Избирательная .раздражимость рецепторов (см. Раздражимость)
Изоморфизм,движения как условие адекватного восприятия (см. Отражение)
Имитационный рефлекс 1, 125—126
Индивид
— и личность (см. Личность, и индивид)
— как субъект общественного развития I, 12, 14 (см. также Вид и индивид)
— как генотипическое образование II, 195
— определение II, 194—195
Индивидуальный опытI, 194 (см. также Поведение; Присвоение)
Индивидуальное и общественное сознаниеI, 237, 241—243, 244—246, 256, 269, 273—274 (см. также Сознание)
Индифферентность раздражителя1, 194—197
Инстинкт 1,24, 121, 122, 194, 197—199, 220—222, 233
Интеллект
— деятельность животных, стоящих на стадии интеллекта
— внешнее выражение I, 206—207
— как отношение к действительности I, 213-214
—специфические особенности I, 207, 209-21]
— и мышление в собственном смысле слова I, 234, 369; II, 82, 83
— и прошлый опыт I, 209—211
— исследование I, 369
—решение дяухфазной задачи I, 207, 208, 209, 212—213
—Интеллектуальный коэффициент(IQ) II, 98
—Интериоризация внешней деятельностиI, 20, 128, 130, 278; II, 83, 84, 149, 150, 151
— механизм I, 128
— необходимость процесса I, 128— 129 (см. также Деятельность)
Интерпсихологические и интрапсихологические процессы I, 103—104; II, 150
«Интерсенсорные интеграции» II, 38
ИнтроспекцияI, 14, 222 (см. также Самонаблюдение)
— в Вюрцбургской школе II, 81—82, 109
Исторический подход к психологии,как метод I, 10, 96, 101 — 107, 385 (см. также Психология, марксистская)
— в изучении психофизических явлений I, 278—279
— .в понимании частных психических процессов I, 275, 276, 278, 279
Исходные формы психики I, 146,152
Качество ощущения
— в рецепторной теории I, 87—90
— и рецептивные системы I, 88, 89; II, 26, 27 (см. также «Детектирование» сигналов; Закон специфических энергий органов чувств; Принципы развития органов специфических энергий)
— метод выработки дифферепциро- вок II, 17, 18
Кодирование, внешних воздействий в рецепторе II, 30
Компенсация дефекта (см. Восстановление психических функций)
КомплексыII, 210
Личность
— и индивид I, 380, 381; II, 101, 196 (см. также Индивид)
— и мотивы I, 381, 382; II, 226 (см. также Мотивы)
— и сознание I, 381
— и установки II, 226
— как продукт деятельности II, 186-188, 197, 202—203
— как целостное образование I, 381
методы исследования
— идеалистические II, 187, 188
— корреляция II, 189
— факторный анализ II, 188—189
— нейрофизиологические предпосылки II.. 197, 198, 226
— общественно-историческая сущность II, 194—195, 197, 199, 200, 219. 222 (см. Психика,общественно-историческая природа)
— определение II, 187
— патологическое раздвоение II, 196, 225
подход к ее изучению
—комплексный I, 326; II, 188, 229, 230
—марксистско-диалектический II, 194
психологическая характеристика I, 15, 16, 281, 380; II, ШО—102, 188, 190, 201, 214, 215, 225
— развитие личности ребенка I, 15 (см. также Развитие психики ребенка)
— структура
—и иерархические отношения деятельностей I, 381; II, 202—203, 216, 220, 221, 228
—критика буржуазных концепций II, 190—192
теории I, 15, 16, 380, 381
-- двух факторов II, 190—191 (см. также Развитие психики ребенка)
-- культурно-антропологическая II, 192
-- прагматическая I, 97—98
-- психоаналитическая II, 191, 192
--«ролей» I, 15; II, 193
типология II, 221
Логика
— как наука о мышлении II, 80, 88—89
— законы II, 81
— овладение ею I, 116
Методика двойной стимуляции I, 24
Мнемическая функция I, 13
— живой материи I, 148—149
— на стадии элементарной и перцептивной психики I, 204
Мозг и психика
— критика расистских утверждений об особенности строения мозга у представителей разных рас (см. Расовые различия)
— мозговые механизмы психических функций I, 92, 93, 132—134, 137— 140
— прогресс в развитии мозга на этапе современного человека I, 139—140 (см. также Эволюция нервной системы)
Мотивы
— биологические, в деятельности животных I, 218—220, 227, 228 (см. также Биологический смысл воздействия)
— игровой деятельности (см. Игра)
— иерархия II, 212, 213, 218, 219, 222—224
— и объективный результат деятельности I, 262—263, 273, 369—373, 375; II, 77
— и предмет деятельности I, 11 —13, 228, 231, 289; II, 213 (см. также Деятельность,мотивы)
— и различение нравственных действий I, 274, 275
— их борьба II, 203, 204, 225
— знаемые (понимаемые) I, 290— 292; II, 215, 217, 224, 226
— их функции II, 154, 211, 212
