Основным физиологическим механизмом
^ 69 . СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Концентрациявнимания - это степень или ин-тенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженности, другими словами, глубина фокуса, в котором собрана психическая ак-тивность. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. Про-
продукта, но всегда улучшающего протекание всех | вниманияявляетсяфункционирование очага опти- | |
видов деятельности. | мального возбуждения, или доминанты. Благодаря оп- | |
Внимание описывают через его свойства. К свой- | тимальному возбуждению в определенной области | |
ствам внимания относятся: 1) устойчивость; 2) кон- | коры мозга создаются условия для наиболее точного | |
центрация; 3) распределение; 4) переключение; | и полного отражения того, что особенно значимо | |
5) объем. | в данный момент, и блокируется отражение всего того, | |
Устойчивость- это временная характеристика | что не имеет отношения к текущей деятельности. | |
-Р^ | внимания, характеризующая длительность привле- | Физиологическим механизмом внимания являет- |
(0 | чения (или удержания) внимания к одному и тому | ся и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг |
же объекту. Противоположное свойство - отвлека- | выделяет из окружающей среды каждый новый нео- | |
емость внимания. Это непроизвольное перемеще- | бычный раздражитель. Функционирование ориенти- | |
ние внимания с одного объекта на другой. Оно воз- | ровочного рефлекса сопровождается соответствую- | |
никает при действии посторонних раздражителей на | щей настройкой анализаторов, повышением их | |
человека, занятого в этот момент какой-либо дея- | чувствительности, а также общей активизацией де- | |
тельностью. Таким образом, устойчивость внимания | ятельности мозга. Исследованиями нейропсихоло- | |
проявляется в способности в течение длительного | гов было установлено, что сохранение направлен- | |
времени сохранять состояние внимания на каком- | ного, программированного действия и торможение | |
либо объекте, предмете деятельности, не отвлека- | всех реакций на побочные воздействия осуществ- | |
ясь и не ослабляя внимания. | ляются лобными долями коры головного мозга. | |
Одним из свойств психики является ее избира- | Лобные доли коры мозга связаны со всей произ- | |
тельная направленность. Избирательная ориентация | вольной сознательной деятельностью, с функциони- | |
сознания повышает эффективность текущей дея- | рованием речи. Это свидетельствует о сущности | |
тельности благодаря торможению всех других кон- | внимания как способе функционирования всего со- | |
курирующих процессов. Централизация в сознании | знания. | |
того, что имеет наибольшую значимость для дея- | Психические процессы могут иметь непроиз- | |
тельности человека, - организация сознания, про- Vвольную (не зависящую от воли) направленность.' |
тивоположное свойства - рассеянность внимания.
Так называется неспособность человека сосредото-
читься на чем-либо определенном в течение дли-
тельного времени. Встречаются,два вида рас-
сеянности: первичная и вторичная. Первичная
рассеянность состоит в том, что человек с трудом
устанавливает и удерживает произвольное (наме-
ренное) внимание на каком-либо объекте или дей-
ствии. Она базируется на основных свойствах пси-
хики: одной из причин первичной рассеянности
могут стать перегрузка мозга большим количеством
впечатлений, утомление, неудачная организация
психических процессов и т. п. Вторичная рассеян-
ность - это невнимание человека к окружающим
предметам и явлениям, вызванное крайней сосре-
доточенностью (концентрированностыо) его внима-
ния на каком-либо предмете. Такая рассеянность -
результат вовлеченности в работу, когда затрудне-
на способность к распределению или переключению
внимания.
Под распределением внимания понимают
субъективно переживаемую способность человека
удерживать в центре внимания определенное чис-
ло разнородных объектов одновременно. Именно
эта способность позволяет совершать сразу не-
сколько действий. Таким образом, распределение внимания состоит в способности рассредоточивать внимание на значительном пространстве, парал-лельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Многие исследователи считают, что распределе-ние внимания по существу является обратной сто-роной его переключаемости. Переключение означа-ет сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом пе-реключаемость внимания означает способность бы-стро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.
