Проявление личности в раннем

ВОЗРАСТЕ. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

На протяжении пути развития личности можно вы-делить несколько этапов: 1) для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связан-ные с непосредственными желаниями, присущими кризису трех лет, наблюдаются аффективные реак-ции на трудности, с которыми сталкивается ребе-нок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой си-туации вполне вероятна эмоциональная вспышка; 2) аффективные вспышки лучше всего гасятся тог-да, когда взрослые достаточно спокойно на них ре-агируют, а по возможности - вообще игнорируют.

соВ противном случае, особое внимание взрослыхдействует как положительное подкрепление.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ре-бенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в два года ребенок на-чинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - это простейшая, первичная форма самосознания.

К трем годам появляется медтоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооцен-ка - осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и боль-ше никакой». Это чисто эмоциональное образова-ние, не содержащее рациональных компонентов. Оно основывается на потребности ребенка в эмо-циональной безопасности, поэтому самооценка все-гда максимально завышена.


14. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 15. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ  
В младшем школьном возрасте учебная деятель- МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  
   
ность становится ведущей. Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонть-  
Учебная деятельность - особая форма активнос-  
ев, - ядро личности.  
ти ученика, направленная на изменение самого себя  
Среди разнообразных социальных мотивов уче-  
как субъекта учения.  
ния, пожалуй, главное место занимает мотив полу-  
Это необычайно сложная деятельность, которой  
чения высоких отметок. Высокие отметки для ма-  
будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет  
ленького ученика - источник других поощрений,  
жизни ребенка.  
залог его эмоционального благополучия, предмет  
Структура учебной деятельности по Д. Б. Элькони-  
гордости.  
ну: 1) мотивация учения - система побуждений, кото-  
Внутренние мотивы: 1) познавательные моти-  
рая заставляет ребенка учиться, придает учебной де-  
ятельности смысл; 2) учебная задача, система вы - те мотивы, которые связаны с содержатель-  
заданий, при выполнении которых ребенок осваивает ными или структурными характеристиками самой  
наиболее общие способы действия; 3) учебные дей- учебной деятельности; 2) социальные мотивы -  
ствия - те действия , с помощью которых усваивает- мотивы, связанные с факторами, влияющими на  
ся учебная задача, т. е. все те действия, которые уче- мотивы учения, но не связанные с учебной дея-  
ник осуществляет на уроке; 4) действия контроля - те тельностью (меняются социальные установки  
действия, с помощью которых контролируется ход ус- в обществе - меняются социальные мотивы уче-  
воения учебной задачи; 5) действие оценки - те дей-  
ния): стремление быть грамотным человеком,  
ствия, с помощью которых мы оцениваем успешность  
быть полезным обществу, стремление получить  
усвоения учебной задачи.  
одобрение старших товарищей, добиться успеха,  
Доминирующей функцией в младшем школьном  
престижа, стремление овладеть способами взаи-  
возрасте становится мышление. Завершается наме-  
модействия с окружающими людьми, однокласс-  
тившийся в дошкольном возрасте переход от нагляд-  
никами.  
но-образного к словесно-логическому мышлению.  
Мотивация достижения в начальных классах не-  
Школьное обучение строится таким образом, что  
редко становится доминирующей. У детей с высо-  
словесно-логическое мышление получает преиму-  
щественное развитие. Если в первые два года обу- кой успеваемостью ярко выражена мотивация дос-  
чения дети много работают с наглядными образца- тижения успеха - желание хорошо, правильно  
ми, то в следующих классах объем такого рода выполнить задание, получить нужный результат.  
занятий сокращается. Образное мышление все Мотивация избегания неудачи: дети стараются из-  
меньше и меньше оказывается необходимым в учеб- бежать «двойки» и тех последствий, которые вле-  
ной деятельности. чет за собой низкая отметка, - недовольства учи-  
В конце младшего школьного возраста проявля- теля, санкций родителей (будут ругать, запретят  

проявление личности в раннем - student2.ru





\/ются индивидуальные различия: среди детей пси- V гулять, смотреть телевизор и т. д.).

Внешние мотивы: учеба за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главное - не получение знаний, а какая-то награда.

Самосознание

От отметки зависит развитие учебной мотивации. Именно на этой почве в отдельных случаях возни-кают тяжелые переживания и школьная дезадапта-ция. Непосредственно влияет школьная отметка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст-ников отличниками, «двоечниками» и «троечника-ми», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответ-ствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оцен-кой личности в целом и определяет социальный ста-тус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У не-успевающих и крайне слабых учеников системати-ческие неудачи и низкие оценки снижают их уверен-ность в себе, в своих возможностях.

Для развития у детей адекватной самооценки

и чувства компетентности необходимо создание

в классе атмосферы психологического комфорта

и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким про-фессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не про-сто поставить отметку), а дать соответствующие пояснения. Они оценивают только конкретную ра-боту, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достиже-ния - должна работа завтрашняя быть лучше рабо-ты вчерашней.

хологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные за-дачи в словесном плане, «практиков», которым нуж-на опора на наглядность и практические действия,

проявление личности в раннем - student2.ru

и «художников» - с ярким образным мышлением.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретическо-го мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, суще-ственные свойства и отношения.

В начале младшего школьного возраста восприя-тие недостаточно дифференцированно. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память развивается в двух направлениях - про-извольности и осмысленности. Дети непроизволь-но запоминают учебный материал, вызывающий

у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т. д. Но, в отличие от дошкольников, они способны це-ленаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается вни-мание. Без достаточной сформированное™ этой пси-хической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учеб-ному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточенно занимать-ся одним делом 10-20 мин. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышаются его устойчивость, воз-можность переключения и распределения.

Кризис трех лет - граница между ранним и дош-кольным детством - один из наиболее трудных мо-ментов в жизни ребенка.

Л. С. Выготский так характеризует кризис трех

лет: 1) негативизм - ребенок дает негативную ре-акцию не на само действие, которое он отказывает-ся выполнять, а на требование или просьбу взрос-лого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек;

2) упрямство - это реакция ребенка, который на-стаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос-лым; 3) обесценивание - обесценивается то, что было привычно, Интересно, дорого раньше. Трех-летний ребенок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя, и т. п.; 4) строптивость, близка к нега-тивизму и упрямству, но направлена не против кон-кретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков); 5) своеволие - ребенок хо-чет делать все сам, но это не кризис первого года, когда ребенок стремится к физической самостоя-тельности, это стремление к самостоятельности на-мерения, замысла; 6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по

Л. С. Выготскому, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»; 7) деспотизм - ребенок диктует свое пове-дение (если в семье один ребенок), проявляет дес-потическую власть по отношению ко всему окружа-ющему.

Все эти явления могут проявляться с разной ин-тенсивностью.

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Наши рекомендации