Теория рекапитуляции С. Холла
Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие (онто-генез) повторяет главные стадии филогенеза. Мла-денчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными заня-тиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости
и началу цивилизации, а юность, охватывающая пе-риод с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуля-ции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Другой вариант биогенетической концепции раз-рабатывался представителями немецкой «конститу-циональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш разрабатывали главным образом проблемы типоло-гии личности на основе некоторых биологических
тивы, связанные с самоопределением и подготов-
в других же возрастах данная способность суще-^факторов. Э. Кречмер считал, что всех людей мож-
но расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный, а на другом - шизоидный тип. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу - ши-зоидным.
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимоза-висимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Они недооценивают роль социальных факторов раз-вития и переоценивают его единообразие.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, про-исходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, ис-ходя из структуры общества, способов социализа-ции, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личнос-ти, с другой - окружающей ее среды. Однако свой-ства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности
с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.
Общая черта био- и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают глав-ным образом во внепсихических факторах. В пер-вом случае акцент делается на биологических про-цессах, происходящих в организме, во втором - на социальных процессах, в которых участвует или воз-действию которых подвергается личность.
ственно ниже. Учет сензитивных периодов необхо-дим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
Возрастные кризисы(от греч. krisis - «реше-ние», «исход») - нормальный (нормативный) пере-ход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обус-ловлены прежде всего разрушением привычной со-циальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уров-ню психологического развития ребенка. Во внеш-нем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. По вре-мени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожден-ное™ (до 1 месяца), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11 - 12 лет)
и юношеский кризис.
Л. С. Выготский в рамках своей культурно-исто-рической психологии ввел понятие «зона ближай-шего развития». Это теоретический конструкт, объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития к обу-чению. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после при-обретения опыта совместной деятельности он ста-новится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Позже было показано, что по-мощь взрослого должна быть строго к месту и вре-мени.
В культурно-исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но
и как побудитель его активности, что фиксируется
в понятии «возрастные кризисы».
кой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра-зованием и самообразованием. Эти мотивы приоб-ретают личностный смысл и становятся значимыми. Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учеб-ных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную тру-довую деятельность. Основные закономерности раз-вития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Для ранней юности характерно формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становит-ся жизненной программой, когда предметом раз-мышлений оказывается не только конечный резуль-тат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий.
В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, су-ществует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельно-стью и семьей, юноши и девушки достаточно реа-листичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их при-тязания зачастую завышены.
Одно из достижений этой ступени - новый уро-вень развития самосознания: 1) открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной це-лостности и уникальности; 2) стремление к само-познанию; 3) формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, пре-емственности и единства; 4) самоуважение; 5) ста-новление личностного способа бытия, когда во мно-гих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»
Этапы онтогенеза связаны с понятием возраста. Возраст- качественно специфическая ступень раз-вития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых мож-но оценить адекватность развития индивида и ко-торые касаются психофизического, интеллектуаль-ного, эмоционального и личностного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития.
Принято выделять следующие возраста: 1) пе-ринатальный период; 2) м-ладенчество (от рождения до 1 года); 3) ранний возраст (1-3 года); 4) дош-кольный возраст (от 3 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет); 6) под-ростковый возраст (отрочество) (от 11-12 до 15 - 17 лет); 7) юношеский возраст (от 15-17 до 19 - 25 лет); 8) зрелость (от 25-30 до 55-60 лет); 9) старость (от 55-60 лет и старше).
Перинатальный период(от лат. ргае - «перед»
+ natus - «рождение») - стадия внутриутробного развития плода, которая затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чув-ствительность, в частности к звуковым раздраже-ниям, а также моторика. На последних месяцах бе-ременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функцио-нальной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигатель-ное реагирование после момента рождения.
Детство- этап онтогенетического развития ин-дивида, который длится от рождения и до появ-ления принципиальной возможности включения во
ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ
Ранний возраст - этап индивидуального психичес-кого развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменения-ми в развитии функций коры больших полушарий.