— критика геоденических концепций II, 208, 209
— неосознаваемые II, 213
— мотивировка II, 211
— определение I, 251; II, 153, 204— 206
— образование и развитие II, 214, 215, 216, 217, 227
— рождение новых мотивов (сдвиг мотива на цель) 1,250—252,290— 292; II, 201, 211, 217 (см. также Мотивы,учебной деятельности)
— отношение к деятельности II, 153
— отношение к цели I, 234, 243
— реально действующие I, 290—291
— смыслообразующие II, 212, 222
— сознание мотивов и развития потребностей I, 252, 253; II, 211, 214, 215
— сознательные I, 250, 253; II, 213
— учебной деятельности I, 289, 290, 292, 293, 355, 378
—цели I, 211, 223—224
Мышление I, 11
— ассоциативная концепция II, 80— 81
— взаимопереходы мыслительного и практического действий I, 261, 262, 331
— и деятельность II, 90—91, 117, 119—120
— и мотивация II, 76
— и речь I, 23, 29, 69, 339, 340
— и сознание I, 239, 255, 348, 369
— исторические подходы к его изучению II, 81—85
— как прижизненно формирующийся процесс II, 79, 80, 115
— критика буржуазных концепций I, 258—260; 11, 82, 115, 119—120
— нейрофизиологический аспект II, 84—85
— необходимые условия его возникновения II, 156, 157 (см. также Антропогенез)
— практическое, наглядно-действенное, II, 83, 84
— пристрастность I, 369
— «ручное мышление» обезьяны I, 206; II, 82—83
— речевое I, 234—236
-- творческое II, 72—78
-- два этапа II, 72, 73
.— филогенез I, 240; II, 82, 83, 85—87, 115, 116, 117
«Наводящие» задачи II, 77,78
Навык
— обхода преграды I, 192—196, 200, 203, 211, 212
— определение I, 202—203
— особенности связей, возникающих при формировании навыка I, 186, 187
—- переход операции в навык I, 202, 203, 212
— строение I, 203 -214
— физиологическая основа I, 203, 204
Наглядность,в обучении I, 356—360
Наивный взгляд на психику I,154
Научение
— в системе прагматической психологии 1, Э7--98
— качественное отличие у человека I, 130 (см. также Обучение)
Научно-техническая революция I,383
« Нeйроисихизм»I, 144
Обмен веществ I,118, 161, 162, 170, 171,172, 173, 174
Обобщение
— животными воздействий, имеющих биологический смысл I, 204— 205, 214
— и значение I, 335
— и слово I, 236, 332, ,333, 334, 338—341, 347
— как операция (перенос) I, 345, 347
— образа вещи I, 204—205, 213
Образ
— мира I, 10
— и модель II, 124, 125, 127
—предмета I, 13, 205, 206, 234; II, 38, 43, 112—113, 125, 253, 254
-- его активность и пристрастность II, 125, 126
-- и практика (см. Восприятие)роль практики в формировании образа)
Обратная связь II,85, 139
Обучение(см. также .Присвоение)
— и овладение знаниями I, 332—337, 338, 339, 381, 382; II, 78
— предпосылки обучения I, 127
— психологическая природа I, 330
— к сложному действию I, 248, 249
— соотношение процессов обучения и психического развития I, 330— 331
Общение
— животных I, 220—221
— как условие присвоения человеком
общественного опыта I, 15, 78, 79, 337 (см. также Присвоение)
— определение II, 248
— развитие в онтогенезе II, 248— 250
— и язык (см. Язык)
ОтнотенезI, 108, 109, 113—120, 123— 124, 126 (см. также Присвоение; Развитие психики ребенка)
Операция(способ действия)
— и деятельность I, 200, 206, 212, 213
— определение I, 200, 205—207, 294, 360
— перенос I, 205, 207, 210, 212, 213
— сознательная I, 250, 360, 361, 362
— трудовая (см. Труд)
— умственная, внутренняя, мыслительная I, 295 (см. также Деятельность; Умственные действия)
— формирование I, 362—363
— превращение действия в операцию I, 228, 229, 248—249, 250, 294, 295, 299; II, 156, 157
— в филогенезе I, 36, 206—207
Опыт(см. также Поведение; Присвоение),его роль в развитии личности II, 221, 222
Организм и личность I, 98,108, 109
Органы чувствI, 171 — 173, 180; II, 14 (см. также Взаимодействие органов чувств и рецепторная теория; Эволюция нервной системы)
Ориентировочная реакция
— и ощущение (см. Ощущение)
— и условный рефлекс II, 18, 20, 21
— и чувствительность I, 86, 87, 92, 173, 181, 182
— как способность организма фиксировать изменения внешней среды I, 86
— характеристика II, 13, 18, 78
Орудие
— «естественные» орудия животных 1, 124, 125, 207, 210, 215, 216
— и возникновение мышления I, 33, 34; II, 116
— и значение I, 24, 342
— использование животными I, 226, 227
— и способ употребления I, 115, 232-234
— овладение им I, 77—78
— определение I, 232
— производство их человеком I, 226, 227, 232, 233, 249