Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.
щения основных цветов: красного, зеленого и фио-летового.
Такой способ объяснения оказался непригодным, когда Гельмгольц от ощущений перешел к анализу восприятия целостных объектов в окружающем про-странстве. Это побудило его ввести два новых фак-тора: 1) движения глазных мышц; 2) подчиненность этих движений особым правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. По-скольку эти правила действуют независимо от со-знания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, эксперимен-тальная работа столкнула Гельмгольца с необходи-мостью ввести новые причинные факторы. До того он относил к ним либо превращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам», которыми наука улавливает жизненные процессы, присоединялась третья. Последующее исследования стали основой психологии, развившейся и достиг-шей расцвета уже в XX в.
Дальнейшие исследования в области психики
и психологии проводились уже многочисленными уче-ными. Было открыто понятие рефлекторной дуги и ана-лизатора (Сеченовым), затем были исследованы прак-тически все основные психические процессы, память
и подведена научная основа под понятия «гипноз»
и «подсознание», исследованы сны. В нашем веке пси-хология стала одной из самых «влиятельных» наук,
а знание системы психики человека, его характера, темперамента и иного стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многих других процес-сов. Однако есть еще много непознанного в человеке,
в его психике, поэтому исследования в этой области должны постоянно продолжаться.
7. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ | 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ | 9. РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ | ||||
ЯВЛЕНИЙ | В психологии филогенезпонимается как про- | И ЛЮДЕЙ | ||||
Психические процессы, состояния и свойства че- | цесс возникновения и исторического развития пси- | Нет сомнения, что существует огромная разница | ||||
ловека - это единое проявление его психики. Исход- | хики и поведения животных, а также как процесс | |||||
между психикой человека и психикой животного. | ||||||
ным психическим образованием, проявляющимся | возникновения и эволюции форм сознания в ходе | |||||
Так, ни в какое сравнение не идет «язык» живот- | ||||||
и в свойствах личности, и в различных психических | истории человечества. | |||||
ных и язык человека.В то время как животное | ||||||
состояниях, являются психические процессы. | Возникновение психики связывают с формирова- | |||||
может лишь подать сигнал своим собратьям по по- | ||||||
Психический процесс- это акт психической | нием на определенном | этапе развития живых су- | ||||
воду явлений, ограниченных данной, | непосред- | |||||
деятельности, никогда изначально полностью не | ществ их способности | к активному перемещению | ||||
ственной ситуацией, человек может с помощью язы- | ||||||
заданный, а потому формирующийся и развиваю- | в пространстве, при котором удовлетворение по- | |||||
ка информировать других людей о | прошлом, | |||||
щийся и имеющий свой объект отражения и свою | требностей осуществляется посредством активных | |||||
настоящем и будущем, передавать им социальный | ||||||
регуляционную функцию. Психическое как процесс | движений в окружающей среде, которые должны | |||||
не сводится к последовательности стадий во вре- | предваряться поиском необходимых предметов. По | опыт. | ||||
мени, формируясь в ходе непрерывно изменяюще- | мере эволюционного развития у животных форми- | Разница в «языке» животных и языке человека | ||||
гося взаимодействия индивида с внешним миром. | руется специальный орган психики - нервная сис- | определяет различия и в мышлении.Это объяс- | ||||
Психические процессы - это ориентировочно-ре- | тема, обеспечивающая | отражение окружающего | няется тем, что каждая отдельная психическая фун- | |||
гулирующие компоненты деятельности. | мира и регуляцию поведения | кция развивается во взаимодействии с другими | ||||
К психическим процессам относятся следующие | Раздражимость - основное свойство живых орга- | функциями. Высшим животным свойственно лишь | ||||
явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышле- | низмов - способность живого реагировать на вне- | практическое мышление. | ||||
ние; 4) память; 5) воображение; 6) речь. | шние воздействия внутренними (исходно биологи- | |||||
Животное может действовать только | в пределах | |||||
Понятие «психическое состояние»использует- | ческими) изменениями. Включает в себя множество | |||||
наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может | ||||||
ся для условного выделения в психике индивида от- | реакций, начиная с диффузных реакций протоплаз- | |||||
выйти за ее пределы, | абстрагироваться от нее | |||||
носительно статического момента, в отличие от по- | мы у простейших и кончая сложными, высокоспе- | |||||
и усвоить отвлеченный | принцип. Поведение чело- | |||||
нятия «психический процесс». Психические состояния | циализированными реакциями человека. | |||||
века характеризуется способностью абстрагировать- | ||||||
являются относительно устойчивой интеграцией всех | Выделяют несколько форм активности жи- | |||||
ся отданной конкретной ситуации и предвосхищать | ||||||