В этом временном интервале происходят следую-щие события индивидуального развития: 1) форми-руются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2) развиваются ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками; 3) фор-мируются когнитивные процессы; 4) происходит овладение пассивной и активной речью; 5) стано-вятся более определенными аффективная и воле-вая сферы; 6) формируется самосознание.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; функ-ционирование психофизического отражения в нераз-рывной связи с практическими действиями; выражен-ный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом воз-расте выступает предметно-манипулятивная деятель-ность, в рамках которой происходит овладение куль-турно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с вз-рослым, которое является ситуативно-деловым.
В этот период происходит особенно интенсивное раз-витие речи ребенка: на втором году ребенок уже по-нимает названия некоторых предметов, с которыми °н взаимодействует, а на третьем году понимание
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ
Подростковый возраст- этап индивидуально-го психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношес-кого возраста (от 11-12 до 16-17 лет). Характери-зуется качественными изменениями, связанными
с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накла-дывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития
в подростковом возрасте является становление но-вого, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности.
Этому возрасту свойственен так называемый подростковый эгоцентризм, проанализированный
в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспо-собности отличать временное и постоянное (мел-кая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (по-стоянное ощущение себя в центре внимания дру-гих людей), уникальное и универсальное (все чув-С1ва воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникаю-щее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой явля-ются основой для собственных нравственных оце-нок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятель-ности, формирование абстрактного теоретическо-го мышления.
Юношеский возраст- этап индивидуальногопсихического развития, который продолжается от
завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей это временной интервал от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе по-ловое, созревание организма. В психологическом плане главной особеннЬстыо данного возраста яв-ляется вступление в самостоятельную жизнь, ког-да происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются спе-цифические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигры-вание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессио-нальный выбор.
Зрелость(взрослость) - наиболее продолжи-тельный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способ-ностей личности, Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются мо-ментом завершения юности и началом периода ста-рения.
Старость- заключительный период человеческойжизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в произво-дительной жизни общества. Помимо прогрессирую-щего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется психологическими измене-ниями, как, например, интеллектуальный и эмоцио-нальный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жиз-ни. Однако неправомерно связывать с периодом ста-рости только регрессивные явления, она может рас-сматриваться и как период развития.
распространяется и на предметы, которые находят-ся вне непосредственного места действия ребенка.
В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки, продуктивная деятельность, являющаяся существенным фактором развития познавательных процессов, и изобразитель-ная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.
Дошкольный возраст - этап индивидуального пси-хического развития, который продолжается от 3 до 6-7 лет. Выделяют три периода: 1) младший дош-кольный возраст (3-4 года); 2) средний дошколь-ный возраст (4-5 лет); 3) старший дошкольный воз-раст (5-7 лет).
Дошкольный возраст характеризуется тем, что
ведущей деятельностью является игра, именно
в связи с ее развитием совершаются наиболее важ-ные изменения в психике ребенка и происходит под-готовка к переходу на новую ступень развития.
Младший школьный возраст - этап индивидуаль-ного психического развития, который продолжает-ся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение
в начальных классах (I—IV классы) современной шко-лы. Для этого возраста характерно, что у ребенка
в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усво-ение человеческого опыта, представленного в фор-ме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новооб-разования этого возраста - возможность произ-вольной регуляции психических процессов и пост-роение внутреннего плана действий.
взрослую жизнь. По мере интенсификации произ-водства и повышения культурного уровня происхо-дит постепенное сдвигание верхних возрастных гра-ниц. В детстве обычно выделяют следующие периоды: 1) младенческий возраст; 2) ранний воз-раст; 3) дошкольный возраст; 4) младший школь-ный возраст.
Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
Младенческий возраст (от рождения до 12-14 ме-сяцев) - период, когда ребенок развивается в фи-зическом, психическом и социальном плане чре-звычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденно-го с малым набором врожденных реакций до актив-ного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно восприни-маемые ситуации, взывать о помощи, привлекать 00 внимание, радоваться появлению близких. У младен-ца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защит-ные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые,
а также сосательный, цеплятельный и рефлекс оттал-кивания. Под влиянием внешних впечатлений у ре-бенка происходит интенсивное развитие мозга и ор-ганов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического разви-тия. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом - на-чальная форма понимания речи. К концу младенче-ства на основе организуемых взрослыми движений
и действий ребенка у него складываются первона-чальные представления об окружающем мире и воз-никают элементарные формы восприятия.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА
ПСИХИКИ
Сознание- высшая форма отражения действитель-ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро-вании и самоконтролировании поведения человека.
