогического труда независимо от действия внешних условий и факторов (постоянная включенность в процесс принятия решений, предвидение, проницательность, личностные притязания и мотивация достижения, саморегуляция и др.).
Воспитание– деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду (Словарь практического психолога. – Минск, 1997. – с. 85).
Воспитание– целенаправленный и планомерный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями приобретаемого в процессе обучения со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – эффективный метод руководства и вместе с тем само требует управления (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984- с. 24).
Воспитание– это вид деятельности, осуществляющий – продуцирующий передачу новому поколению социально-культурно-исторического-онтологического опыта; это и иерархическое – целеинтенциональное воздействие на сознание и поведение индивида, с целью формирования в его психике, сознании, определенных принципов, понятий, социоустановок, которые в свою очередь обеспечивает необходимые условия для эволюции индивида, и подготовки его к тому или иному жизненному пути, к профессиональной деятельности, к общению с другими индивидами в социуме, в обществах, микрообществах; … В. можно рассматривать как процесс взаимодействия между воспитателем и воспитуемым, и как процесс коммуникации между воспитуемыми (Юрчик В.В. Современный словарь по психологии. – М., 1998. – с. 87).
Гуманистическая образовательная парадигма- представление о сущности образовательного процесса и механизмах его развития, основанное на идеях теории деятельности, личностно-деятельностного подхода к обучению, гуманистической психологии и народной педагогики, признающих ценность и индивидуальность личности обучающихся и создающих условия для проявления его субъектных характеристик в образовательном процессе.
Идентификация - механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление – как механизм индивидуализации личности.
Индивидуальный стиль деятельности - присущий конкретному педагогу, как субъекту педагогической деятельности, когнитивный стиль, стиль общения, стиль управления, саморегуляции. Определяется индивидуально-психологическими особенностями педагога, включающими индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; особенности самой деятельности; особенности обучающихся.
Личностная рефлексия школьника – это обращенность его сознания на себя, способность и готовность к адекватному и эффективному самоанализу, самоконтролю, самооценки и самопрогнозу поведения.
Личностно-деятельностный подход к обучению - такая системная организация и самоорганизация образовательного процесса, при которой личности обучающего и обучающегося рассматриваются как субъекты деятельности, которые, формируясь в деятельности и в общении, сами определяют характер этой деятельности и общения. Основы личностно-деятельностного подхода к обучению были заложены в психологии работами Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.
Личностно – ориентированное образование – это обучение,
школьников, направленное на развитие таких качеств личности как сверхнормативная активность, познавательная потребность, автономность, самостоятельность, инициативность, ответственность, духовность, нравственность, рефлексивность, толерантность, эмпатийность и другие социально важные качества человека.
Научение– целесообразные изменения внешних способов действий, поведения, деятельности, общения, опыта в условиях, не требующих специальной организации, плана, программы, возникающий и проводимый стихийно.
Наглядно-демонстрационные способы и средства учения – система приемов, операций, движений, действий на основе чувственного отражения (ощущений и восприятий) образца, показа, демонстраций наглядного, дидактического и атрибутивного материала, технических средств, путем подражания, внушения, влияния, копирования, упражнений; в форме чувственного образа и представления выражается опыт (знания, умения, навыки).
Направленность личности– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.
Навык- упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнение действия, характеризующееся отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.
Образовательная парадигма - совокупность теорий, концепций, взглядов и идей, выступающих основой для рассмотрения сущности образовательного процесса и механизмов его развития.
Ответственность– самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых субъектом (К.А. Абульханова – Славская, 1985)
Ответственность – гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести. (В.П. Прядеин).
Психологическая поддержка – это система социально-психологических способов и методов, способствующих социальному, профессиональному самоопределению личности школьника в ходе формирования её способностей, ценностных ориентаций, сакральных установок, повышения конкурентно способности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния школьника как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих социально-психологической, личностной, профессиональной самореализации на всем пути развития ученика со стороны педагога.
Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию школьника. Является основным направлением психологической поддержки школьников со стороны учителя.
Психологическое консультирование – это оказание помощи школьнику со стороны учителя в её самопознании, адекватной самооценки, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии, включая консультации по вопросам семьи и брака.
Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие учителя на личность школьника с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.Подход к обучению - категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; это глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия (обучающего и обучающегося).
Продуктивность педагогической деятельности - результативность педагогической деятельности, выражающаяся в степени соответствия педагогических результатов поставленным педагогическим целям.
Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
Саморегуляция в педагогической деятельности- способность управлять собственными психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических ситуациях.
Самоактуализация – это актуализация сущности человека, а сущность человека, по всей видимости, обладает способностью к неисчерпаемой интерпретации.
Самовоспитаниесостоит в том, чтобы устранить внутренние комплексы, внешне не обнаруживающие себя, но препятствующие хорошему самочувствию, ощущению уверенности в себе.
Самовыражениепредставляет собой эпифеномен самореализации, форму компенсации неудачи в самореализации, когда потребность в трансляции себя оказывается недостаточно подкрепленной соответствующей способностью (например, демонстративное поведение).
Самоутверждение имеет иную мотивационную основу, а именно стремление получить общественное призвание со стороны других «здесь и теперь», реализоваться таким образом, чтобы воспользоваться эффектом самореализации, а зачастую квазисамореализации (вклад в науку). Лишение возможности социального призвания вызовет прекращение активности, направленной на самоутверждение.
Словесные способы и средства учения – система невербальных и вербальных приемов и средств при взаимодействии I и II сигнальной систем, с использованием словарного запаса устной и письменной речи, грамматических и синтаксических правил и законов, ораторского мастерства, форм: объяснения, рассказа, беседы, диалога, монолога, диспута, доклада, лекции -, формирование опыта путем абстрактного, обобщенного, логического отражения на уровне научных понятий, общих суждений, индуктивных – дедуктивных умозаключений, творческого мышления, умственных способностей.
Субъект деятельности - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Усвоение- процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения на их основе решать новые задачи. По С.Л. Рубинштейну, усвоение - "центральная часть процесса обучения, … психологически сложный процесс, который не сводим к памяти или прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя…".
Устойчивость личностихарактеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения. Включает:
- способность человека сохранять свои личностные позиции и противостоять воздействиям противоречащим его личностным установкам;
- способность человека реализовывать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.
Учебно-педагогическое сотрудничество - проявление гуманистической образовательной парадигмы на практике: процесс взаимодействия, общения и совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленный на их личностное развитие, личностную и профессиональную самореализацию.
Учение - неполная учебная деятельность; процесс, в котором обучающийся не в полной мере выступае