психических проявлений человека при определенном | вого:1) тропизмы (от греч. tropos - «поворот», «на- | |||||
последствия, которые | могут возникнуть в связи | |||||
его взаимодействии с действительностью. Таким об- | правление») - изменение направления в движении | |||||
с этой ситуацией. | ||||||
разом, психическое состояние - это временное сво- | частей растения под воздействием биологически | |||||
Отличия психики человека от психики животного: | ||||||
еобразие психической деятельности, определяемое | значимых раздражителей (света, притяжения зем- | |||||
ее содержанием и отношением человека к этому со- | ли/химических раздражителей); 2) таксисы (от греч. | 1) человек способен поступать соответственно по- | ||||
держанию. | taxis - «порядок», «расположение») - ориентирую- | знанной необходимости - сознательно; | 2) способ- | |||
Психическое состояние можно также представить | щие компоненты поведенческих актов, врожденная | i | ность создавать и сохранять орудия. | Животное | ||
как общий функциональный уровень психической | способность к пространственной ориентации живых | I | создает орудие в конкретной ситуации. Вне конк- | |||
активности в зависимости от условий деятельности | организмов в сторону благоприятных, жизненно не- | | | р е Т ной ситуации животное никогда не выделяет ору- | |||
человека и его личностных особенностей. Психичес- | обходимых элементов окружающей среды (по- | • | д и е как орудие, не сохраняет его впрок. Как только | |||
кие состояния могут быть: 1) кратковременными; \/ложительные таксисы), | либо от неблагоприятных V орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно |
тут же перестанет существовать как орудие, напри-мер для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, ору-дийная деятельность животных никогда не соверша-ется кЬллективно - в лучшем случае обезьяны мо-гут наблюдать деятельность своего собрата.
В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача обще-ственного опыта. И животное, и человек имеют
в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раз-дражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает обществен-ный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способа-ми употребления орудий, способами общения. Пси-хические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом оруди-ями культурного развития человека. У человека раз-виваются высшие, собственно человеческие функ-ции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление); 4) различив в чувствах. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира раз-витие психики шло по законам биологической эво-люции, то развитие собственно человеческой пси-хики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.
(отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinctus - «побуждение») - генетически запрог-раммированное поведение, которое проявляется
в виде поведенческих актов, характерных для дан-ного биологического вида. Они обладают достаточ-ным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus - «отраженный») - форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздей-ствием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды.
С развитием коры головного мозга появились но-вые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.
У высокоорганизованных животных возникает спо-собность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Наи-более высокоразвитые животные способны даже на
отдельные интеллектуальные действия.
Развитие психики в онтогенезе- процесс эво-
люции способов взаимодействия индивида с окру-жающей средой, а также процесс формирования основных структур психики.
Основное содержание онтогенеза составляютпредметная деятельность и общение ребенка. В хо-де интериоризации ребенок присваивает соци-альные, знаково-символические структуры и сред-ства деятельности и общения, на основе чего развивается его психика, формируются его созна-ние и личность.
Исследованием онтогенеза занимается возрастнаяпсихология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития.
2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).
Все психические состояния подразделяются на че-тыре вида: 1) мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные - эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликт-ные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния - состояния ини-циативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структу-рой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляют-ся в различных уровнях внимания или внимательности личности).
Понятие «психическое свойство»указывает наустойчивость проявлений психики индивида, их зак-репленность и повторяемость в структуре его личнос-
ти. Таким образом, психические свойства личности - О
это типичные для данного человека особенности его т"~
психики,
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент; 2) направленность; 3) способнос-ти; 4) характер.
Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными про-явлениями его психики. Поэтому одно и то же прояв-ление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свой-ство представляет собой общую характеристику эмо-циональных, познавательных и поведенческих аспек-тов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический про-цесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида - вспыльчивости, не-сдержанности, гневливости.