Следующее свойство внимания - это его объем. Объем внимания определяется количеством инфор-мации, одновременно способной сохраняться в сфе-ре повышенного внимания человека. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные действия. Это ограничение вынуждает дробить поступающую из-вне информацию на части, не превышающие воз-можности обрабатывающей системы. Таким же об - разом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать не-сколько независимых друг от друга объектов - это
и есть объем внимания. Экспериментально показа-но, что он составляет значение 7 + 2 единиц, соот-ветственно, у разных людей изменяется в пределах от 5 до 9. Важной определяющей особенностью объема внимания является то, что он слабо подда-ется изменению при обучении и тренировке. Эта трудность снимается благодаря тому, что можно научиться укрупнять единицы внимания: вместо слов удерживать предложения, вместо линий - фи-гуры и т. п.
В этих случаях они организованы в форме непроиз-вольного (непреднамеренного) внимания. Так, рез-кий, неожиданный сигнал вызывает внимание поми-мо нашей воли.
Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамерен-ное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Оно обычно связано с борьбой мотивов и побужде-ний, наличием сильных, противоположно направ-ленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь
и удерживать внимание. Человек в этом случае осу-ществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей со-знания человека. В процессе деятельности произ-вольное внимание может перейти в послепроизволь-ное, не требующее постоянных волевых усилий.
Название «послепроизвольное» дано потому, что нередко оно возникает в результате увлечения ра-ботой, которую первоначально приходилось органи-зовывать произвольно, намеренно, делая усилия над собой (произвольное внимание), которая постепен-но стала интересной сама по себе (послепроизволь-ное внимание).
Все виды внимания связаны с установками чело-века, с его готовностью, предрасположенностью
к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех пси-хических процессов. Так, мы скорее заметим появ-ление определенного объекта, если ожидаем его по-явления в определенном месте и в определенное время.
являющаяся в его направленности и сосредоточен-ности на значимых объектах. Направленность созна-ния - это отбор существенных в данный моментвоздействий, а сосредоточенность.- это отвлечение от побочных раздражителей. Эти феномены созна-ния и представляют собой такой психический про-цесс, как внимание.
В системе психологических феноменоввни-мание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучить в чистом виде не представля-ется возможным. За вниманием всегда стоят по-требности, мотивы, цели, установки субъекта.
В желаниях, эмоциях и чувствах проявляется опре-деленное отношение человека к миру, к другому че-ловеку. Это отношение находит свое выражение во внимании. Предметы и явления действительности,
* отвечающие потребностям и интересам субъекта, О
вызывают его внимание. Изменение отношения Ю
субъекта к объекту вызывает изменение внимания,
выражается в изменении ясности и отчетливости
содержания, на котором сосредоточено сознание
субъекта.
Внимание как психологический факт обнаружива-
ется следующим образом: мы способны выделять
в восприятии одни элементы и игнорировать или пропускать другие; даже без специального намере-ния создаем благоприятные условия восприятия при выполнении какой-либо работы; легко выделя-ем что-то одно, но с трудом отслеживаем не-сколько явлений или предметов. Психическая и практическая деятельность не может протекать це-ленаправленно и продуктивно, если человек не со-средоточится на том, что он делает. Именно эту работу и осуществляет внимание как особый пси-хический процесс.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВНИМАНИЯ
Различные люди склонны обращать особое вни-мание на определенные стороны предметов
и явлений.Так, например, внимание определен-ной категории свидетелей может быть преимуще-ственно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт су-дебного деятеля, А. Ф. Кони пишет: «Обладатель такого внимания нередко с большою подробнос-тью и вкусом будет говорить о вздоре, действи-тельно только его касающемся и лишь для него ин-тересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, тесноты обуви - чем о событиях общественной важности или историчес-кого значения, которых ему пришлось быть свиде-телем. Из рассказа его всегда ускользнет все об-
СЛ щее, родовое, широкое в том, о чем он может —*• свидетельствовать».
Внимание- состояние психического взаимодей-ствия индивида со средой. Оптимальный уровень психической активностичеловека определяет-ся прежде всего естественным циклом чередова-ния сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности челове-ка, его отношением к этой деятельности, его ин-тересами, увлеченностью. Наиболее высокие уров-ни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональ-ным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.