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру-жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело-
CD | вечества, передаваемый посредством речи. | |
«Сознание» буквально означает «совокупность зна- | ||
ний». Психика человека формируется и постоянно | ||
обогащается в условиях социального окружения, | ||
в процессе усвоения социального, общественного | ||
опыта. Если животное, выращенное в искусственных, | ||
изолированных условиях, сохраняет все свои видо- | ||
вые качества, то человек без социального окружения | ||
не приобретает никаких человеческих качеств. В ис- | ||
тории отмечено около сорока случаев, когда дети | ||
с раннего возраста вскармливались животными. Они | ||
не обнаруживали не только признаков сознания (у них | ||
полностью отсутствовали речь и мышление), но даже | ||
такого физического свойства человека, как верти- | ||
кальное положение тела при ходьбе. | ||
Одной из особенностей психики человека являет- | ||
ся ее обусловленность общественным сознанием. |
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Главным условием возникновения и разви-тия человеческого сознанияявляется совме-стная продуктивная опосредованная речью ору-дийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обще-ству возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употреб-ление орудий труда и общение с помощью слова.
С возникновением прямохождения у человека ос-вободились руки, расширился кругозор, возник-ли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового про-цесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в по-коление передаются трудовые операции.
Изготовление самого простого орудия труда не-избежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, фор-мы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном по-рядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким обра-зом, совершенствование трудовых процессов, из-готовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-
^синтетической деятельности коры головного мозга,
САМОСОЗНАНИЕ
Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы сво-ей деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я* из окружающего мира.
Самосознание - одна из форм сознания, которае отличается единством процессов познания себя и по-строения отношения к самому себе. Особо большое значение в самопознании имеют оценка одного че-ловека другим и его коллективная оценка. Самопоз-нание идет всю жизнь человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения
- оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления - соотношения самооцен-ки с оценками данной личности другими людьми и осуществляется путем самонаблюдения.
Самосознание - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, пере-живаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он стро-ит свое взаимодействие с другими людьми и отно-сится к себе. Самосознание - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ соб-ственного «я», выступающий как установка по отно-шению к самому себе.
Плотин (III в. н.э.) ввел принцип абсолютной не-материальности души. У него, впервые в истории, психология становится наукой о сознании, понятом как «самосознание». Плотин также выделил еще
,одно направление - обращенность на себя, на соб-
ственные незримые действия и созерцание. Оно как бы следит за своей работой, является ее «зерка-лом». Рефлексия в период Плотина стала исходным понятием интроспективной психологии сознания.
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение,
в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.
Самосознание проявляется в: 1) самонаблюдении; 2) критическом отношении к себе; 3) самооблада-нии; 4) ответственности перед обществом за свои поступки и действия.
Определенныйуровеньсамосознания-необхо-
димая предпосылка правомерного поведения. Самосознание можно рассматривать как целостное
интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, как психическую модель своего «Я». Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей «Я-концепции», кото-рая обусловлена социальными условиями существо-вания индивида, его социальной идентификацией (от-несением себя к определенной социальной группе).
Таким образом, самосознание - это социально обусловленная установочная система личности, си-стема ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное един-ство - стиль поведения данной личности.
человека. Совершенствовалось и орудие этой дея-тельности - речь.
Общественная организация трудовой деятельно-сти привела к выделению отдельных действий, ко-торые приобретают смысл только через работу дру-гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биоло-гической цели, формируются абстрактное мышле-ние человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен-них психических действий. Лишь на основе действия
с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образа-ми, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется ин-териоризацией(«превращение во внутреннее»).Благодаря способности действовать с психически-ми, идеальными образами предметов человек на-чинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, ре-чевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, су-щественных свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия чело-века являются экстериоризацией (внешним прояв-лением) его внутренней психической деятельности.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с из-менением исторических условий существования людей меняется их сознание.
