Психофизиологические функции
— и деятельность I, 295—297
— как основа субъективных явлений 1, 295 (см. также Системные психические функции)
— и определение I, 295
Развитие психики ребенка
— движущие силы II, 218
— ведущая деятельность I, 285—287, 290, 291, 292; II, 215, 216 (см. также Игра)
— изменение места ребенка в системе общественных отношений 1, 281—284, 286, 287, 300, 301
— кризисы I, 287, 288; II, 217
— общая динамика I, 297, 298, 300, 301; II, 213—218
— подход Ж. Пиаже I, 100
— процесс умственного развития I, 9, 326, 331
— усвоения человеческого опыта I, 78, 79, 113, 114
— формирование внутренних умственных действий I, 9 (см. также Умственные действия)
— развитие (формирование) личности ребенка I, 326; II, 205
— дошкольное детство I, 117, 281, 282, 297, 298; II, 215, 216
— зависимость от конкретно-исторических условий I, 74, 286, 287
— школьный возраст 1, 283—284, 300 (см. также Мотивы,учебной деятельности)
— юность I, 284; II, 218
— теория двух факторов и "ее разновидности II, 189
Раздражимость
— избирательная II, 20—22
— и чувствительность 1, 147—151, 169—174; II, 13, 14, 143
— определение II, 18
Расовые различияI, 95
Редукция
— и восстановление звеньев системы I, 135—137
— невозможность ее при осязательных движениях II, 27, 28
— эффекторных звеньев в системах рефлексов I, 128—135
Рефлекторная концепция ощущенияI, 83, 134, 139, 149—152; II, 6, 12, 13
Рецепторная концепция ощущенияI, 83; II, 6—9
Рецепция
— аналогия принципиальных механизмов ее различных видов II, 19—21
дистантная
как она определяется объектом II, 12, 21—23
— на препятствия (см. также Анализ; Адекватность раздражителя; Раздражимость; Чувствительность)
и дифференцирование I, 204. 205; II, 18—22
и приспособление живого организма II, 9—1 I
и уподобление (см. Уподобление) Речь I, 11
— возникновение и развитие I, 68— 75, 234, 235, 256, 257, 340—342
— звуковая, членораздельная I, 69, 72; 79, 80, 235
— и обучение I, 339
— и разделение функций I, 40, 69, 235, 257, 340
— как деятельность I, 68, 69, 257, 339
и овладение речью в онтогенезе 71, 339—341, 343--345, 363; 215
— речевое мышление I, 234, 257
— роль в деятельности человека I, 20
— у животных I, 72, 79, 220
— формирование I, 234, 235, 236
—формы I, 69, 340
Решение задачи
— как нахождение операции I, 207, 208
— возможность различных способов решения I, 211, 212
СамонаблюдениеI, 147, 151, 153, 154, 250; II, 61 (см. также Интроспекция)
СамообучениеI, 336,337, 338, 380, 381
СамосознаниеII, 109, 226, 227
СимволI, 13
СинопсияI, 40
Системные психические функции
— звуковысотный слух I, 79—82, 86—88, 92; II, 25—29
— их органы (см. Функциональные системы)
— как отражательные I, 140, 141
— патология I, 137, 138
— понятие о них в старой психологии I, 83
Слово
и сознание I, 18, 26
—как единица речи 1, 69 Слух
— звуковысотный (см. Системные психические функции)
— речевой I, 78, 80, 82, 83
— формирование I, 79, 84—86, 92
Смысл
— биологический (см. Биологический смысл воздействия)
— в буржуазной психологии I, 71, 243,' 272
— действия (см. Действие)
— деятельности и ее объективное значение
их несовпадение в условиях труда в классовом обществе I, 257, 262—263; 11, 182
устранение этого несовпадения 1, 268, 269
— и значение I, 15, 241, 242, 247, 248, 253, 257, 268, 273. 274, 369, 372; II, 179, 183, 184
— и мотив (смыслообразование) II, 212, 213, 218, 223, 224
— как отношение мотива к цели 1, 244, 366, 367; II, 181 (см. также Мотивы)
— личностный II, 237 (см. также Цель)
Содержание как феноменальная сторона сознания
— изменение I, 257
— иллюзия бесструктурности поля I, 250, 253
— сознательно контролируемое I, 249-251, 360, 361
— чувственное II, 171 —175
— строение
—дезинтегрированное I, 256, 260—262, 265, 270, 271
интегрированное I, 272—276
примитивная интеграция I, 246, 248, 249, 250, 252, 253, 256
функциональное I, 252, 253, 256
— явление «презентации» I, 240, 241, 250
Сознание
— адекватность I, 270, 271
— возникновение и развитие I, 10, 252, 331, 387; II, 112, 150, 168, 169, 170, 171, 177—178
— его законы в буржуазной психологии I, 238, 239; II, 108
— и восприятие I, 353
