Возрастная психология и ее составляющие
Возрастная психология представляет собой от-расль общей психологии. Предметом возрастной психологии является изучение и сведение в систе-му психического поведения людей различных воз-растных категорий: психология детей, психология юношества, психология взрослого человека, психо-логия старого человека. Причем, каждому из кате-горий возрастов соответствует свои собственные характеристики, которые в последствии уже не по-вторяются.
Второй составляющей предмета возрастной пси-хологии является специфическое сочетание психо-логии и поведения, обозначенные понятием «воз-раст». В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психичес-ких и поведенческих особенностей, которое за при-делами этого возраста уже никогда больше не повторяется. Понятие «возраст» в психологии ассо-циируется исключительно с особенностями психо-логии и психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством прожитых лет.
Так, существует два вида возраста: паспортный
и интеллектуальный. Понятие «возраст», которое психологически верно определено для данного пе-риода времени, - это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии. Данный термин широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки психолог-
и ч е с к о г о развития ребенка в целом.
Третья составляющая предмета возрастной психо-логии - движущие силы, условия и законы психоло-гического и поведенческого развития человека.
Движущие силы - это те факторы, которые опре-деляют собой поступательное развитие ребенка, яв-ляются его причинами, содержат в себе энергетичес-кие побудительные источники развития и всегда направляют его в нужное русло. В разных моделях периодизаций психического развития оказываются задействованными разные стадии, и используемые для их выделения критерии также различны.
Ш. Бюлер(1893-1974) в человеческой жизнивыделяла четыре основные тенденции: 1) удовлет-ворение жизненных потребностей; 2) адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды);
3) творческая экспансия; 4) установление внутрен-
ней гармонии «Я». •
При этом в периодизации жизненного пути лично-
сти главным мотивом является потребность в само-осуществлении. Именно на основе реализации по-требности к самоопределению выделяются фазы жизни: 1) первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нетсамоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания; 2) вторая фаза (до 25-30 лет), когда самоопределение имеет диффузный характер; 3) тре-тья фаза, когда происходит спецификация самооп-ределения в конкретных жизненных целях; 4) чет-вертая фаза характеризует взрослого, вполне самостоятельного человека, которому не требуется советов в его деятельности и жизненной позиции. Она соответствует периоду жизни человека в проме-жутке от 30 до 60 лет; 5) пятая фаза (после 65-70 лет) - остается лишь жизнь воспоминаний.
Революционные изменения, более глубокие, про-исходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спо-койно протекающими периодами других эволюци-онных изменений психики и поведения.
Наличие кризисов возрастного развития и соот-ветствующих им революционных преобразований психики и поведения - это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного разви-тия (на возраста).
Третий вид изменений - особый. Он называется ситуационными изменениями - это такой особый признак развития, который связан с влиянием кон-кретной сложившейся ситуации (в семье, в коллек-тиве и обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведе-нии ребенка под влиянием организованного и сти-хийного обучения и воспитания.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что первые два вида, т. е. возрастные эволюцион-ные и революционные изменения психики и пове-дения, очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, так как, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функ-ция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные - наоборот, очень неустойчивые, обратимы и пред-полагается, что их закрепление обязательно проис-ходит в последующих упражнениях с помощью тре-нировки. Их особенностью является то, что они оставляют личность без видимых перемен и меня-ют лишь формы поведения - знания, умения, на-выки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психо-логии.
Критерием возрастной периодизации А. Н. Леон-тьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологичес-ких особенностях личности ребенка на данной ста-дии развития.
В основе возрастной периодизации Д. Б. Злько-нина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятель-ности общения.
Реально возрастная периодизация каждого конк-ретного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренний позиции самого человека, которая оп-ределяет его развитие на более поздних этапах он-
тогенеза. Для каждого возраста существует своя | CNJ |
специфическая «социальная ситуация», свои «веду- | |
щие психологические функции» (Л. С. Выгодский) |
и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев). Со-отношение внешних социальных и внутренних усло-вий созревания высших психических процессов оп-ределяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям сензитивности. Л. С. Выгодский при-давал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаз-дывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
Возрастная периодизация позволяет описывать
.факты психической жизни ребенка в контексте пре-делов возраста и интерпретировать закономернос-ти достижений и негативных образований в конк-ретные периоды развития.