К общественному сознанию относятся: 1) наука;
2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство;
6) религия.
Изменения в производстве, в общественных отно-шениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание - это сис-тема его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценност-ных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо-бенности:1) категориальность - отражение мирасквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы;
2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание це-лей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
4) обусловленность индивидуального сознания об-щественными формами сознания; 5) самосозна-ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознание характеризуется не только как отраже-ние мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое пре-образование действительности.
Таким образом, сознание есть высшая, интегри-рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека
в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Гипноз(от греч. hypnos - «сон») - временноесостояние сознания, характеризующееся сужени-ем его объема и резкой фокусировкой на содер-жании внушения, что связано с изменением фун-кции индивидуального контроля и самосознания. Как особое состояние сознания гипноз сопровож-дается: 1) трансом; 2) сонливостью; 3) неконтро-лируемым влечением; 4) архаическими инстинк-тами; 5) .релаксацией; 6) яркими образами воображения; 7) абсорбцией; 8) доступом к со-держанию бессознательного.
Абсорбция (от лат. absorptio - «поглощение») -способность индивида к переживанию особых со-стояний сознания (гипноза, наркотического опьяне-ния, состояния медитации). В обычных ситуациях она проявляется в повышении уровня фантазирова-ния. Доказано, что абсорбция связана с другими личностными характеристиками: 1) положительно -
с разноплановостью мотивов, социальной приспо-собляемостью, образностью мышления, коммуника-тивностью, тревожностью, а также со слабостью и динамичностью нервной системы; 2) отрицатель-но - с самоконтролем, социальным статусом в ма-лой группе, уровнем притязаний, а также с подвиж-ностью нервной системы.
Автором термина «гипноз» является английский хирург Дж. Бред. Первоначально гипноз трактовал-ся по аналогии с сомнамбулизмом. В дальнейшем было уточнено, что эффект гипнотизма проявляет-ся лишь при наличии у испытуемого положительной установки по отношению к ситуации гипноза.
26. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ | 27 . БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ |
Нарушения сознания могут возникнуть по разным | Бессознательное- это совокупность психичес- |
причинам. Наиболее часто встречающимися причи- | ких процессов, актов и состояний, обусловленных |
нами являются: 1) употребление наркотических ве- | воздействиями, во влиянии которых человек не дает |
ществ; 2) травмы спинного и головного мозга; 3) за- | себе отчета. Бессознательное включает психичес- |
болевания центральной нервной системы. | кие процессы, в отношении которых отсутствует |
Деперсонализация(от лат. de... - отрицательная | субъективный контроль. Бессознательным оказыва- |
приставка + persona - «личность») - нарушение дея- | ется все то, что не становится предметом особых |
тельности сознания, описанное Dugas L. (1898 г.), ко- | действий по осознанию. |
торое характеризуется тем, что у индивида появляет- | Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие |
ся ощущение собственной измененности, связанной | «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессоз- |
с потерей «Я», отчуждением от собственных чувств, | нательное представляет собой такую форму отра- |
действий, мыслей, а также от окружающих. | жения действительности, при которой утрачивает- |
Обусловливание- возникает при психических | ся полнота ориентировки во времени и месте |
заболеваниях и пограничных состояниях, а также | действия, нарушается речевое регулирование пове- |
при эмоциональных перегрузках. | дения. В бессознательном, в отличие от сознания, |
Двойное сознание- патопсихологическое на- | невозможен целенаправленный контроль человеком |
рушение, при котором индивид попеременно иг- | тех действий, которые он совершает, невозможна |
рает две или более социальных ролей, которые име- | и оценка их результата. |
ют диаметрально противоположные качества. При | Вобластьбессознательноговходят:1)психические |
этом, находясь в одной роли, он отрицает свою при- | явления, возникающие во сне (сновидения); 2) ответ- |