— и деятельность I, 15 (см. также Деятельность,и сознание)
— и мозг I, 153, 154
— индивидуальное и общественное I, 14, 15*, 71, 75, 99; И, 151, 170, 177, 178
— и слово I, 11
— как общественный продукт II, 110, 111
— как отношение I, 15, 377
— как отражение I, 22, 25, 154, 157, 158, 222, 223, 232—237, 242, 252, 369
— как предмет конкретно-научного изучения I, 23, 29, 385
— как процесс
механизм I, 250—252, 361
нейрофизиологическое понимание I, 249
— как рефлексия I, 14
— определение I, 13—15, 27, 348; II, 100, 107, 151, 237
— патология I, 245
— первобытное I, 238, 246, 247, 252— 256; II, 82
— предмет («поле» сознания) I, 250, 351, 352, 353, 354, 357, 358; 11, 108
— природа I, 14, 23, 24; II, 108
— противоречия I, 267—268
— развитие
качественные изменения сознания 1,26,222,237,238,261,273, 274, 276; II, 219
принципиальный подход к проблеме 1, 15, 23—26, 237—240, 243, 244, 245
— самосознание II, 226, 227
— строение I, 15
системное I, 11, 20, 25, 256; II, 184, 185
смысловое 1, 20, 25
— теории I, 11, 14, 20, 25, 388; П, 107—110
— явления I, 14
Социализация индивидаI, 99
Способности
— их «опредмечивание» I, 77, 78, 113
— как прижизненно формирующийся процесс I, 76, 77, 78, 82, 83, 91, 92, 93, 113
Среда
— вещнооформленная I, 151, 175, 176, 216
— внешняя I, 182, 183, 223
— внутренняя I, 146, 182, 183
— гомогенная I, 176; II, 142, 143
— дискретная II, 142, 143
— социальная I, 101, 118
«Стимул-средство»(см. Память)
Стремление(пристрастность) I, 167, 180
Субъективное и объективноеI, 152,153, 156, 157, 181; II, 14, 15
Темперамент и личностьII, 102, 193, 194
Теория автоматов(схемы анализирующих устройств) II, 29, 30
Теория антропогенеза I, 108—111
Теория деятельности I, 8—16
Теория культурно-исторического развития психикиI, 19,20, 25, 102, 385
Теория эволюцииI, 10
ТропизмI, 195,196
Труд
— его нравственное осознание I, 266, 267
— его роль в антропогенезе I, 109, ПО, 222—227, 341, 342
— как процесс опредмечивания духовных сил и способностей человека 1,77,78, 112; 11,85,86, ПО
— как специфическая деятельность человека I, 112, 113, 226, 227
— орудия (см. Орудие)
— трудовые операции I, 225, 250
— трудотерапия II, 42
— умственный 1, 258, 259
— экономическое отчуждение в классовом обществе I. 119. 120, 262; II, 112, 220
Умение как операцияII, 23, 24
Умственная недостаточность ребенка,возможность ее устранения I, 74, 87, 88
Умственные действия,процесс формирования I, 103, 127—131, 299; II, 178
Уподобление
— как принципиальный механизм непосредственного чувственного отражения II, 24
— протекание процесса во внутреннем поле II, 27, 28, 29, 30
— свойства отражаемого объекта II, 23, 24, 27—30
Усвоение
— внешнее действие как основа процесса I, 104, 105
— в теории Л. С. Выготского I, 102—104
— и мыслительный процесс II, 78
— понятий I, 114, 115, 127, 129
— способов действий I, 121, 122 (см. также Присвоение)
Условный рефлекс
— генетический аспект 1,294; II, 14— 16
— и возникновение чувствительности I, 90, 91
— и динамика сенсорных процессов I, 194
— и особенности метода его выработки I, 204, 217, 218
— и условная деятельность организма I, 186, 187; II, 11, 12
Установка II,245
— двигательная II, 4i
— и иллюзия Шарпантье II, 37
— инерция II, 62, 63
— личности II, 196
«Феномен обоев»II, 44
Физиологическая психология XIX в.I, 154,156
Физиологический детерминизмII, 96, 97
Фонема1, 297
Фонематический слух,его формирование у ребенка I, 297
Функциональные системы
— и механизм деятельности I, 88 - 92, 250; II, 162
— и формирование новых двигательных систем у человека I, 83, 85, 86, 97, 98, 123, 124, 133, 134, 137, 249
— как орган I, 77, 79, 93, 94, 134, 135
Цель(сознательная) I, 231, 240, 241,
248, 249, 253; II, 153, 154 (см. также Действие; Сознание)
— и задача I, 360; II, 155
— и мотив I, 375; II, 154, 155, 214 и орудие (см. Орудие)
— личностный смысл I, 243, 244, 293, 294
Цепные ассоциативные ряды (см. Ассоциации,и высшие ассоциативные процессы)
Цепные рефлексы
— механизм цепной реакции у низших животных I, 191, 198, 199
— отличие от системы рефлексов, выступающих в .роли функциональных органов I, 93
Человек будущего I, 94
ЧувстваII, 211
Чувственная ткань I, 13,14