частность к другим. Чувство собственной иден- | ные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но |
тичности сохраняется в каждом их этих состояний, | реально воздействующими раздражителями (субсен-. |
но воспоминания организованы лишь в контексте | сорные или субцептивные реакции), 3) движения, быв- |
одной из ролей. | шие в прошлом сознательными, но благодаря повто- |
Дереализация(от лат. de... - приставка, обо- | рению автоматизировавшиеся и поэтому более |
значающее отделение + realis - «действитель- | неосознаваемые; 4) некоторые побуждения к деятель- |
ный») - нарушение деятельности сознания, при | ности, в которых отсутствует сознание цели, и др. |
котором окружающий мир воспринимается как не- | К бессознательным явлениям относятся и некото- |
реальный или отдаленный, лишенный своих красок. | рые патологические явления, возникающие в психи- |
При этом происходят нарушения памяти. Может воз- | ке больного человека: бред, галлюцинации и т. д. |
никать при поражениях мозга и при психических за- | Экспериментальная разработка понятия бессозна- |
болеваниях. Часто сопровождается состояниями | тельного была начата 3. Фрейдом (1856-1939), |
Х * У ж е виденного» или «никогда не виденного». | ^австрийским психологом, психиатром и невропато- |
логом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых чело-век не отдает себе отчета, имеют осмысленный ха-рактер и не могут быть объяснены действием ин-стинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невро-тических симптомах, в творчестве. На основе ма-териала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, 3. Фрейд создал трехчленную энергети-ческуюструктуруличности(бессознательное,созна-ние и сверхсознание).
В дальнейшем понятие бессознательного было су-щественно расширено. Выделяют несколько основ-ных классов проявлений бессознательного:
1)неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемос-ти или противоречия с другими мотивами; 2) пове-денческие автоматизмы и стереотипы, действующие
в привычной ситуации, осознание которых излишне
в силу их отработанности; 3) подпороговое восприя-тие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представ-ляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершунии его сотрудников эксперименталь-но показано, что выработка условных рефлексов воз-можна на неосознаваемые раздражители.
Проблема бессознательного продолжает разраба-тываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознатель-ного, специфике его проявлений, механизмах
и функциях в регуляции поведения человека явля-ется необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.
Сумеречное помрачение сознания- наруше-
ние деятельности сознания, которое характеризу-ется глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий. Сопровождается яр-кими и устрашающими галлюцинациями, возника-ют сильные аффекты страха, злобы и тоски, и про-является склонность к агрессивным действиям.
Делирий(от лат. deliriun - «безумие») - наруше-ние деятельности сознания, которое характеризует-ся зрительными и слуховыми галлюцинациями, дви-гательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве. Может чередоваться
с периодами ясного сознания и критического отно-шения к болезненным проявлениям. Причинами вы-ступают травмы головного мозга, инфекционные за-болевания и др.
Оглушение- нарушение деятельности сознания,которое характеризуется резким повышением поро-га чувствительности ко всем внешним воздействи-ям, когда восприятие затруднено, а действия затор-можены.
Психоделические состояния(от греч. psyche -«душа» + delia - «иллюзия») - нарушение сознания, которое вызывается приемом психоактивных средств (психоделиков). Характеризуется возникновением галлюцинаций (изменением картины окружающего мира), искажениями временной перспективы (оста-новкой или ускорением времени), нарушением схе-мы тела (отсутствием телесных границ), изменени-ем эмоциональных переживаний (эйфорией или страхом) и нарушением процессов мышления (уско-рением или замедлением), психомоторными наруше-ниями. Психоделические состояния моделировались во многих древних культах.
Экстаз(от греч. extasis - «восхищение») - тер-мин, зафиксированный еще в античной литературе для обозначения особого состояния сознания, в ко-тором теряются границы между внешним и внутрен-ним. Это состояние сопровождается: 1) чувством во-сторженности; 2) опьянения; 3) отрешенности от действительности; 4) игнорированием реальных внешних ощущений.
По характеру ощущений и по динамике процесса он находится близко к сфере секса. В сознании всплывают картины и образы, обычно ему недоступ-ные.